Первые перехваты

 

Впервые пулеметы «Спитфайров» открыли огонь по реальной цели 6 сентября 1939 г., через три дня после объявления Великобританией войны Германии. В 6 ч 45 мин рас­положенная в Кэньюдоне, графство Эссекс, радиолокационная станция раннего предупреждения засекла приближение с востока группы нео­познанных самолетов. Через несколь­ко минут операторы уточнили дан­ные - приближается не одна, а пять групп по шести-двенадцати самоле­тов в каждой. Из-за отказа аппара­туры неверно было определено на­правление, с которого подходили самолеты - фактически они шли не с востока, откуда ожидалось появле­ние немецкой авиации, а с запада. Несколько подразделений истребите­лей были подняты в воздух на пере­хват обнаруженных самолетов и на­правлены в район устья Темзы. Эхосигналы от истребителей операторы РЛС воспринимали как появление новых групп самолетов противника. За короткое время количество групп самолетов «противника» возросло до двенадцати. Поступающая информа­ция о воздушной обстановке говори­ла за то, что люфтваффе решило на­нести массированный удар по Лон­дону. В 6 ч 55 мин была объявлена тревога всем силам ПВО восточной Англии, в Лондоне завыли сирены воздушной тревоги.

В то утро погода над устьем Темзы была плохой, видимость - ог­раниченной, по причине толстого слоя облачности, висевшего над всей юго-восточной Англией. Располо­женные в Тэмзхавене и Ширниссе зе­нитные батареи открыли огонь по «вражеским» самолетам, как только они вошли в пределы досягаемости артиллерии. Результат - сбит «Бленхейм» и поврежден «Спитфайр» из 65-й эскадрильи. Несколькими мину­тами спустя над Колчестером коман­дир звена «Спитфайров» из 74-й эс­кадрильи тоже обнаружил самолеты «противника». Солнце слепило лет­чиков, затрудняя точно идентифицировать самолеты, однако пилоты «Спитфайров» точно знали из радио­переговоров, что враг где-то рядом. Тройка «Спитфайров» спикировала на два замыкающих группу самоле­та и сбила обе машины, которые ока­зались «Харрикейнами» из 56-й эс­кадрильи. Командир звена «Спит­файров» осознал свою ошибку и бы­стро прервал повторную атаку.

Так называемая «Битва при Баркинг-Крик» завершилась, по­скольку закончилось горючее в топ­ливных баках истребителей. Только после возвращения истребителей на свои базы выяснилось, что в то утро в воздухе ад Темзой не было ни од­ного немецкого самолета. Сообще­ние об инциденте, которое получил командир истребительного командо­вания вице-маршал авиации Доудинг, стало для него сильнейшим уда­ром. Расследование показало, что причиной трагедии стала техничес­кая неисправность на радиолокаци­онной станции. Однако последовав­шие за «обнаружением» немецкой авиации события в полной мере вы­явили неготовность английской ПВО к войне. Одним из выводов, сде­ланных после трагедии, требование оснастить РЛС и самолеты система­ми, позволяющими четко различать на экране РЛС свои самолеты и са­молеты противника. Аппаратура «свой-чужой» уже была разработана, но ее все не могли запустить в серий­ное производство, теперь выпуску систем опознавания был отдан наи­высший приоритет. Командир РЛС и два летчика «Спитфайров», сбившие «Харрикейны» попали под трибунал, впрочем летчики последних понесли символическое наказание и вскоре были освобождены.