Самолеты асов

 

01.jpg

1. P-51B-5-NA 43-6819 BEE капитана Дуэна Бисона, командира 334-й эскадрильи 4-ой группы, апрель 1944

Первые «Мустанги» полученные 8-й Воздушной армией были полностью окрашены в цвет хаки (olive drab, OD) и нейтральный серый цвет снизу. Плавный переход между цветами делались с помощью распылителя. Первоначально опознавательные полосы белого цвета наносились на крылья, хвостовой стабилизатор, и вокруг носовой части. В 8-й Армии Дуэн Бисон был конкурентом Дона Джинтайла в «гонке асов», целью которой являлось поби­тие рекорда аса времен Первой Мировой войны Эдди Рикенбакера, сбившего 26 самоле­тов. Бисон был сбит и захвачен в плен 5 апреля 1944, когда его счет достиг 22,08 побед (17,3 в воздухе), 5.3 из которых были одержаны на «Мустанге»

2. P-51B-15-NA 42-106924 Salem Representative флайт-офицера Ральфа «Кида» Хофера, 334-я эскадрилья 4-ой группы, Май 1944

Яркий индивидуалист, часто летавшей на задание в оранжево-синей футболке, «Кидд» начал свою летную карьеру в ВВС Канады, а в июне 1943 года перешел в ВВС США. Salem Representative был третьим Р-51В Хофера, получившего его в апреле 1944 года - два пре­дыдущих были потеряны другими пилотами. Самолет был окрашен сверху в хаки с чет­кой границей цветов на борту фюзеляжа и имел красную полосу на вертикальном опере­нии. Черные полосы распознавания сохранились на нижней поверхности крыла и горизон­тального оперения. Ставший асом, еще до получения звания лейтенанта, Хофер был сбит Bf 109 2 июля 1944 года над Югославией и погиб. На его счету 15 побед в воздухе и 15 уничтоженных на земле самолетов

3. P-51B-S-NA 43-6636 ILL WIND 1-го лейтенанта Николаса «Ковбоя» Меджуры, 334-я эскадрилья 4-й группы, апрель 1944

Р-51В III Wind, на катаром летал Николас «Ковбой» Меджура, личный счет которого со­ставлял 11,83 воздушных и 3,75 побед при штурмовке, нес стандартный заводской камуф­ляж. Меджура (к тому времени имевший звание капитана) 22 мая 1944 совершил аварий­ную посадку в Швеции после того, как по ошибке его самолет был подбит Р-38. После репарации, согласно правилам, ему больше нельзя было принимать участие в боевых дей­ствиях. На самых первых «Мустангах», как камуфлированных, так и нет, белая полоса распознавания в носовой части перекрашивалась в цвет идентифицирующий группу (на­пример, красный для 4-й), в то время, как полоса на вертикальном оперении удалялась, чтобы не искажать характерный силуэт самолета. Оставлялись белые (черные на нека­муфлированных машинах) полосы на крыле и горизонтальном оперении

02.jpg

4. P-51D-25-NA 44- 73108 Red Dog XII майора Луиса «Red Dog» Норли, командира 334-й эскадрильи 4-й группы, апрель 1945

В декабре 1944 года, 12-дюймовую красную полосу в носовой части, используемую для иден­тификации 4-й группой, расширили до 24 дюймов вверху, а нижний ее край теперь про­стирался почти до корня крыла. С октября 1944 года окраска самолетов стала более яркой. Вместо использовавшихся для обозначения принадлежности самолета к эскадри­лье цветных полос на вертикальном оперении или триммере, стали использовать руль направления (красный для 334-й эскадрильи, белый - для 335-й и синий - для 336). На боль­шинстве «Мустангов» 8-й Армии двухбуквенный код эскадрильи располагался перед «звез­дой и полосой» (опознавательным знаком), а индивидуальная литера самолета либо за ним, либо на вертикальном оперении. Будучи хладнокровным профессионалом в воздухе, на земле Норли был известен как шутник и страстный игрок в red-dog (разновидность поке­ра), за что он и получил свое прозвище. На его счету 10,3 воздушных победы, девять из них он выиграл на Р-51.

5. P-51B-10-NA 43-7172 Thunder Bird 1-го лейтенанта Тэда Лайнса, 335-я эскадрилья 4-й группы, апрель 1944

Тэд Лайнс, родом из Месы в Аризоне, украсил свой «Мустанг» изображением птицы в индий­ском стиле, которую он называл Птица Грома. На счету Лайнса десять официальных и три не подтвержденные победы. Позднее он сменил этот Р-51В на P-51D 44-13555 (WD-D) с тем же именем и таким же изображением. На крылья и хвостовое оперение изображенного здесь «Мустанга» нанесены стандартные черные опознавательные полосы

6.  P-51D-20-NA 44-72308 RIDGE RUNNER III майора Пирса «Мака» Маккеннона, ко­мандира 335-й эскадрильи 4-й группы, весна 1945

