Самолеты и вертолеты

 

01.jpg Color2.jpg

1. Истребитель МиГ-29 заводской номер 18114 127-й истребительной эскадрильи «Рыцари» ВВС Югославии, авиабаза Батайница, Белград, Сербия, июль 1991 г.

В конце 1987 г. Югославия закупила в Советском Союзе 14 одноместных истреби­телей МиГ-29 и два двухместных учебно-боевых МиГ-29УБ. Истребители МиГ-29 принимали участие в войнах со Словенией, Хорватией, Боснией в 1991-92 г.г. Самолеты, главным образом, наносили удары по наземным целям. В 1999 г. 127-я истребительная эскадрилья в большей степени, чем любое другое подразделение ВВС Югославии, принимала участие в отражении воздушной агрессии НА ТО. Эскадрилья по западным, данным потеряла шесть МиГ-29 в воздушных боях с гол­ландскими и американскими истребителями. Известно, что согласно отчетам НА ТО на земле были уничтожены все югославские истребители МиГ-29, однако сами НАТОвцы засекли взлет 11 самолетов этого типа из аэропорта Слатина после вступления в силу мирных договоренностей. Не исключено, что сведения о потерях 127-й эскадрильи являются завышенными.

 

2. Истребитель МиГ-21 бортовой номер 103, 1-я истребительная эскадрилья ВВС Хорватии, аэропорт Плесо, Загреб, Хорватия, июнь 1992 г.

МиГ-21 с бортовым номером «103» стал третьим реактивным истребителем ВВС Хорватии, после получения республикой в 1992 г. независимости. В ВВС Югосла­вии самолет имел номер 17161, машину угнал в Сплит летчик-хорват в мае 1992 г. На истребитель оперативно нанесли опознавательные знаки ВВС Хорватии, пос­ле чего он принял участие в боях первых дней боснийской войны. 1-я истребитель­ная эскадрилья получила наименование «Черные рыцари», обратите внимание на эмблему подразделения в носовой части фюзеляжа. Самолет «борт 103» получил собственное имя «Защитник Вуковара», ниже фонаря кабины изображен герб го­рода Вуковар с надписью «Ostventnik Vukovara». Через три года в ВВС Хорватии числилось около 40 истребителей МиГ-21, поставленных из Германии и с Украины. Самолеты находились на вооружении 21-й и 22-й эскадрилий, которые принимали активное участие в установлении конт­роля Загреба над Србской Крайней.

 

3. Военно-транспортный самолет Локхид С-130Е «Геркулес» регистрацион­ный номер 40457 из 317-го транспорт­ного авиакрыла ВВС США, Загреб, Хор­ватия, июль 1992 г., операция «Провайд Промайз».

Международное военное вмешательство в ход боснийской войны началось летал 1992 г. Первыми самолетами, выполнив­шими посадку в аэропорту Сараево, ста­ли «Геркулесы» из 37-й военно-транспор­тной эскадрильи ВВС США, которая базировалась в Германии на авиабазе Рейн-Майн. «Геркулесы» доставляли в столицу Боснии гуманитарные грузы. Кагола стало, ясно, что продолжитель­ность воздушного моста не ограничить­ся одной неделей на авиабазу Рейн-Майн с континентальной американской базы, Поуп было переброшено в полном соста­ве 317-е транспортное авиакрыло ВВС США. Самолеты выполняли перевозки гу­манитарной помощи по маршрутам Сплит-Сараево и Загреб-Сараево.

 

4. Военно-транспортный самолет Локхид «Геркулес» С.Mk. IP регистраци­онный номер XV206 47-й эскадрильи Ко­ролевских ВВС Великобритании, Сара­ево, Босния, июль 1992 г.

Самолеты RAFначали принимать уча­стие в воздушном мосту в Сараево с первых дней июля 1992 г. Изображен­ный на рисунке «Геркулес» базировался сначала в аэропорту Загреба, затем - в Анконе-Фалконара в Италии. Самоле­ты 47-й эскадрильи RAF летали в Са­раево практически ежедневно на про­тяжении трех лет. Выбор на отправ­ку в зону военного конфликта 47-й эс­кадрильи был неслучайным, так как са­молеты подразделения имели аппарату­ру постановки помех ракетам с тепло­выми головками самонаведения, кото­рые используются почти во всех ПЗРК. ПЗРК представляли собой основную уг­розу самолетам, приземлявшимся или взлетавшим из аэропорта Сараево.

 

5. Вертолет Ми-8МТВ регистрацион­ный код Т9-НАА республики вооружен­ных сил Боснии-Герцеговины, Меджигорье, ноябрь 1993 г.

На протяжении всей боснийской войны вертолеты Ми-8 использовались босний­ским правительством в Сараево для во­енных перевозок между изолированными мусульманскими анклавами, несмотря на запрет ООН на полеты авиации в воздушном пространстве республики. Большин­ство вертолетов Ми-8 босняки закупили но «черном» рынке оружия. Ранее эти ма­мины принадлежали России и Чехословакии. Вертолет с регистрационным номером «Т9-НАА» ранее принадлежал (Аэрофлоту» и использовался хорвата­ми в районе Меджигоръя.

