«Ланкастер» В. Mk X

 

До 1942 года вклад Канады в укрепле­ние ВВС Союзников в основном заключал­ся в подготовке экипажей и технического персонала. Англия заключила с канадским правительством соглашение, результатом которого стало создание фирмы Виктори Эйркрафт Компани, занимавшейся выпус­ком «Ланкастеров» по лицензии. В августе 1942 года в Канаду был отправлен «Ланкас­тер» R5727, ставший эталоном для машин местного производства.

Это решение позволило не только раз­грузить предприятия английской авиапро­мышленности, но и упростило материаль­но-техническое снабжение производства - теперь моторы Паккард поступали канадцам прямо из США. Кроме того, сократился риск потерять дорогостоящие двигатели - они теперь прибывали в Британию «своим хо­дом», вместе с самолетами, а не совершали долгое и опасное путешествие через Атлан­тику кишащую стаями немецких субмарин. Но первый канадский «Ланкастер», КВ700, сошел со сборочной линии лишь через тринадцать месяцев - в сентябре 1943 года. В последующие восемнадцать месяцев было выпущено еще 430 бомбардировщи­ков, получивших обозначение «Ланкастер» В. Mk X. Эти самолеты поступали только в 6-ю (канадскую) группу. Первые Mk X были оснащены моторами «Мерлин» 38 (КВ700/ 774) и «Мерлин» 224 (КВ775/999). Некото­рые изменения коснулись винтов – начиная с КВ774 стали устанавливаться пропелле­ры с более широкими лопастями, что обес­печивало больший потолок и повышало ско­роподъемность.

Летные характеристики у Mk X были почти такими же, как у Mk III, а полный полетный вес даже немного уменьшился и составлял 27895 кг. Носовая, верхняя и хво­стовая стрелковые установки сперва были такими же, как на английских машинах, но позднее верхнюю турель FN50 заменили турелью Мартин с 12,7-мм пулеметами. Аппаратура H2S обычно устанавливалась после прибытия самолета в Англию. Mk X поступали в 419-ю, 420-ю, 425-ю, 428-ю, 431-ю и 434-ю эскадрильи.

Вторая партия самолетов, включавшая 130 машин с серийными номерами FM100/299, поступила в Великобританию в апреле-мае 1945 года. Лишь один бомбардировщик из нее, FM100, попал в 408-ю эскадрилью. В мае 1945 года 6-я группа вернулась в Канаду, чтобы подготовиться к боевым действиям против Японии. Этим планам не суждено было сбыть­ся - японцы капитулировали.