Талантливый пианист, учившийся музыке в Университете Арканзаса, Маккеннон понача­лу не проявил летных талантов и, даже, был отчислен из лептой школы ВВС США. Не опустив руки, он присоединился к канадс­ким ВВС и, в конечном счете, воевал в Анг­лии на «Спитфайрах» до своего перевода в ВВС США в ноябре 1942 года. Будучи дваж­ды сбитым, первый раз Маккеннон избежал пленения и с вернулся в Англию с помощью французского Сопротивления. Второе его пребывание на вражеской территории было очень непродолжительным, посколь­ку один из пилотов приземлился рядом с его подбитой машиной, и вывез командира сво­ей эскадрильи в Дебден на коленях! Мак­кеннон одержал 11 побед в воздухе, семь из них на Р-51, и 9,68 при штурмовке. Его последний «Мустанг», показанный здесь, нес в носовой части изображение арканзасского кабана и двух парашютов! Белый руль направ­ления с черной окантовкой указывает на при­надлежность самолета 335-й эскадрилье 7. P-51B-5-NA 43-6913 Shangri-La капита­на Дона Джентайла, 336-я эскадрилья 4-ой группы, март 1944 Победитель «Гонки Асов», превысивший рекордный результат Рикенбакера в 26 по­бед (21,83 победы в воздухе и шесть унич­тоженных на земле к апрелю 1944 года), юноша из Огайо, который по словам гене­рала Эйзенхауэра был «ВВС в одном челове­ке», Джентайл был прежде всего игроком команды. Его бескорыстная дружба со сво­им ведомым, Джоном Годфри, оказалась взаимовыгодный. Не будучи принят в лет­ную школу ВВС США, он, подобно многим из его соотечественников, завербовался в канадские ВВС. Свою первую победу (за ко­торую он получил британский Крест за летные заслуги) он одержал под Дьеппом, летая на «Спитфайре» в составе 133-й эс­кадрильи. Джентайл перешел вместе со своей эскадрильей в ВВС США в сентябре 1942 года. Он одержал две победы на «Спитфайре», 4,33 на Р-47, а пересев на «Мустанг» записал на свой счет еще 15,5. Джентайл повредил себе спину и разбил свой красавец Shangri-La, когда 13 апреля 1944 года врезался в землю при проходе над аэродромом на бреющем полете, которым он решил отметить завершение своего пос­леднего боевого вылета. Позже, вернувшись в США, он летал на серебристом P-51D с таким же названием, собирая средства в военный фонд

03.jpg

8. P-51D-20-NA 44-64153 (безымянный) майора Фреда Гловера, командира 336-ой эскад­рильи 4-й группы, апрель 1945

Бывший профессиональный бейсболист, Фред Гловер был еще одним асом, от которого поначалу отказались ВВС США, и которому пришлось начинать летную карьеру в канад­ских ВВС. Гловер присоединялся к 4-ой группе лишь в 1944 году и летал только на Мус­танге, выиграв 10,3 воздушных боев и уничтожив 12,5 целей на земле. В число его воздуш­ных побед входит и ракетный истребитель Me 163, пилот которого допустил роковую ошибку и снизил скорость, чтобы атаковать американские бомбардировщики. Гловер ле­тал сменил несколько «Мустангов», здесь изображен последний из них. Антибликовая па­нель окрашивалась в 336-й эскадрилье в принятый синий цвет. Такого же цвета были каркас фонаря кабины (только на самолете командира) и руль направления

9. P-51B-15-NA 43-24769 MISSOURI MAULER капитана Уилларда «Милли» Милликана, 336-я эскадрилья 4-ой группы, Май 1944

Заплатив медицинскую страховку в 350 S, Уиллард Милликан был принят в летную школу в ВВС США, но вскоре его отчислили из-за «врожденного отсутствия способностей». Даже в канадских ВВС, в которые он впоследствии попал, Милликан не проявил особых способностей, и ему советовали стать пилотом-перегонщиком. Несмотря на репутацию пилота способного хорошо защищать бомбардировщики и прикрывать своих товарищей, нежели атаковать истребители врага, Милликан быстро стал асом. Он сбил 13 самоле­тов, 10 из них - на Р-51. Война для него закончилась 30 мая 1944 года, когда подбитый зенитным огнем самолет его ведомого столкнулся с его машиной. Оба пилота выпрыгну­ли с парашютом и попали в плен. Милликан впоследствии бежал, но не успел вернуться в строй. После войны он командовал 121-й эскадрильей ВВС Национальной гвардии, воору­женной F-84, и в ее составе воевал в Корее

10. P-51D-5-NA 44-11161 June Nite 1-голей-тенанта Эрнеста Файбелькорна, 77-я эс­кадрилья 20-й группы, ноябрь 1944

Наверное, Эрнесту Файбелькорну, имевше­му рост 192 см и весившему более 100 кг, кабина «Мустанга» казалась достаточно тесной. Но летая на этом, построенном в Далласе, P-51D и других самолетах, вклю­чая 44-14823/LC-F Miss Miami, он занял 20-е место в списке асов группы, одержав 9,5 побед. Засидевшись на старте, он открыл счет своим победам только 2 ноября 1944 года, сбив сразу три самолета. В этом же месяце он нанес на носовую часть своего самолета «фортепьянные клавиши» - опоз­навательные знаки 20-й группы П. P-S1D-5-NA 44-13761 HAPPY JACK'S GO BUGGY капитана Джек Илфри, 79-я эскадрилья 20-й группы, сентябрь 1944 Свой Р-51 Джек Илфри назвал так же, как раньше назывался его Р-38, на котором он раньше летал в составе 1-й и 20-й групп, и на котором он одержал все свои 8 побед. В 20-й группе для определения принадлежнос­ти самолета к эскадрилье использовалась его индивидуальная литера, вписанная в треугольник (55-я), круг (77-я) или квадрат (79-я эскадрилья) на вертикальном опере­нии. На «Мустанге» Илфри серийный но­мер закрашен, как и на многих других Р-51 79-й эскадрильи

04.jpg

12. P-51D -10-NA 44-14223 KATYDID подполковника Элеина Риджетти, 338-я эскадри­лья 55-й группы, начало 1945

Помимо 7,5 побед в воздухе, Элвин Риджетти уничтожил 27 целей на земле - лучший результат в 8-й Армии. Получив звание полковника, он в феврале 1945 года стал команди­ром 55-й группы. 17 апреля он был подбит зенитной артиллерией, защищавшей аэродром на котором он успел уничтожить девять самолетов. Посадивший самолет на брюхо, аме­риканец был убит толпой немецких «мирных жителей». 55-я группа использовала с ок­тября 1944 года цветные рули направления для идентификации эскадрилий (зеленый для 338-й , желтый для 343-й и, с декабря, красный для 38-й). Отметки побед на самолете Риджетти имели форму сломанных свастик

