Последние победы

 

Тяжелое положение, в которое попали Люфтваффе в 1945 году, вызывало беспо­койство и на базах истребителей в Брита­нии - молодые пилоты не могли открыть свой победный счет. Единственным шансом для них сделать это оставались штурмовые атаки, но и для них было непросто найти цели. В этот период группы истребителей шныряли по всей Германии в поисках це­лей, на которые не жалко потратить патро­ны. Но некоторым группам, таким как, на­пример, 339-я под командованием Джо Тури, удавалось иногда обнаружить убежи­ща Люфтваффе.

Пилоты также смогли заметить, что хотя территория Германии, контролируемая на­цистами, уменьшилась, количество зениток на ней возросло. Орудия крупного и мелко­го калибра, а также смертельно опасные многоствольные зенитные установки в лю­бой момент могли «проредить» группу ис­требителей, летящую на малой высоте.

Но не следует думать, что война в воз­духе сошла на нет. 359-я группа, базировав­шаяся в Ист Ретшхеме, Норфолк, не часто попадала на страницы газет, но это не сму­щало ее пилотов. Лучший ас группы Рей Ветмор одержал 21,25 побед, 16 из них на «Мустанге».

Ветмор отслужил два операционных цикла, что позволило ему наблюдать закат истребительных сил Люфтваффе. То, что враг все еще мог доставить американцам неприятности, было наглядно продемонст­рировано 27 ноября, когда Ветмор и его ведомый, лейтенант Роберт Йорк, вступили в неравную схватку - соотношение сторон составляло 50 к одному! Американцам при­шлось запросить помощь, когда они столк­нулись с двумя группами немецких самоле­тов севернее Мюнстера, в которых в сово­купности было около 100 истребителей. Пока враги оценивали противостоящие им «силы», они превратились из охотников в жертву. «Чтобы защищаться, мы должны были атаковать» говорил Ветмор позже.

Ветмор и Йорк бросились в атаку и бы­стро сбили одного немца. Удачный выстрел с упреждением 20 градусов принес Ветмору вторую победу. Он погнался за третьим Bf 109 и расстрелял весь свой боезапас к тому моменту, когда пилот противника вос­пользовался парашютом. Ставшему теперь беззащитным американцу пришлось манев­рировать в воздухе еще 10 минут, прежде чем он сумел выйти из боя.

Он развил свой успех в День Святого Валентина в 1945 году. Наводимый по ра­дио с земли, Ветмор обнаружил неподале­ку от аэродрома Даммер Лейк летящую ниже четверку Fw 190. Ас из 359-й группы спикировал и сбил последний из них. Спа­саясь от его огня, второй самолет против­ника попытался спикировать, но врезался в землю. Сбив третий Fw 190, Ветмор выз­вал своего ведомого, чтобы сбить оставше­гося противника, что и было сделано. Перестроившись и набирая высоту, Ветмор и его напарник столкнулись с еще одной парой Fw 190. Вновь прибывшие и Ветмор открыли огонь практически одновременно, оба нем­ца выпрыгнули с парашютом. В тот день лучший ас 359-й группы записал на свой счет четыре с половиной победы.

Последний самолет он сбил 15 марта, за месяц до последнего боевого вылеты сво­ей группы. Около Виттенберга он сбил Me 163, причем в ходе преследования ука­затель воздушной скорости его «Мустанга» показывал 600 миль/ч.

В последние месяцы войны отличился и Дональд Стрэйт из 356-й группы. Свой первый операционный цикл он отлетал на «Тандерболте» и одержал три победы. Ког­да осенью 1944 года он вернулся в свою группу, ему представилась возможность полетать на «Мустанге».

Первая встреча с врагом состоялась 26 ноября, когда более 40 Bf 109 попытались атаковать бомбардировщики, которые прикрывала возглавляемая им 361-я эскадрилья. Американцы сбросили подвесные баки и вступили в бой. Стрэйт заметил вторую группу германских истребителей, которые шли на 1500 футов выше, и начал набирать высоту. Подкравшись к одинокому Bf 109, он открыл по нему огонь с дистанции 350 ярдов. Самолет противника загорелся. К Стрэйту присоединился его ведомый, и на высоте 13,000 футов они стали оглядывать­ся в поисках противника. Вскоре они заме­тили еще один «Мессершмитт», который попытался скрыться от них в пикировании. Но американцы совместными усилиями сбили его.

Одержав еще две победы 5 декабря, Дон Стрэйт попал в неприятную ситуацию на Рождество. Он так близко подошел к под­битому им Bf 109, что хлещущее из против­ника масло залило ему фонарь кабины. Тем не менее он наблюдал, как вражеский ис­требитель с заклинившим двигателем при­землился на брюхо в поле.

Оглянувшись по сторонам, Стрэйт уви­дел, как его ведомый открыл огонь по вто­рому Bf 109, но пилот «Мустанга», очевид­но, не заметил другой вражеский истреби­тель, преследующий его. Предупредив на­парника по радио, Стрэйт бросился в атаку, но масляная пленка на лобовом стекле не позволяла ему вести прицельный огонь. Воспользовавшись своим шансом, против­ник благополучно ретировался.

Еще одним пилотом, преуспевшим на Р-51, был Робин Олдс из 479-й группы. Он был лучшим из асов 8-й Армии, летавших на «Лайтнингах» (девять побед). Свою первую победу на «Мустанге» он одержал 6 октяб­ря 1944 года, уничтожив Fw 190, и до побе­ды сбил еще три вражеских самолета, в чем ему очень помог установленный на Р-51 D прицел К-14. Следующую свою победу Олдс одержал 9 февраля 1945 года, когда с расстояния 450 ярдов, благодаря помощи К-14, подстрелил Bf 109.

7 апреля его группа была частью эскор­та бомбардировщиков В-24, атаковавших Дюнеберг. Инверсионные следы ниже строя «бомберов» сигнализировали о появлении Me 262, и Олдс немедленно спикировал на противника. Но немец воспользовался сво­им преимуществом в скорости и скрылся. Вернувшись к бомбардировщикам, Олдс обнаружил атакующий их Bf 109 и сбил его.

Среди пилотов 4-й группы, служивших второй операционный цикл, был Луис Норли. Во время первого цикла он добился 8,33 побед, и ему удалось увеличить это число.

В сентябре 1944 года, над Арнемом, во время операции «Market Garden», он сбил два Fw 190. 2 ноября, в районе Мерсеберга, его жертвой стал Me 163. В январе 1945 года его назначили командиром 334-й эскадри­льи. 19 апреля, при возвращении эскорта, он сбил Bf 109.

17 апреля, Норли, командовавший 334-й эскадрильей до конца войны, одержал свою последнюю победу. Пытаясь отогнать Fw 190D от бомбардировщиков, Норли от­крыл по противнику огонь с расстояния 600 ярдов, даже не рассчитывая на попадание. Но к его ужасу, Фокке-Вульф не отвернул, а врезался в головной В-17. Очевидно его пилот был убит шальной пулей Норли.

4-я группа всегда соперничала с 56-й, за первое место по совокупному числу по­бед в воздухе и на земле, не желая уступать первенства пилотам «Тандерболтов». 16 апреля они искали цели, чтобы выйти на первое место и им это удалось. Группа со­общила о 105 уничтоженных на земле са­молетах противника. Норли уничтожил че­тыре из них, доведя свой счет до 11,3 побед в воздухе и пяти на земле.