Сталинград и Цитадель

 

Основная нагрузка на при­крытие с воздуха наступавшей на Сталинград 6-й армии легла на лет­чиков 3-й истребительной эскадры подполковника Гюнтера Лютцова. Всю эскадру собрали в единое целое в конце весны 1942 г., после того как из Средиземноморье вернулись штаб JG-3 и II группа, III./JG-3 в это же время перебросили на южный учас­ток Восточного фронта из района озера Ильмень. На базе I группы при­шлось сформировать новую, по­скольку «исходную» I./JG-3 перебро­сили на Запад, где она послужила костяком вновь сформированной П./ JG-1.

В то время как армия фон Паулюса, практически не встречая со­противления, совершала марш по су­хим степям к Волге, летчики JG-3 все чаще встречали достойный отпор в небе над пылящими колоннами 6-й армии. Воздушные бои стали обыч­ным явлением. В этих условиях бое­вой счет эскадры быстро рос - до кон­ца 1942 г. летчики сбили более 2200 советских самолетов (с начала войны на Востоке).

За время проведения операции «Брауншвейг» не менее 19 пилотов эскадры одержали по 40-60 побед и были удостоены Рыцарских крестов, но лишь один летчик смог перешаг­нуть через 100-победный рубеж по дороге в Сталинград.

После того, как в октябре 1941 г. Гюнтер Лютцов разменял «сотню» и ему запретили принимать участие в боевых вылетах, штабное звено 3-й эскадры фактически не имело посто­янного лидера в воздухе. В мае 1942 г. водить штабное звено в бой стал бывший командир I11./.IG-53 гауптман Вольф-Дитер Вильке. За 38 сби­тых Вильке получил Рыцарский крест, «Фюрст» Вильке из 191 своей победы 118 одержал на Восточном фронте.

Приказом от 12 августа Вольф-Дитер Вильке официально получил назначение командиром JG-3. Менее чем через месяц, 9 сентября он был удостоен дубовых листьев за 100 сбитых самолетов противника. До конца декабря Вильке сбил еще 55 самолетов и получил мечи, после чего ему. как ранее Лютцову, запретили принимать участие в боевых вылетах.

В конце лета 1942 г. еще два летчика эскадры, уже имевшие Ры­царские кресты, получили дубовые листья, как преодолевшие рубеж в 100 побед. Командир 9,-го стаффеля 3-й эскадры обер-лейтенант Виктор Бауэр 25 июля сбил свой 102 самолет, а на следующий день его удостоили дубовых листьев.

Примерно через месяц коман­дир II группы гауптман Курт Брандль также довел свой счет до 102 побед и 27 августа был награжден дубовыми листьями. В отличии от Бауэра, которого вскоре перевели в тренировочную часть, благодаря чему он остался в живых, майор Брандль погиб в бою в конце 1943 г., имея на своем счету 172 сбитых са­молета.

В конце августа подразделе­ния 6-й армии завязали бои на ули­цах Сталинграда, а в течение второй недели сентября самолеты JG-3 пере­летели на небольшой аэродром Пи­томник, расположенный всего в 20 километрах западнее города на Вол­ге. Соответствующим образом укреп­ленный и расширенный аэродром Питомник служил основной опера­ционной базой стаффелей 3-й истре­бительной эскадры в течение двух месяцев. Здесь же периодически ба­зировались отдельные подразделения из JG-52 и I./JG-53.

В ходе упорных и ожесточен­ных боев солдаты Паулюса так и не сумели сломить сопротивление за­щитников Сталинграда, державших оборону по протянувшейся вдоль за­падного берега Волге тонкой полос­ке превращенных в руины городских зданий. А с 19 ноября уже не улич­ные бои стали определять судьбу сра­жения - Красная Армия нанесла мощ­ные контрудары по флангам группи­ровки Паулюса.

За три дня советские войска продвинулись на 70 км к западу от Волги и замкнули кольцо окружения. В котле оказались более 20 немецких дивизий и дивизий стран, союзных Германии. Среди 250 000 окружен­ных солдат и офицеров оказалось 200 человек наземного персонала 3-й ис­требительной эскадры (в основном -из I./JG-3), которые не сумели эваку­ироваться с аэродрома Питомник.

Основные силы JG-3 переба­зировались из Питомника на аэро­дромы Тацинская и Морозовская, расположенные примерно в 300 км юго-западнее Сталинграда. Немец­кие пилоты называли эти базы «Таци» и «Моро». Стаффели эскад­ры работали с этих площадок в тече­нии всего времени, пока предприни­мались безуспешные попытки нала­дить регулярный воздушный мост с армией Паулюса. Безоружные транс­портники Ju-52 часто становились легкой добычей советских истребите­лей после пересечения внешнего пе­риметра кольца, где истребители уже не могли из-за недостаточного ради­уса действия их сопровождать. Май­ор Вильке стал набирать доброволь­цев в так называемый Platzscvhutz-staffel (эскадрон обороны аэродрома) «Питомник».

