Вооружение

 

Пулеметы Браунинг калибра .303 были эффективным оружием лишь против самолетов, не имеющих брони и протестированных топлив­ных баков. Для борьбы с бомбарди­ровщиками люфтваффе требовалось вооружение более крупного калибра. После серии испытаний командова­ние RAF выбрало в качестве такого вооружения французскую 20-мм ав­томатическую пушку Испано-Сюиза тип 404. Снаряды этой пушки имели высокую начальную скорость, а по бронепробиваемости пушка Испано-Сюиза превосходила все остальные орудия аналогичного калибра. Пла­нировалось купить лицензию на про­изводство пушек Испано-Сюиза тип 404 в Великобритании.

Испытания прототипа «Спитфайра» (L1007), вооруженного двумя пушками французского производ­ства начались в Мэртлсхэме в июле 1939 г. С полным боекомплектом пу­шечный «Спитфайр» весил на 5 кг меньше истребителя, вооруженного восьмью пулеметами, однако обтека­тели стволов орудий увеличили лобо­вое сопротивление самолета, из-за чего максимальная скорость уменьшилась на 3 мили/ч. В целом же, уп­равление и летные характеристики пушечного «Спитфайра» ничем не отличались от данных стандартного истребителя.

Летные испытания выявили значительные проблемы, которое со­здавало новое вооружение. На фран­цузском истребителе Моран MS.406 пушка стояла в передней части фю­зеляжа, а ее ствол выводился через полую втулку воздушного винта. Значительная масса двигателя ком­пенсировала отдачу орудия, возника­ющую при выстреле. На «Спитфайре» единственным местом, где оказа­лось возможным установить пушки оказались плоскости крыла. Если британский истребитель вел стрель­бу из пушек в момент выполнения маневра с большой перегрузкой, не­достаточная жесткость конструкции приводила к значительному рассеи­ванию снарядов. В случае отказа од­ной пушки из-за не сбалансирован­ной силы отдачи прицельная стрель­ба была невозможна. Внесенные вес­ной и летом изменения в конструк­цию самолета позволили решить часть проблем, возникших с установ­кой пушек на самолет.

К концу весны 1940 г. пушеч­ное вооружение «Спитфайра» уда­лось довести до состояния, позволя­ющего начать малосерийное произ­водство пушечного варианта истре­бителя. Под обозначением «Спитфайр» Mk IB в июне самолет посту­пил на вооружение 19-й эскадрильи, но очень быстро выяснилось, что пе­редача пушечных истребителей во фронтовые подразделения была преждевременной. Когда эскадрилья в августе приступила к боевой рабо­те, надежность вооружения была крайне низкой. Так в воздушном бою 16 августа только на одном из семи принимавших в нем участие «Спитфайров» работали обе пушки. 19 ав­густа в бою принимало участие три истребителя, вооружение отказало на всех машинах; 24-го - на двух из вось­ми «Спитфайров»; 31-го - вооруже­ние отказало на трех из шести «Спит­файров». После боя 31 августа ко­мандир эскадрильи Р. Пинкхэм на­правил вышестоящему командова­нию рапорт:

- Если бы подразделение име­ло на вооружении самолет с восьмью пулеметами, то мы смогли бы нанес­ти противнику больший ущерб... На основе полученного боевого опыта считаю необходимым чтобы избе­жать потери эскадрильей боеспособ­ности перевооружение подразделе­ния на «Спитфайры», вооруженные пулеметами Браунинг.

Командующий истребитель­ными силами Даудинг прислушался к командиру эскадрильи и в начале сентября подразделение получило пулеметные «Спитфайры». Самоле­ты, вооруженные пушками Испано не сыграли заметной роли в битве за Британию.