Из Англии в Россию

 

26 июня 1944 истребители 8-й Воздуш­ной Армии участвовали в первом вылете в рамках операции «Фрэнтик» - челночных бомбардировочных налетах с промежуточ­ной посадкой в России. Руководил истреби­телями Дон Блэйксли, который, сознавая какая ответственность лежит на его плечах, забил картами всю кабину своего «Мустан­га». Кроме 45 Р-51 собственной группы, под его началом было 16 «Мустангов» из 352-й. Им предстояло сопровождать в Россию три крыла «Летающих крепостей». Они не мог-

ли позволить себе впустую тратить топли­во в боях над Германией, и благодарили бога, что Ягдваффе почти не оказывали со­противления по пути следования американ­ской армады к цели. «Мустанги» обменя­лись выстрелами с горсткой вражеских ис­требителей, но не стали преследовать их после того, как немцы обратились в бегство.

Тем не менее, два вражеских истребителя было сбито.

Блэйксли был расстроен. «Кид» Хофер, бунтарь и индивидуалист, не подчинился приказам командира и погнался за самоле­том противника. Назад он не вернулся. Пре­одолев 580 миль, пилоты обрадовались, уви­дев под собой Пирятин, на аэродром которого они все благополучно приземлились. Они гостили у русских четыре дня, прежде чем отправиться в обратный путь через Ита­лию. Выяснилось, что обратно им придется сопровождать гораздо меньше В-17 - нем­цы очень удачно бомбили ночью аэродром в Полтаве и уничтожили 43 бомбардиров­щика. К счастью, временная база истреби­телей в близлежащем Пирятине не попала под этот удар.

Хофер, который в одиночку долетел до Киева и обнаруживший, что его уже объявили погибшим, вновь присоединился к сво­ей части. Но неполадки с «Мустангом» вы­нудили его еще на какое то время задержать­ся в России, как и трех других пилотов. Ос­новные же силы истребителей взяли курс на Дрогобыч в Польше, откуда их путь лежал в Италию. У побережья Югославии само­леты повернули, чтобы пересечь Адриати­ку, и приземлились на аэродромы в Лесине, Мадне и Сан Севере. Там им оказали гос­теприимство пилоты 325-й группы, знаме­нитой «Checkertails», тоже вооруженной «Мустангами». Четыре отставших Р-51 пы­тались догнать своих товарищей, но это «удалось» лишь одному - он совершил ава­рийную посадку на пляж в Сицилии. Два других приземлились на раскисший италь­янский аэродром Фодже. Только «Кид», в присущем ему стиле - в одиночку, игнори­руя приказы - сумел на бреющем полете уйти от Bf 109s и затем, с малым остатком топлива направился к месту назначения. К счастью, его перехватил «Спитфайр» и бла­гополучно проводил до Мальты. На следу­ющий день Хофер наконец присоединился к своей группе, которая уже готовилась к следующему вылету.

Блэйксли организовал совместный с 352-й и 325-й группами вылет из Италии, на «зачистку» воздушного пространства над Будапештом, где американцы столкнулись с 80 Bf 109. В ходе разгоревшихся схваток 4-я группа потеряла четыре самолета. Дикэн Хивли, один из ведущих асов группы, был ранен в начале боя, но все же сумел уничтожить три истребителя противника. Его ведомый, Грувер Симе, тоже был ранен, но сумел «снять» Bf 109 с хвоста Хивли. Из четырех сбитых пилотов 4-й группы, двое попали в плен, а двое погибли. Хофер погиб последним, его «Мустанг» был сбит под Мостаром в Югославии.

Р-51D хорошо справлялся со многими задачами, но была одна, о которой инженеры Норт Америкен не могли и подумать - спасение сбитых пилотов. Благодаря про­сторной кабине, в критической ситуации, в ней могли разместиться два человека. И многие пилоты были благодарны конструк­торам за этот «незапланированный» пода­рок, поспособствовавший их спасению.

Один такой случай произошел в Герма­нии 18 августа, когда ас из 355-й группы лейтенант Ройс Прист услышал по радио: «Мой самолет подбит зенитками! Попы­таюсь посадить его на брюхо». Это был его товарищ капитан Берт Мар­шалл. Прист немедленно отреагировал: «Садись на дорогу, приятель. Я призем­люсь рядом и заберу тебя». По радио раздался шквал протестов. Ведь в случае неудачи группа могла потерять два самолета и двух пилотов. Но Прист был непреклонен. Маршалл не смог найти дорогу, и его P-51D сел на вспаханное поле. Земля выглядела слишком мягкой, чтобы тяжелогруженый «Мустанг» мог взлететь. Поэтому Прист выбрал для посадки свеже­скошенное поле на расстоянии приблизи­тельно три четверти мили от Маршалла. Он приземлился на минимальной скорости, за­тем развернул самолет и порулил обратно по своим следам, пытаясь таким образом ут­рамбовать дорожку для взлета. Маршалл тем временем спешил к своему спасателю в тем­пе, достойном участника Олимпийских игр. «Это было жесткое испытание. Я был не в форме для таких упражнений. Время от времени я был должен переходить с бега на быстрый шаг. Я словно обезумел, потому что я вспомнил, что у меня только две аме­риканских сигареты, и мне не нравилась идея остаться во Франции только с двумя американскими сигаретами».

Маршалл вскарабкался на борт любез­но подрулившего к нему «Мустанга», сопровождаемый потоком причитаний, которые прекратились лишь тогда, когда Прист вы­лез из кабины, выкинул свой парашют и скомандовал Маршаллу: «Залезай!». Затем он сел к нему на колени, прогрел двигатель и порулил к началу импровизированной взлетной полосы. Перетяжеленный Р-51 в конечном счете оторвался от земли, хотя и «сбрил» стог сена в конце полосы. Служба управления полетами в Стипл Мордене была информирована о том, что в самолете находятся два человека, и сразу дала раз­решение на посадку. Подоспевшая спасатель­ная команда смогла наблюдать, как два очень счастливых пилота вылезают из кабины.