13. P-51D-5-NA 44-13837 Miss Marilyn II 1-го лейтенанта Роберта Велча, 343-я эскад­рильи 55-й группы, октябрь/ноябрь 1944

Боб Велч одержал шесть побед в воздухе, большей частью тяжелой осенью 1944 года, и 12 целей он уничтожил на земле. Его P-51D имел типичную для самолетов 343-й эскадри­льи окраску, с хвостовой частью фюзеляжа и верхней поверхностью крыла окрашенными в темно-зеленый цвет. Красный силуэт мустанга начал использоваться с конца 1944 года, а 12-дюймовая полоса «шашечек» (цветов эскадрильи) - с ноября

14. P-51D-20-NA 44-72218 Big Beautiful Doll полковника Джона Лэндерса, командира 78-й группы, 1945

Одержав шесть побед на Тихоокеанском ТВД в составе 49-й группы, летавшей на Р-40, Лэндерс был переведен в 8-ю Воздушную Армию. Они сменил несколько Р-38 и Р-51, кото­рые все назывались Big Beautiful Doll. После 38-й эскадрильи 55-й группы (в ее рядах он одержал четыре победы на Р-38), он с 11 октября по 2 декабря 1944 года командовал 357-й группой, а затем отправился в Даксфорд, чтобы принять командование 78-й. После войны он командовал 361-й группой. Он одержал 14,5 побед в воздухе, 8,5 из них в рядах 8-й Армии (4,5 на «Мустангах»). Кро­ме того, уничтожил 20 самолетов врага на земле, причем восемь - за один вылет! 15. P-51D-5-NA 44-13808 К-К 1-го лейте­нанта Фрэнсиса Джерарда, 503-я эскад­рилья 339-й группы, октябрь 1944 «Мустанг» Фрэнсиса Джерарда демонст­рирует типичную окраску самолета 339-й группы. В начале 1945 года к ней добавили двухдюймовые цветные полосы в носовой части и цветные рули направления (крас­ный для 503-й, зеленый для 504-й и желтый для 505-й эскадрильи). Пилоты 339-й груп­пы готовились как штурмовики, но, после перевооружения на Р-39, переучились на истребителей. Первые Р-51В группа полу­чила лишь по прибытии в Англию, а первый боевой вылет состоялся 30 апреля 1944 года. За год участия в боевых действиях группа уничтожила 239,5 самолетов про­тивника в воздухе и 440,5 на земле - абсо­лютный рекорд для 8-й Воздушной Армии. Сам Джерард одержал восемь воздушных побед, последнюю в марте 1945 года, уже будучи в звании капитана

05.jpg

16. P-51B-15-NA 42-106872 PATTY'ANN II 1-го лейтенанта Джона Торнелла младшего, 328-я эскадрилья 352-й группы, июль 1944

Торнелл, по окончании войны, был третьим в списке асов своей группы и первым - в списке 328-й эскадрильи. Фактически, он был лидером по числу побед в группе до своего возвра­щения в США в июне 1944 года, что позволило Предди и Мейеру обойти его. Когда он покинул свою эскадрилью, первым из пилотов налетав 300 часов, на его счету было 17,25 побед в воздухе (13 на Р-51) и две при штурмовке. Его самолет был оснащен «колпаком Малькольма». Носовая часть окрашена в синий цвет, триммер - красный.

17. P-51D-15-NA 44-14906 CRIPESA 'MIGHTYмайора Джорджа Предди, командира 328-й эскадрильи 352-й группы, Рождество 1944

Последний самолет Джорджа Предди имеет стандартную для эскадрильи окраску с крас­ным рулем направления и табличкой с именем пилота на переплете сдвижной части фо­наря кабины. Предыдущими его истребителями, на которых он летал в составе 487-й эскадрильи, были P-51D GRIPES AMIGHTY 3RD (44-13321/НО-Р) и Р-51 В CRIPES A'MIGHTY 2ND (42-106451/НО-Р), а также первый GRIPES A'MIGHTY - P-47-RE, на ко­тором Предди выиграл первые три победы. Стиль, которым писалось название, чрезвычайно широко варьировался от самолета к самолету. С 26,83 воздушными победами, из которых 23,83 он одержал на «Мустанге» (еще три победы при штурмовке), Предди стал самым результативным среди асов, летавших на этом типе истребителя. Правда, если учитывать победы на земле, то на первое место можно поставить его старого конку­рента Джона Мейера (24 победы в воздухе, 13 - на земле).

18. P-51B-5-NA 43-6704 HELL-ER-BUST 1-го лейтенанта Эдвина Хеллера, 486-я эскад­рилья 352-й группы, сентябрь 1944

В заводских условиях камуфляж: перестали наносить в январе 1944 года, чтобы, прежде всего, снизить стоимость и время производства. Также это давало незначительную экономию веса и снижало лобовое сопротив­ление. Поставленные после февраля 1944 года самолеты имели цвет натурального металла, но в мае 1944 года снова ввели за­щитный камуфляж верхних поверхностей для самолетов тех подразделений, которые предполагалось перебросить в Европу пос­ле Вторжения. Для этого камуфляжа ис­пользовалась английская краска и наносил­ся он во фронтовых условиях. К концу 1944 года от него отказались и многие самоле­ты снова приобрели натуральный метал­лический цвет. Несколько пилотов 352-й группы отказывались возвращать свои за­камуфлированные Р-51В в первоначальное состояние. Одному из них - лейтенанту Шелдону Хейеру - даже пригрозили трибу­налом, если он продолжит упорствовать, правда, в шутку. Р-51В Эдвина Хеллера, имеющий 11 отметок побед, оснащен «кол­паком Малькольма», значительно улучшав­шим обзор. Хеллер имел лишь 5,5 воздушных побед, но 16,5 уничтоженных на земле са­молетов увеличили его счет до 22.

