Воспоминания асов

 

Пайлот-офицер «Батч» Бэйкер служил в 41-й эскадрильи и принимал участие в отражении налета 15 сентяб­ря. К концу 1940 г. на его счету значи­лось четыре личные и две групповые победы, пять поврежденных самолетов противника. Вместе с коллегами из 92-й и 222-й эскадрилий Бэйкер наносил первый удар по армаде немецких само­летов. Бэйкер попытался атаковать Мессершмитт, летевший выше его, но пока он ловил противника в сетку прицела, за­дирая нос своего истребителя, «Спит­файр» потерял скорость. Самолет зад­рожал и свалился на крыло, после чего перешел в нисходящую спираль.

Бэйкер вспоминал:

- Я остановил вращение. Пос­ле того как мне удалось восстановить управление, я прямо перед собой об­наружил Хейнкели. Первой реакци­ей было причинить им как можно больше повреждений, столько -сколько смогу. Я летел над строем бомбардировщиков и нажимал на гашетку всякий раз, когда Хейнкель оказывался в прицеле. Я не опасался эскорта - мессершмитты находились слишком высоко, чтобы помешать мне. Я видел, как пули пулеметов моего самолета прошили нос замы­кающего строй бомбардировщика и спикировал под него.

После выхода из атаки Бэйкер вновь набрал высоту и стал искать вражеские истребители. Вместо них, ниже, он вновь обнаружил Хейнкель, оторвавшийся от группы. Самолет летел курсом на Францию. Бомбар­дировщик атаковали два «Харрикейна», Бэйкер присоединился к ним и выпустил по немцу остаток боеком­плекта. Из правого двигателя Не-111Н-4 потянулся шлейф дыма, само­лет начал быстро терять высоту. Бом­бардировщик сел на вынужденную посадку в районе Фоулнесса, его эки­паж попал в плен. Самолет принад­лежал 1 ./KG-26. На счет Бэйкера за­писали один поврежденный бомбар­дировщик и один предположительно сбитый.

Летчик 66-й эскадрильи Боб Окспринг взлетел с аэродрома Грэйвсенд. Пилоты эскадрильи получили жестокий урок и узнали насколько уязвимо звено истребителей от ата­кующих сверху мессершмиттов. Эс­кадрилья «Спитфайров» набирала высоту на скорости 240 миль/ч, Bf 109 спикировали на скорости 400 миль/ ч. Англичане практически не имели шансов уклониться от удара. Единственный шанс уцелеть в сложивший­ся ситуации - «шуровать рулями». Окспринг рассказывает:

-  Мы сразу обнаружили, что нас навели прямо на строй самолетов противника. Мы даже не успели на­брать высоту, и представляли собой отличную цель для вражеских истре­бителей. Несколько наших самолетов было сбито. Нам пришлось пренеб­речь командами службы наведения и отклонится на запад от рекомендо­ванного курса. Мы смогли набрать еще 10 000 футов высоты в районе стадиона Уэмбли, прежде чем вновь встретились с противником.

Эскадрилья, в которой слу­жил Боб Окспринг была одной из многих вступивших в бой с против­ником над восточными пригорода­ми Лондона. Этой эскадрильей ко­мандовал Руперт Лейх (1,5 победы), пилот еще предвоенной выучки. Он повел девять своих «Спитфайров» в атаку на 24 бомбардировщика Не-111Н из KG-53. Окспринг и еще один летчик держались в стороне, прикрывая боевых товарищей от возможных атак истребителей про­тивника. Вновь предоставим слово Окспрингу:

- Пока другие атаковали бом­бардировщики, я заметил несколько Bf 109E, летевших выше и стал в ви­раж, прикрывая своих товарищей от возможной атаки. На случай возмож­ного боя я забирался как можно выше, в то же время стараясь не силь­но потерять в скорости - я не имел перед противником преимущества в скороподъемности.

Лейх выстроил «Спитфайры» в линию и перешел в пологое пики­рование, чтобы набрать скорость.

Англичане атаковали Хейнкели сни­зу после просадки на выводе из пи­кирования. «Спитфайр» за «Спитфайром» выпускали по цели короткие очереди с предельно малой дистан­ции. Все это время Боб Окспринг вни­мательно следил за мессершмиттами. Последние увлеклись атакой других английских истребителей:

- Они не видели нашей атаки, так что я смог присоединится к эскад­рильи и атаковал бомбардировщик со стороны солнца. Имея пулеметы калибра .303 сложно определить насколько серьезные повреждения уда­лось нанести самолету противника, если он не упал или не загорелся. Хейнкель, который я обстрелял, от­делился от строя. Я пикировал с вы­сокой скоростью и проскочил сквозь строй бомбардировщиков.

После боя на счет Окспринга запишут один поврежденный Не-111. В это же время бомбардиров­щики KG-53 атаковали «Спитфайры» 72-й эскадрильи и две эскадри­льи «Харрикейнов». Один Не-111 был сбит, два - получили тяжелые повреждения и вышли из боя. По­врежденные машины добили другие истребители RAF.