02.jpg Color3.jpg

6. Вертолет Уэстленд «Си Кинг» НС. Mk. 4 845-й эскадрильи Королевского фло­та Великобритании, Сплит, Хорватия, сентябрь 1994 г.

Осенью 1992 г. в Сплит были доставлены окрашенные в белый цвет ООН вер­толеты «Си Кинг» Королевских ВМС Великобритании. Вертолеты предназ­начались для использования в интересах британского контингента сил UNPPROFOR (United Nations Protection Force). Эскадрилья «Си Кингов» ба­зировалась в Сплите на протяжении восьми лет, обеспечивая действия ООН и НА ТО в Боснии. В декабре 1995 г. вертолеты перекрасили в зелено-белый «тиг­риный» камуфляж. Новая окраска в какой-то мере отражала смену приори­тетов стратегии НА ТО, от ^миротворческих усилий - к активной наступа­тельной позиции.

 

7. Истребитель-бомбардировщик Макдоннелл-Дуглас EF-18B+ «Хорнет» бор­товой номер СЕ. 15-12 (киль)/15-25 (нос) 51-й эскадрильи ВВС Испании, опе­рация «Дени Флайт», январь 1995 г.

Испания подключилась к миротворческой операции в Боснии в 1992 г., когда миротворцы с Пиренеев появились в районе Мостара однако самолеты ВВС Испании присоединились к авиации Альянса только в ноябре 1994 г., когда под­разделение испанских «Хорнетов» было переброшено в Авиано. На протяжении 1995 г. в операциях НА ТО принимали участия EF-I8B+ из двух эскадрилий ВВС Испании - Аlа-12 и Аlа-15. В мае самолеты бомбили склады боеприпасов в рай­оне Пале. Испанские «Хорнеты» вместе с самолетами других стран были за­действованы в операциях «Делиберейт форс» и «Союзническая сила».

 

8. Истребитель-бомбардировщик «Мираж-20000» бортовой код 3-ХВ удар­ной эскадрильи «Арденны» 3-й истребительной эскадры ВВС Франции (ЕС-3/ 3), операция «Делиберейт форс», сентябрь 1995 г.

ВВС Франции принимали участие в операциях авиации Альянса на Балканах с первых полетов транспортных самолетов в аэропорт Сараево. Истребители-бомбардировщики «Мираж-20000» в период операций «Делиберейт форс» и «Союзническая сила» действовали с итальянской авиабазы Истрина. Са­молеты применяли высокоточное ору­жие: управляемые ракеты AS-30L с лазерным наведением, корректируе­мые бомбы серии «Пэйвуэй». Один «Мираж-2000» был сбит в августе 1995 г. в районе Пале.

 

9. Истребитель Локхид-Мартин F-16С регистрационный номер AF89001 31-е тактическое истребительное авиакрыло ВВС США, Авиано, Ита­лия, апрель 1994 г.

Самолеты 31-го авиакрыла ВВС США были развернуты на итальянской авиабазе Авиано в апреле 1994 г. в ра­мах обеспечения постоянного присут­ствия боевых самолетов НАТО на южном фланге Альянса. Входившие в состав крыла 510-я и 555-я эскадрильи активно участвовали в боснийском и косовском конфликтах. Два F-16 были потеряны над Балканами; в частно­сти в июне 1995 г. был сбит истреби­тель капитана скотта О Трэди.

 

10. Самолет радиоэлектронной борь­бы Грумман ЕА-6В «Проулер» регис­трационный номер 161779 из 4-й так­тической эскадрильи РЭБ (VMA Q-4) корпуса морской пехоты США, авиа­носец «Америка», операция «Делибе­рейт Форс», сентябрь 1995 г.

Самолетам подавления системы ПВО противника (SAED) командование Альянса придавало огромное значение, поскольку в Вашингтоне по полити­ческим мотивом считали необходи­мым не допускать потерь в самоле­тах. Первые самолеты РЭБ ЕА-6В «Проулер» появились в Италии на базе Авиано в ноябре 1994 г. в период кри­зиса вокруг Бихача. Эскадрилья УМА Q-4 принимала участие в заклю­чительной стадии операции «Делибе­рейт Форс» осенью 1995 г. Экипажи «Проулеров» из 4-й эскадрильи унич­тожили, по крайней мере, одну сербс­кую РЛС.

03.jpg Color1.jpg

11. Истребитель-бомбардировщик F/A-18С «Хорист» регистрационный номер 164632 из 87-го истребительно-бомбардировочной эскадрильи (VFA-87) 8-гс палубного авиационного крыла (CVW-8) авиации ВМС США, авианосец «Тео­дор Рузвельт», операция «Союзническая сила», май 1999 г.