19. P-51D-10-NA 44-14812 Slender, Tender & TALL майора Уильяма Хэлтона, коман­дира 487-й эскадрильи 352-и группы, ап­рель 1945

Сменивший Джона Мейера на посту коман­дира 487-й эскадрильи в ноябре 1944 года, Уильям Халтон уже имел на своем счету одну победу, которую он одержал на Р-47, летая в составе 328-й эскадрильи. Пересев на P-51D, он довел число своих побед до 11,5.

06.jpg

20. P-51D-10-NA 44-14151 PETIE 2ND подполковника Джона Мейера, командира 487-й эскадрильи 352-й группы, август 1944

После бесплодных патрульных полетов на Р-40 с баз в Исландии, и трех побед на Р-47, Джон Мейер сделал резкий рывок, когда его 352-я группа получила «Мустанги». Его пер­вый самолет (Р-51В 42-106471) назывался Lambie 11, а затем РЕТ1Е, и именно на этой машине он одержал большинство своих побед. Изначально отметки побед на этом само­лете были желтого цвета, что делало их трудно различимыми. Тогда Мейер приказал, чтобы сержант Сэм Перри разукрасить самолет так, «чтобы проклятых немцев броса­ло в дрожь». На PETIE 2ND нанесли оранжевые полосы, такого же цвета стали отмет­ки побед. На этом самолете Мейер одержал только две победы. Остальные он добыл летая на другом P-51D (44-15041) - PETIE 3RD. Заняв высокий командный пост в группе он продолжал летать и увеличивать свой счет. Во время войны в Корее он сбил два Миг-15. Мейер вышел в отставку в 1974 году в звании генерала

21. P-51C-1-NT 42-103320 (Little Ann) 1-го лейтенанта Гленнона Морэна, 487-я эскадри­лья 352-й группы, сентябрь 1944

Боевые успехи Глена Морэна впечатляют. Имея на своем счету 13 побед в воздухе, он одержал их в течение относительно короткого промежутка времени, темпами более высокими, чем его товарищи по эскадрилье Мейер и Предди. Большинство своих побед он одержал на этой машине, которая сменила его первый самолет (Р-51В 42-6912/НО-М) после аварийной посадки в апреле 1944 года. Этот P-51C-1-NT был построен в Далласе, и здесь он изображен с подвесными баками и «полосами вторжения»

22. P-51B-10-NA 42-106449 Princess ELIZABETH 1-го лейтенанта Уильяма Виснера, 487-я эскадрилья 352-й группы, Май 1944

Первым «Мустангом» Уильяма Виснера был этот Р-51В. С конца апреля 1944 года 352-я группа изменила схему окраски своих само­летов: 12-дюймовой синяя полоса в носовой части «расползлась» вверху вплоть до ко­зырька кабины. В ноябре каждая эскадри­лья получила руль направления своего цве­та: 487-я - голубой, 328-я - красный и 486-я - желтый. Р-51В Виснера сохранял стан­дартный фонарь кабины, который очень ограничивал видимость. Виснер закончил войну капитаном с 15,5 победами в воздухе и тремя на земле

23. P-51D-10-NA 44-14237 Moonbeam McSWINE капитана Уильяма Виснера, 487-я эскадрилья, 352-й группы, февраль 1945

Уильям Виснер одержал свои первые побе­ды будучи ведомым у Джорджа Предди, когда 352-я группа еще летала на Р - 47. Еще четыре победы он успел выиграть до завершения своего первого операционного цикла, летая на «Мустанге». Изображен­ный здесь Moonbeam McSWINE оснащен прицелом K-I4, который делал стрельбу с упреждением гораздо более простой для пилота. Подтверждением тому являются 10,5 побед Виснера во время его второго цикла. В составе 51-го крыла истребите­лей-перехватчиков Виснер воевал в Корее. Ему довелось участвовать и в войне во Вьетнаме, но уже не в качестве боевого пилота

07.jpg

24. P-51D-20-NA 44-72374 BETTY-E подполковника Баяна Бликенстаффа, 350-я эскад­рилья, 353-й группы, март 1945

Баян Бликенстафф одержал четыре из его десяти воздушных побед 27 ноября 1944 года, и еще четыре - 24 марта 1945 года. На его самолет нанесены «шашечки». Желтый цвет руля указывает на принадлежность машины к 350-й эскадрилье (самолеты 352-й имели рули черного цвета, а рули 351-й оставались неокрашенными). Буквы на борту самолета имеют желтую обводку. 353-я группа уничтожила 330,5 вражеских самолетов в воздухе и 414 на земле, потеряв 137 своих истребителей

25. P-51D-25-NA 44-73060 Dove of Peace полковника Гленна Данкана, командира 353-й группы, апрель 1945

Пребывание Гленна Данкана на посту командира 353-й группы прервалось 7 июля 1944 года, когда его Р-47 сбили над Голландией. После успешной посадки на брюхо, Данкан избе­жал пленения и примкнул к голландскому Сопротивлению, пока захват союзниками Ни­дерландов не позволил ему вернуться в свою часть 22 апреля 1945 года. По возвращении Данкан получил этот P-51D, которому он дал имя своего старого Р-47. Все 19 побед Дан­кан одержал на «Тандерболте»

