Истребитель против истребителя

 

О битве за Британию написа­ны книги и сняты фильмы, в них ис­требители противоборствующих сто­рон преследуют друг друга по всему небу, а сражение распадается на ряд отдельных схваток. Фактически, в крупномасштабном воздушном сра­жении бои истребителей один на один продолжались не более двадца­ти секунд. Скоротечные схватки тре­бовали от летчиков высокого летно­го мастерства и были крайне риско­ванными для обоих противников. Всегда существовала вероятность встретить более опытного пилота или даже аса, кроме того, летчик чересчур увлекшийся поединком стано­вился уязвимым для неожиданной атаки со стороны внезапно появив­шегося другого противника.

Тщательное изучение рапор­тов о воздушных боях, проведенных 15 сентября позволило сделать до­вольно неожиданный вывод: в этот день состоялся всего один бой, кото­рой можно классифицировать как «истребитель против истребителя». Сержант Брайан Лэйн (шесть личных и одна групповая победы, две непод­твержденных, одна вероятная) из 19-й эскадрильи 12-й группы вместе со своими товарищами устремился на перехват бомбардировщиков, шед­ших курсом на Лондон. Прежде чем эскадрилья нагнала ударные самоле­ты, ее атаковали мессершмитты. Лэйн сумел атаковать один Bf 109. В классическом издании военного времени «Spitfire Pilot» он писал:

- Он увидел как я развернулся ему навстречу и, отклонив рули до предела, попытался скольжением уйти под меня. Удерживая самолет на грани сваливания я сумел зайти про­тивнику в хвост и выпустил корот­кую очередь, раньше, чем мессершмитт вышел из прицела моего истре­бителя. Немецкий летчик прекрасно разбирался в тонкостях пилотирова­ния Bf 109 - я никогда не видел тако­го пилотажа. Меня не покидало ощу­щение, что у мессершмитта в любой момент могут отвалиться крылья. Однако он даже не свалился в што­пор, наш танец продолжался. Я опять поймал противника в прицел, дваж­ды я открывал огонь, однако вряд ли попал, зато он пробил хвост моего «Спитфайра». Зато потом я сумел занять выгодное положение и посы­лал пулю за пулей в хвост мессерш­митта. Противник заложил такой крутой вираж, что я разглядел хищ­ное выражение лица летчика, выпу­щенные предкрылки говорили о том, что Bf 109 находится на грани сва­ливания.

- Неожиданно мессершмитт прекратил разворот и дал преимуще­ство моему «Спитфайру». Немец пе­решел в правый вираж и должен был пройти прямо передо мной. Я не мог понять, на что надеялся противник и не видел смысла в этом маневре. Мо­жет быть, он надеялся, что я после­дую за ним, из-за особенностей сис­темы подачи топлива в перевернутом полете мессершмитт имел преимуще­ство перед «Спитфайром». Все рав­но - момент для такого маневра не­мец выбрал неподходящий. В тече­нии нескольких секунд, пока Bf 109 находился в перевернутом положе­нии я успел всадить в него хорошую очередь. Немецкий самолет нехотя перешел в пикирование и скрылся в облаках - судя по всему, он потерял управление.

Лэйну засчитали мессершмитт как «вероятно сбитый», однако гер­манские источники потерю не подтверждают. 15 сентября ни один Bf 109 не был сбит в окрестностях Дэртфорда, где Лэйн вел воздушный бой. Воздушные бои на горизонталях за­канчивались чаще всего безрезуль­татно.