Базироваться внутри котла изъявили желание 22 летчика. Под командой командира 3./JG-3 гауптмана Рудольфа Гермерота добро­вольцы в тяжелейших условиях лета­ли с аэродрома Питомник вплоть до середины января 1943 г. За два меся­ца они сбили 130 советских самоле­тов. Наиболее результативным лет­чиком Platzscvhutzstaffeля стал фель­дфебель Курт Эбенер из II группы, сбивший 35 самолетов (всего к сере­дине января на его счету значилось 52 сбитых) и удостоенный Рыцарско­го креста. Добровольцы несли потери - в день Рождества был сбит один из первых в JG-3 кавалеров Рыцарс­кого креста обер-лейтенант Георг Шентке из I группы. В своем после­днем воздушном бою Шентке успел сбить свой 90-й за войну самолет.

Эпическую Сталинградскую битву часто называют поворотной точкой войны на Востоке. Однако, вермахт оправился от жестокого по­ражения в приволжских степях и под­готовил к лету 1943 г. новое наступ­ление на центральном участке совет­ско-германского фронта - операцию «Цитадель». Операция «Цитадель» стала последней надеждой Гитлера на успешной исход кампании против Советского Союза.

Хотя 52-я не принимала не­посредственного участия в боях пос­ледней стадии Сталинградской бит­вы, II группа гауптмана Йоханнеса Штейнхоффа была переброшена в се­редине декабря 1942 г. из-под Ста­линграда на Кавказ для поддержки с воздуха действий 4-й танковой ар­мии; танкисты в это время пытались пробиться к окруженному городу с юго-запада. На пике этих боев, 19 де­кабря, обер-лейтенант Герхард Баркхорн сбил свой сотый самолет.

К участию в операции «Цита­дель» планировалось привлечь обе эскадры - JG-3 и JG-52, однако рань­ше, чем начался «последний и реши­тельный дранг нах Остен», на юге возникла новая угроза. После разгро­ма немцев под Сталинградом над се­верным флангом глубоко вклинив­шейся на Кавказ 17-й немецкой ар­мии нависли ушедшие на запад войс­ка Красной Армии. Чтобы избежать второго Сталинграда 17-я армия ото­шла на Кубань, а затем и в Крым. Всю первую половину 1943 г. Кубань стала основным районом боевых дей­ствий 3-й и 52-й эскадр.

I группа 3-й эскадры была пе­реброшена в Германию в конце ян­варя 1943 г., еще до окончания Ста­линградского сражения. Два пилота из H./JG-3 майора Курта Брандля весной 1943 г. преодолели заветный рубеж из 100 побед. 27 апреля обер-лейтенант Йахим Киршнер сбил два поставленных России по ленд-лизу американских бомбардировщика «Бостон» - 99-й и 100-й самолеты в своей карьере летчика-истребителя. Киршнер будучи командиром 5-го стаффеля JG-3 получил Рыцарский крест 23 декабря 1942 г. на 51 сбитый самолет противника. В составе JG-3 Киршнер запишет на свой боевой счет 175 побед, прежде чем его пере­ведут в октябре 1943 г. в IV./JG-27.

Через сутки после того, как Киршнер сбил свой 100-й самолет три истребителя ЛаГГ-3 завалил лей­тенант Вольф Эттель из 4-го стаффеля, после чего его боевой счет также составил 100 сбитых самолетов. К моменту награждения Рыцарским крестом (приказ от 1 июня 1943 г.) на счету Эттеля числилось уже 120 сби­тых самолетов.

Лишь один летчик базировав­шейся на севере Крыма III группы су­мел стать в этот период кавалером Рыцарского креста: командир 9-го стаффеля лейтенант Вильгельм Лемке сбил свой 100-й самолет (им оказался истребитель Ла-5) 16 марта 1943 г.

Между тем, стаффели JG-52 покинули передовые аэродромы в предгорьях Кавказа. Расположенные вдоль Терека посадочные площадки стали самыми восточными аэродро­мами люфтваффе за весь период вто­рой мировой войны, с этих баз само­леты могли действовать над Каспий­ским морем. В середине марта летчи­ки II и III групп прикрывали с возду­ха Керченский пролив.

2 марта командиром 7-го стаффеля стал эксперт с 66 победами обер-лейтенант Вальтер Крупински. Совсем недавно юный лейтенант при­был в 52-ю эскадру. «Граф Пински», как прозвали Крупински камрады быстро завоевал популярность. Ведо­мым у «графа» летал такой же юный Эрих Хартман, которому к весне 1943 г. удалось сбить целых четыре совет­ских самолета.