27. P-51D-15-NA 44-15625 MANО'WAR полковника Клэйборна Киннарда, командира 355-й группы, начало 1945

Клэйборн Киннард младший вернулся командиром в 355-ю группу в конце февраля 1945 года, после трехмесячного пребывания в 4-й группе, где он летел на P-51D (44-14292/QP-А), тоже называвшемся Man О War. Сначала его первый самолет был безымянным и нес стандартную для 354-й эскадрильи окраску - красную полосу в носовой части и красный руль направления. Но вскоре на борту появилось название на фоне красной молнии. Этот самолет был оснащен двумя зеркалами заднего вида, установленными на козырьке кабины. Все свои восемь воздушных побед Кин­нарда одержал на «Мустанге» 28. P-51D-25-NA 44-73144 Man O'War пол­ковника Клэйборна Киннарда, командира 355-й группы, апрель/май 1945 Чтобы выделить самолет командира груп­пы, Киннард оставил руль своего нового истребителя цвета натурального металла, а носовую часть покрасил в белый цвет. Под крылом самолета видны цилиндрические подвесные топливные баки, сделанные из ламинированной бумаги, чтобы снизить вес, и избежать использования стратегических материалов. Они сохраняли герметичность только несколько часов после заправки, пос­ле чего топливо начинала разрушать бума­гу и клей. Перед приземлением их полагалось сбрасывать

08.jpg

26. P-51D-15-NA 44-15092 ALABAMA RAMMER JAMMER 2-го лейтенанта Ар­тура Кьюнди, 352-я эскадрилья, 353-й груп­пы, октябрь 1944

«Мустанг» Артура Кьюнди имеет окраску, типичную для раннего периода эксплуата­ции 350-й группой этих машин. Взамен бе­лых полос опознавания на камуфлированных самолетах, на неокрашенных истребителях стали использовать черные. В течение но­ября 1944 года «шашечки» в носовой части сделали больше, чтобы избежать путани­цы с истребителями 55-й группы. Тогда же ввели цветовую маркировку рулей для эскад­рилий. Под кабиной одна отметка победы (всего Кьюнди одержал шесть)

09.jpg

29. P-51B-10-NA 42-106448 THE HUN HUNTER/TEXAS 2-го лейтенанта Генри Брауна, 354-я эскадрилья, 355-й группы апрель 1944

Первый «Мустанг» Генри Брауна в стан­дартном камуфляже из хаки и нейтрально­го серого цветов с белыми опознаватель­ными полосами. Для отметок побед Браун использовал красный прямоугольник под ка­биной, который постоянно рос в размерах Перед высадкой в Нормандии на самолет нанесли «полосы вторжения», в хвостовой части фюзеляжа

30. P-51D-5-NA 44-13305 THE HUN HUNTER/TEXAS 1-го лейтенанта Генри Брауна, 354-я эскадрилья, 355-й группы конец лета 1944

Вторым HUN HUNTER Брауна был этот P-51D, первоначально не имевший камуф­ляжа. В дальнейшем, в период подготовки к Вторжению, самолет был покрашен сверху в темно-зеленый цвет английской краской. Лучший ас 355-й группы, имевший на своем счету 14,2 воздушных и 14,5 на­земных побед, Генри Броун (получивший к тому времени звание капитана) попал в плен. Его самолет был сбит зенитной ар­тиллерией 3 октября 1944

31. P-51D-15-NA 44-15255 DOWN FOR DOUBLE подполковника Гордона Грэхма, 354-я эскадрилья 355-й группы, март/ап­рель 1945

Белая литера «С» использовалась в 355-й группе, чтобы отличать «Мустанги» ко­мандного состава. Этот самолет принад­лежал только что произведенному в подпол­ковники асу Гордону Грэхму, сбившему самолетов врага в воздухе и еще 9,5 унич­тожившему на земле. С конца 1944 года на самолетах штаба 355-й группы появились красные полосы с красной окантовкой вни­зу носовой части фюзеляжа. Группа стала лучшей в 8-й Армии по числу самолетов про­тивника уничтоженных на земле - 502, а в воздухе ее пилоты одержали 365,5 побед

32. P-51B-15-NA 42-106950 The Iowa Beaut Роберта Е Халбермана (звание неизвест­но), 354-я эскадрилья 355-й группы, июнь/июль 1944

Ас Фредерик Хэвиленд несколько раз летал на этом самолете, хотя он и не был его «родным», и одержал на нем несколько по­бед (всего он уничтожил 9 самолетов в воздухе и 6 на земле). Несмотря на внушитель­ное количество отметок побед, никаких следов Халбермана, чье имя написано на са­молете, обнаружить не удалось

10.jpg

33. P-51D-5-NA 44-13677 MISS STEVE 1-го лейтенанта Уильяма Куллертона, 357-я эскадрилья 355-й группы, после ноября 1944

1-й лейтенант Уильям Кулпертон сбил пять самолетов врага и еще 15 уничтожил на земле и занял 29-е место среди асов 8-й Воз­душной по принятой в ней системе учета, в которой не делалось различия между по­бедами в воздухе и на земле. В послевоенное время эту систему отменили. УР-5Ш Кул­лертона был синий руль направления и 12-дюймовая синяя полоса такого же цвета в носовой части - такая схема окраски ис­пользовалась в 357-й эскадрилье после но­ября 1944 года

34. P-51B-5-NA 43-6928 OLE II 1-го лейте­нанта Уильяма Ховда, 358-я эскадрилья 355-й группы, март/апрель 1944

OLE II Уильяма Ховда в стандартном за­водском камуфляже, вскоре после того, как 355-я группа начала перевооружение с Р-47 на «Мустанг». Белую полосу на вертикаль­ном оперении вскоре удалили, так как она искажала характерный силуэт самолета. Большинство групп перекрасили белую по­лосу в носовой части и кок винта в свои ин­дивидуальные цвета

35. P-51D-25-NA 44-73108 OLE У майора Уильяма Ховда, командира 358-й эскадри­лья 355-й группы, декабрь 1944 Несколько более поздних «Мустангов» Хов­да (включая OLE V и OLE IV) несли одну и ту же надпись кириллицей, появившуюся после челночных полетов в Россию. Ховд закончил войну 10,5 победами в воздухе и двумя победами при штурмовке. Самолет имеет желтую полосу в носовой части и желтый руль направления - схема окраски, использовавшаяся 358-й эскадрильей после ноября 1944