За последнее десятилетие XX века авианосец «Теодор Рузвельт» стал час­тым гостем в водах Адриатического моря. Впервые он появился в регионе вес­ной 1993 г. в период кризиса из-за Сребреницы. Самолеты из состава палубного крыла авианосца в апреле 1993 г. составили первый боевой воздушный патруль операции «Дени Флайт». Авиация с «Теодора Рузвельта» принимала участие в самом первом налете операции «Делиберейт форс» в августе 1995 г. Корабль пересек Атлантику, чтобы принять участие в воздушной кампании «Союзни­ческая сила» в апреле 1999 г. На самолете с регистрационным номером 164632 летал командир авиакрыла авианосца « Теодор Рузвельт» кэптен Дэли Лили.

 

12. СВВП Бритиш Аэроспейс «Харриер» GR. 7 бортовой код ZD437 1-й истре­бительной эскадрильи RAF, Джиойя дель Колли, Италия, операция «Союзни­ческая сила», май 1999 г.

«Харриеры» британских ВВС действовали с итальянской авиабазы на протя­жении всей операции «Союзническая сила». СВВП выполнили более 800 боевых вылетов против целей на территории Косова и южных районов Сербии. Ос­новной боевой нагрузкой «Харриеров» являлись корректируемые авиабомбы се­рии «Пэйвуэй» и RBL-755. В июне 1999 г. в Джиойя дель Колли базировалось 16 СВВП «Харриер» ВВС Великобритании.

 

13. Штурмовик А-10А «Уартхог» регистрационный номер 80654 91-й истре­бительной эскадрильи ВВС США, Джиойя дель Колли, Италия, операция «Союзническая сила», май 1999 г.

В период воздушной кампании против Косово штурмовики А-10А являлись основными самолетами, предназначен­ными для поражения боевой техники Югославской народной армии. В пер­вые недели операции «Союзническая сила» 91-я эскадрилья базировалась на севере Италии в Авиано, но в конце ап­реля ее перебросили в Джиойя дель Колли, откуда полетное время до Ко­сова было меньше. Штурмовики вы­полнили ряд чрезвычайно опасных бое­вых вылетов на подавление батарей зе­нитной артиллерии сербов. Один штур­мовик получил прямое попадание в дви­гатель, двигатель отвалился, по само­лет смог дотянуть до авиабазы Пет­рович в Македонии, продемонстрировав уникальную боевую живучесть.

 

14. Транспортный вертолет Боинг-Вертол «Чинук» НС.Mk.2 27-й эскад­рильи ВВС Великобритании, Кэмп Пайпер, Македония, 11 июня 1999 г.

«Чинукам» Королевских ВВС отводи­лась важнейшая роль в плане ввода во­инского контингента НА ТО в Косо­во. Вертолеты перевезли солдат и офицеров 5-й воздушно-десантной бригады в стратегический проход Казаник, позволив основным силам НА ТО беспрепятственно войти в албанскую провинцию Сербии. Все принимавшие участие в операции «Джойнт Гардиан» вертолеты несли полные комплек­ты боевого оборудования, а в проемах дверей были установлены пулеметы. На всех восьми британских вертоле­тах «Чинук», развернутых в Македо­нии имелись особые опознавательные знаки в виде перевернутой буквы « V».

 

15. Боевой вертолет Ми-24П армейс­кой авиации вооруженных сил России, Московский военный округ, аэропорт Приштины, Косово, август 1999 г.

С момента появления в Слатине рос­сийской воздушно-десантной роты во­енное присутствие РФ в Косово быстро возрастало и вскоре численность российского контингента KFOR пере­валила за 3000 человек. В Слатине по­явились вертолеты с красными звезда­ми на бортах. Ми-8 и Ми-24 выполня­ли разведывательные задания, эскортировали с воздуха автоколонны. Вер­толетчиков набирали в подразделени­ях армейской авиации Московского во­енного округа. Многие пилоты имели за плечами Афганистан и Чечню.

 

16. Разведывательный вертолет Белл OH-58D «Кайова Уорриер» регистра­ционный номер 40174 взвода «Dark Horse» 1-й эскадрильи 4-го кавалерий­ского полка армии США, Кэмп Бондстил, Косово, февраль 2000 г.

Деятельность американского мирот­ворческого контингента численностью 6000 человек поддерживала вер­толетная группа тэск форс «Фолкон», которая базировалась в Кэмп-Бандстиле на востоке Косова. Разве­дывательные вертолеты OH-58D «Кайова Уорриер» вели мониторинг обстановки в районе сербских населен­ных пунктов и контролировали при­граничные с Сербией районы Косова. Совершенная тепло- телевизионная аппаратура позволяла действовать вертолетам в любое время суток, на борту имелось оборудование для запи­си видеоизображения, видеозаписи по­том тщательно изучались сотрудни­ками разведслужб KFOR