Биплан побеждает

После прекращения работ по проекту Ki-5 осенью 1934 года Коку Хомбу вновь предложил фирмам Накадзима и Кавасаки создать самолет для замены истребителей Тип 91 и Тип 92, на сей раз, учтя уроки Ki-5, инженеры Такео Дои и Исаму Имахи вернулись к проверенной и отработанной схеме. Новый истребитель Кавасаки, для которого штаб армейской авиации выбрал обозначение Ki-10, был классическим бипланом с открытой кабиной, с неубирающимся трехстоечным шасси с хвостовой опорой, цельнометаллической конструкции с полотняной обшивкой. Вооружение состояло из двух 7,7-мм пулеметов тип 89 в фюзеляже. Ki-10 был оснащен 12-цилиндровым V-об-разным мотором жидкостного охлаждения Кавасаки Xa-9-IIa (Xa-9-II Ко) мощностью 720/850 л.с. К весне 1935 года было построено четыре опытных самолета.

Истребитель Накадзима Ki-11 (фирменное обозначение РА), имевший более современную схему, был спроектирован командой под руководством Ясуши Коямы и Син-року Иноу. Это был расчалочный моноплан с низкорасположенным крылом, похожий на американский Боинг Р-26. Фюзеляж имел цельнометаллическую конструкцию, крыло - смешанную из металла и дерева с обшивкой из фанеры и полотна. Шасси неубираю-щееся с хвостовым костылем, вооружение, как обычно, состояло из двух 7,7-мм пулеметов в фюзеляже. На первых трех прототипах кабина была открытой, в то время как на четвертом опытном самолете установили сдвижной фонарь - новинка для японской авиации. В качестве силовой установки использовался 9-цилиндровый мотор воздушного охлаждения Накадзима Котобуки 3 мощностью 550/710 л.с. Между апрелем и декабрем 1935 года были спроектированы четыре прототипа, которые проходили сравнительные испытания с Ki-10.

Испытания конкурирующих истребителей начались в середине 1935 гола. Они проводились военными летчиками из Армейского технического летно-исследовательско-го института (Rikugun Kokugijutsu Kenkyusho, известного также как Когикен или Гикен) в Тачикаве возле Токио. В ходе их проведения было установлено, что хотя биплан Ki-10 быстрее моноплана Ki-5, он уступал в скорости Ki-11. По скороподъемности Ki-10 значительно выигрывал у истребителя Накадзима. Учебные воздушные бои показали, что истребитель Кавасаки превосходит своего конкурента в маневренном бою, столь любимом японскими пилотами. Это стало решающим фактором и в сентябре 1935 года Коку Хомбу выбрал Кавасаки Ki-10 для серийного производства, присвоив ему обозначение Истребитель Армии Тип 95 или Кьюго-Сики-Сентони. В соответствии с заключенными контрактами за три года (с декабря 1935 года по декабрь 1938 года) Кавасаки выпустила 300 Ki-10-I (Истребитель Армии Тип 95 Модель 1) и 280 Ki-10-II (Тип 95 Модель 2).

В отчете об испытаниях эксперты Ко-гикен отметили, что установленный на Ki-II мотор Котобуки имеет более простую конструкцию, легче в эксплуатации и более устойчив к боевым повреждениям, чем мотор жидкостного охлаждения Ха-9, используемый на Ki-10. Также они отметили высокую скорость моноплана, что могло дать определенные преимущества даже в ущерб маневренности при условии использования другой тактики боя, которая предусматривала быструю атаку в пикировании или наборе высоты и такой же быстрый отход, во избежание ввязывания в маневренный воздушный бой. Сегодня такая тактика известна как "ударь и беги". Коку Хомбу учел эти замечания и использовал их при создании следующего поколения истребителей, а неудачный Ki-11 стал предшественником следующего истребителя Накадзимы, на долю которого пришел успех. Принятие на вооружение биплана Ki-10 несомненно было шагом назад для авиации Армии.

В 1935 году IJAAF испытывали еще один истребитель. Под впечатлением летных характеристик Ка-14 фирмы Мицубиси, предназначенного стать новым палубным истребителем авиации флота (9-Си, позднее получивший известность под обозначением А5М), Коку Хомбу заказал один опытный самолет, присвоив ему обозначение Ki-18. Это был свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом цельнометаллической конструкции с открытой кабиной. Шасси - неубирающееся трех-стоечное с хвостовым колесом. Построенный в августе 1935 года, Ki-18 был в основном подобен второму прототипу Ка-14, но его силовая установка состояла из мотора Накадзима Котобуки 5 мощностью 600 л.с. с понижающим редуктором. Капот был шире, а руль направления и колеса были большего размера. Типовое вооружение состояло из двух 7,7-мм пулеметов.