36. P-51D-15-NA 44-15152 JERSEY JERK майора Дона Стрэйта, командира 361-й эскадрильи 356-й группы, декабрь 1944/ январь 1945

В 356-й группе разноцветную окраску рулей направления для идентификации эскадри­лий стали применять с декабря 1944 года. Цветом 359-й эскадрильи был желтый, 360-й - красный и 361-й - зеленый. С февраля 1945 года в такие же цвета окрашивались коки винтов. Получившая Р-51 лишь в но­ябре 1944 года, 356-я группа обладала са­мым плохим в 8-й Армии показателем побе­ды/потери - за 201 самолет врага, уничто­женный в воздухе и 75,5 на земле пришлось заплатить 122 своими истребителями. Дон Стрэйт сбил 13,5 самолетов (10,5 на «Му­станге»), в том числе три связных Физелер «Шторьх»

11.jpg

37. P-51B-15-NA 43-24824 OLD CROW капитана Кларенса «Бада» Андерсона, 362-я эс­кадрилья 357-й группы, май 1944

Сформированная в Тонопе, Невада, 357-я группа стала первой в 8-й Воздушной Армии, имевшей на вооружении Р-51. Она вступила в бой в феврале 1944 года. Ее самолеты имели наиболее «колоритную» окраску с красно-желтыми «шашечками» в носовой части, оби­лием надписей и, конечно рисунками. 357-я записала на свой счет больше всего воздушных побед, среди подразделений вооруженных «Мустангами» и дала четверть всех асов, ле­тавших на этом истребителе, уступив только 354-й группе. Этот Р-51 В имеет стандар­тный заводской камуфляж с «полосами вторжения» вкруг, фюзеляжа

38. P-51D-10-NA 44-14450 OLD CROW капитана Кларенса «Бада» Андерсона, 362-я эс­кадрилья 357-й группы, конец 1944

Первоначально имевший стандартный камуфляж;, самолет Андерсона был «раздет» к декабрю 1944 года до металла, сохранились только полосы вторжения. Руль направления покрасили в красный - цвет 362-йэскадрильи. Кларенс Андерсон закончил войну с 16,25 воздушными победами, и одной при штурмовке. Оставшись в ВВС США, он много лет служил летчиком-испытателем и летал на F-105 во Вьетнаме

39. Р-51К-5-ШТ 44-11622 Nooky Booky IV капитана Леонарда «Кита» Карсона, 362-я эскадрилья 357-й группы, Рождество 1944

Лучшим асом 357-й группы был Леонард Карсон, имевший на своем счету 18,5 воздушных побед (еще 3,5 при атаке наземных целей). Большую часть из них он одержал в последние шесть месяцев войны, на изображенном здесь его четвертом по счету «Мустанге». С ноября 1944 года 357-ая группа ввела цвета для эскадрилий: красный для 363-й, желтый для 364-й и никакого для 362-й. До декабря 1944 года большинство самолетов группы не­сли камуфляжную окраску

40. P-51B-10-NA 42-106462 U'VE HAD IT! капитана Джона Ингленда, 362-я эскад­рилья 357-й группы, конец 1944

Первый из четырех Р-51, на которых летал Джон Ингленд из 362-й эскадрильи, имел камуфляж: поспешно нанесенный, когда предполагалось перебросить самолеты на континент. Фактически, экстраординар­ная дальность полета «Мустанга», крайне важная при сопровождении бомбардиров­щиков, и наличие других типов истребите­лей способных справится с тактическими задачами привели к тому, что от переброс­ки отказались. 362-я эскадрилья одной из первых получила противоперегрузочные ко­стюмы Berger G-3 и заменила свои прице­лы на К-14 - комбинация, которую Ингленд с успехом использовал против врага

12.jpg

41. P-51D-10-NA 44-14709 MISSOURI ARMADA майора Джона Ингленда, ко­мандира 362-й эскадрильи 357-й группы, декабрь 1944

В декабре 1944 самолет Ингленда все еще имел стандартный заводской камуфляж. Ингленд одержал свою последнюю победу 14 января 1945 года (всего на его счету 17,5 побед) и вскоре, закончив свой операцион­ный цикл, вернулся в США. Он погиб в авиа­катастрофе 17 ноября 1954

42. P-51D-25-NA 44-72199 (безымянный) капитана Чарльза Вивера, 362-я эскадри­лья 357-й группы, апрель 1945

Помимо 11 отметок побед (8 в воздухе и 3 на земле), P-51D капитана Чарльза Вивера был украшен мастерски выполненным ри­сунком обнаженной женщины. В 362-й эс­кадрилье не окрашивали рули направления, что делало ее самолеты самыми «невыра­зительными» в группе, но многие пилоты компенсировали это подобными рисунками. 357-я группа первой получила на вооруже­ние Р-51, и одержала больше всех побед в воздухе - 609,5. Но малое количество побед при штурмовке -106, отбросило ее на тре­тье место в «общем зачете», позади 352-й и 355-й групп

43. P-51D51B-5-NA 43-6933 SPEEDBALL ALICE 1-го лейтенанта Дона Бокейя, 363-я эскадрилья 357-й группы, апрель 1944

Поначалу «Мустанги» 357-й группы не име­ли никаких идентифицирующих признаков, кроме буквенных кодов. Но вскоре белые кок винта и полосу на носу фюзеляжа сменили красно-желтые «шашечки». Дон Бокей ча­сто летел в составе группы из четырех са­молетов, которая включала Джима Брау­нинга (семь побед, погиб в бою 9 февраля 1945 года), Чак Игер (11,5 побед), Кларенс Андерсон (16,25 побед) и непосредственно сам Бокей