Контрастом с Крупински смотрелся оберфельдфебель Вилли Немитц из 4-нго стаффеля - один из старейших фронтовых летчиков люфтваффе. 11 марта 32-летний «Альтфатер» (дедушка) Немитц стал кавалером Рыцарского креста за 54 сбитых самолета. Всего через месяц Немитц погибнет в бою с советски­ми истребителями над Анапой, за месяц личный счет «дедушки» возра­стет на 27 побед.

20 апреля командир 8./JG-52 гауптман Гюнтер Ралль одержал оче­редную «юбилейную» победу - запи­сал на счет гешвадера 5000-ю с нача­ла войны победу. Через 11 недель боевой счет JG-52 вырос до 6000 по­бед, однако за успехи следует пла­тить. Среди многочисленных потерь оказался и командир 3-го стаффеля один из первых в эскадре кавалеров Рыцарского креста гауптман Ру­дольф Митиг (крест он получил еще тогда, когда его давали за 20 побед). К 10 июня 1943 г. личный счет Митига перевалил за сотню, но добился ас этого ценой своей жизни: самолет Митига столкнулся с машиной совет­ского пилота над рекой Кубань - это была 101-я и последняя победа вете­рана JG-52.

В первых числах июля в рам­ках подготовки операции «Цита­дель» штаб III./JG52 перебросили с побережья Черного моря в глубин­ные районы Украины. В результате третей стратегической летней наступа­тельной операции вермахта, немцы надеялись взять в кольцо крупные силы советских войск в районе Курска.

В ходе сражения под Курском произошло крупнейшее танковое сражение в мировой истории. Опера­ция «Цитадель» являлась, прежде все­го, битвой наземных войск, но и авиа­ция сыграла важную роль в исходе сражения. Истребительное прикры­тие обеспечивали восемь групп, ко­торые действовали на северном и южном фасах Курского выступа. На севере действовали четыре группы, вооруженные FW-190, на юге - четы­ре летавшие на Bf. 109G группы, II и III./JG-3, I и III./JG-52.

Операция «Цитадель» нача­лась на рассвете 5 июля. Первые часы воздушного сражения напомнили ве­теранам люфтваффе веселое для них время первой фазы операции «Барба­росса». К концу 5 июля летчики сби­ли 432 советских самолета, в основ­ном, штурмовиков и бомбардиров­щиков.

II./JG-3 майора Брандля уве­личила свой счет на 77 побед, два лет­чика группы одержали 5 июля 1943 г. свои 150-е победы: стаффелькапитан 5./JG-3 обер-лейтенант Йохим Киршнер (за один день сбил девять самолетов противника) и сам коман­дир группы, майор Курт Брандль (на его счету в этот день значились четы­ре Ил-2 и один Як-1). Командир 4-го стаффеля обер-лейтенант Вернер Лу­кас также сбил за день пять самоле­тов противника, доведя свой личный счет до 92 побед.

Лучшим асом дня в III./JG-3 стал стаффелькапитан 8./JG-3 обер-лейтенант Эмиль Битч - шесть побед (личный счет вырос с 75 до 80 сби­тых). Командир 9-го стаффеля обер-лейтенант Вильгельм Лемке также сбил шесть самолетов противника, но одну победу ему не подтвердили.

Самым результативным лет­чиком дня по итогам деятельности обоих групп 52-й эскадры стал ко­мандир 2-го стаффеля гауптман Йоханнес Вейзе, сбившие не менее 12 самолетов противника (на его счету стало 95 побед). Вальтер Крупински из 7-го стаффеля сбил 11 самолетов, но «графа Пунски» самого ранили в ходе последнего за день воздушного боя и на шесть недель он вышел из строя. Эти шесть недель Крупински в должности командира стаффеля заме­нял Эрих Хартман - его боевой счет за 5 июля увеличился на четыре сбитых самолета и составил 21 победу.

7 июля погиб обер-лейтенант Пауль-Генрих Дане, который обеспе­чил 800-ю победу 1./JG-52 и 6000-ю эскадре в целом.

Несмотря на удивительные успехи люфтваффе, на земле опера­ция «Цитадель» откровенно пробуксовывала. Красная Армия нанесла встречный удар - две силы столкну­лись в жестокой битве. Немцам не помогли новейшие 55-тонные тяже­лые танки «Тигр», впервые приме­ненные в значительных количествах. Германские панцердивизии оказа­лись не способны прорвать оборону Красной Армии. После восьми дней боев Гитлер отдал приказ о прекра­щении наступления.

21 июля рубеж в 100 побед преодолели еще двое летчиков JG-3 -Эмиль Битч и Вальтер Лукас. До кон­ца месяца Брандль и Киршнер дове­ли свои счета до 170 побед. 2 августа Иоахим Киршнер был удостоен ду­бовых листьев к Рыцарскому кресту; Курт Брандль получили листья на год раньше - тогда их давали за 100 побед.