44. P-51D-20-NA 44-72244 капитана Дона Бокейя, 363-я эскадрилья 357-й группы, февраль/март 1945

Ставший в марте 1945 года майором, Дон Бокей спланировал и провел в течение пос­ледних нескольких недель войны ряд выла­зок. Они были направлены против баз не­мецких реактивных истребителей. Он сбил два Me 262, доведя свой счет до 13,83 по­бед. Три его последних «мустанга» были безымянными, но несли на капоте эмблему с крылатым тузом

13.jpg

45. P-51D-20-NA 44-63621 LITTLE SHRIMP капитана Роберта Фоя, 363-я эс­кадрилья 357-й группы, январь 1945

Одним из первого самолетов Роберта Фоя был P-51D Reluctant Rebel (44-13712/B6-V). Но большинство из своих 15 побед в возду­хе (и трех на земле), Фой одержал на изоб­раженном здесь самолете. Фой был балов­нем судьбы - его самолет дважды подби­вали, один раз он вернулся домой, после того как столкнулся с деревом. Войну Фой закон­чил в звании майора

46. P-51D-15-NA 44-14888 GLAMOROUS GLEN III капитана Чарльза «Чака» Игера, 363-я эскадрилья 357-й группы, ноябрь 1944

Смешавшиеся в Чаке Игере дерзость и бес­страшие помогали ему и когда он был лет­чиком-истребителем и позже, когда он стал испытателем. Игер закончил войну, имея на своем счету 11,5 сбитых самоле­тов, включая два реактивных Me 262. Сам Игер был сбит Fw 190, но, избежав плена, в конце концов, с помощью французского Со­противления вернулся в Англию через Испа­нию. Представленный здесь P-51D был тре­тьим «Мустангом» Игера, названным в честь его возлюбленной

47. P-51B-5-NA 43-6935 Hurry Home Honey капитана Ричарда Петерсона, 364-я эс­кадрилья 357-й группы, май/июнь 1944

На Р-51В капитана Ричарда Петерсона из 364-й эскадрильи «Полосы Вторжения» в задней части фюзеляжа заметно снижали эффективность камуфляжа. Кроме того, пришлось обвести черным буквы кода, что­бы они стали заметнее. Петерсон уничто­жил 15,5 самолетов в воздухе и 3,5 на земле

48. P-51D-5-NA 44-13586 Hurry Home Honey капитана Ричарда Петерсона, 364-я эскадрилья 357-й группы, октябрь 1944

Петерсон сменил, как минимум, два P-51D, и оба они носили имя «Поторапливайся до­мой, милый» - обычно так заканчивала свои письма жена пилота. Большую часть сво­их побед он одержал в последние десять месяцев войны

14.jpg

49. P-51D-20-NA 44-72164 THE SHILLELAGH подполковника Джона Сторча, команди­ра 364-й эскадрильи 357-й группы, начало 1945

С ноября 1944 года 35 7-я группа ввела цвета для рулей направления для двух эскадрилий, желтый для 364-й и красный для 363-й, рули самолетов 362-й сохранили цвет натурально­го металла. Отказ от камуфляжа не означал, что небеса над Германией стали безопас­ны. У Люфтваффе еще оставались опытные пилоты и в их руках такие истребители, как Fw 190D и реактивные Me 262 были грозным оружием. Сторч одержал 10,5 побед в возду­хе и 1,5 на земле. Можно только задаваться вопросом, знал ли Сторч, что «Shillelagh» -ирландское оружие, был не простой дубинкой, которая была нарисована на борту его самолета, а скорее напоминал молот. Сторч начал свой первый цикл в звании майора, а в мае 1944 года стал капитаном

50. P-51D-5-NA 44-13606 LOUISIANA HEAT WAVE 1-го лейтенанта Клода Креншо, 369-я эскадрилья 359-й группы, ноябрь 1944

Удачным днем для Креншо стало 21 ноября 1944 года, когда он сбил четыре Fw 190. Причем у него в этом бою заклинило три пулемета, а маневренный характер схватки вынудил его вести огонь с упреждением до 90 градусов. В тот день ВВС США потеряли 14 «Мустангов» и много бомбардировщиков.. 359-ая группа первоначально использовала для идентификации зеленую 12-дюймовую зеленую полосу в носовой части и зеленый кок винта. В ноябре 1944 года 369-я эскадрилья стала красить рули своих самолетов красный цвет, 368-я -в желтый и 370-я в голубой. Креншо одержал семь побед в воздухе и три на земле

51. P-51D-10-NA 44-14733 Daddy's Girl капитан Рея Ветмора, 370-я эскадрилья 359-й группы, начало 1945

359-я группа в конце 1944 года «растянула» на своих «Мустангах» зеленую полосу до кор­ня крыла. Самолет Ветмора имеет голубой руль направления - знак принадлежности к 370-й эскадрилье. С 21,25 воздушными по­бедами, 16 из которых он одержал на «Му­станге» (плюс 2,33 победы на земле), Ветмор был лучшим асом группы. Последней его жертвой стал четвертый и последний Me 163, уничтоженный 8-й Армией. После вой­ны Ветмор продолжил службу в ВВС США и погиб 14 февраля 1951 года в катастро­фе на F-84

52. P-51D-5-NA 44-13 704 Ferocious Frankie майора Уоллиса Хопкинса, 374-я эскадри­лья 361-й группы, лето 1944 Уоллис Хопкинс летал на ряде самолетов, носивших имя Ferocious Frankie. Этот са­молет сменил его Р-51В 42-106655 имевший цвет натурального металла. Идентифици­рующая группу 12-дюймовая желтая поло­са в носовой части в августе 1944 года была вверху «растянута» до кабины, по примеру 352-й группы. С ноября 1944 года для эскад­рилий ввели следующие цвета: 3 74-я - крас­ный, 375-я - синий и 376-я - желтый, в ко­торые они окрашивали рули своих машин. До этого на некоторых самолетах исполь­зовались цветные триммеры. Хопкинс, со своими восьмью подтвержденными победа­ми (четыре в воздухе) дослужился до зва­ния подполковника

15.jpg

53. P-51D-10-NA 44-14164 DETROIT Miss 1-го лейтенанта Урбана Дрю, 375-я эскад­рилья 361-й группы, октябрь 1944

Бывший инструктор, Урбан Дрю выиграл шесть воздушных поединков и уничтожил один самолет врага на земле. В одном вы­лете ему удалось сбить два Me 262. За этот подвиг он был награжден Крестом ВВС, так как Креста за выдающиеся заслуги уже не существовало - награждение состоялось 12 мая 1983! Свой второй операционный цикл он отлетал в составе 414-й группы на Тихоокеанском ТВД. предоставленный Его второй тур был в тихоокеанском с 414-ым FG. Прежде, чем окрасить рули направле­ния в цвета, на некоторых самолетах по­пробовали маленькие цветные «заплатки» на законцовках крыла и киля. Самолет Дрю нес цвета 374-й эскадрильи FS

54. P-51D-15-NA 44-15076 Betty Lee III 2-го лейтенанта Уильяма Кемпа, 375-я эс­кадрилья 361-й группы, сентябрь 1944

Кемп сбил шесть самолетов, все на P-51D. Он был награжден Крестом за выдающие­ся заслуги в июле 1944 года, после того как защищая бомбардировщики, сблизился с Fw 190 15 ярдов и сбил его, несмотря на три заклинивших пулемета.

55. P-51D-25-NA 44-72719 Constance май­ора Джордж Севлирса, 383-я эскадрилья 364-й группы, конец 1944

Constance принадлежала лучшему асу 364-й группы майору (позднее подполковнику) Джорджу Севлирсу. Две из своих 10,5 под­твержденных побед (все воздушные) он одержал на Р-38 (Connie & Butcher), с та­ким же индивидуальным кодом, как на этом «Мустанг». Опознавательными знаками 364-й группы были белый кок винта и бело-синяя полоса в носовой части. Индивидуаль­ные цвета для идентификации эскадрилий не использовались, вместо этого служили индивидуальные литеры самолета на вер­тикальном оперении, вписанные в черный круг (для 383-й), квадрат (для 384-й) или треугольник (для 385-й эскадрильи)

56. P-51D-5-NT 44-11243 Betty Jo IV майора Сэмюэля Викера, 383-я эскадрилья 364-ой группы, декабрь 1944

Этот, изготовленный в Далласе, P-51D принадлежал майору Сэмюэлю Викеру, вы­игравшему на нем четыре воздушных боя в течение декабря 1944. До этого, еще буду­чи в звании капитана, он одержал три по­беды, летая, в составе этой же эскадри­льи, на Р-38. На его счету не было ни одной уничтоженной на земле цели.

16.jpg

57. P-51D-20-NA 44-63263 PENNY 4 полковника Джона Лоуелла, исполняющего обязан­ности командира 364-й группы, ноябрь/декабрь 1944

PENNY 4 принадлежал Джону Лоуеллу, на счету которого было 7,5 побед в воздухе, 4,5 из них он одержал на «Мустанге». Кроме того, он уничтожил 9 самолетов на земле. Как командир группы, Лоуэлл выбрал для своего самолета индивидуальную литеру «L» и летал на нем вместе с 384-й эскадрильей

58. P-51D-25-NA 44-73045 Lucky Lady VII капитана Эрнеста «Эрни» Бэнкея, 364-я груп­па, начало 1945

Заняв должность в штабе 364-й группы в декабре 1944 года, Бэнкей продолжал летать на самолете, полученном им в 385-й эскадрилье. На его счету было 9,5 побед (7,5 он одер­жал уже будучи «штабной крысой»). 27 декабря 1944 года Бэнкей передал по радио уди­вительное сообщение: «Я загнал в угол 50 «Джерри» у Бонна!» - сбил четыре из них сам и одну победу поделил с ведомым. Кроме того, он уничтожил 8 наземных целей

59. P-51D-30-NT 44-11674 BOOMERANG JR. подполковника Артура «Арта» Джеффри, 434-я эскадрилья 479-й группы, март 1945.

479 группа была перевооружена с Р-38 на Р-51 лишь в сентябре 1944 года; поэтому она одержала самое малое число побед по сравнению с другими - 155, но и потеряла самое малое число самолетов - 69 и пилотов. Джеффри на своем P-51D, изготовленном в Далла­се, одержал в воздухе 14 побед, в число которых входит Me 163 «Комета», сбитый 29 июля 1944 года - первый на счету 8-й Армии

60. P-51D-25-NA 44-72922 SCAT VI майора Робина Олдса, 434 эскадрилья, 479 группы, февраль/март 1945.

Робин Олдс одержал девять воздушных побед пилотируя Р-38, став таким образом луч­шим в Восьмой армии, летавшем на этом типе самолетов. Четыре победы он одержал летая на Р-51. 11 целей, уничтоженных на земле, довели его общий счет до 24 побед и он стал 17-м в списке асов Восьмой армии. Этот Р-51 - последний из серии самолетов с одинаковым именем и сквозной нумераци­ей. Он имеет характерную для 479 группы окраску - отсутствие цветной полосы в но­совой части и красный руль направления (а также красные кромки воздухозаборника маслорадиатора), как знак принадлежности к 434 эскадрилье. Во время Вьетнамской вой­ны Олдс командовал тактическим истреби­тельным крылом «Вулфпэк» и пилотируя Фан­том II F-4C сбил еще четыре МИГа.