Портрет Джорджа «Грампи» Анвина

 

Даже беглое знакомство с со­ставленным в 1940 г. официальным списком лучших асов Истребитель­ного командования показывает, что большинство из них прежде, чем на­чать летать на «Спитфайрах» или «Харрикейнах» успели освоить в предвоенные годы хотя бы один дру­гой тип истребителя, чаще всего -бипланы «Гантлет» или «Гладиа­тор».

Так, Ал Диир летал в 54-й эс­кадрилье на «Гладиаторе» с августа 1938 г., прежде чем в феврале следу­ющего года освоил «Спитфайр». «Сэйлор» Мэлэн служил в 74-й эскад­рилье с декабря 1936 г. и летал на «Гантлете», на «Спитфайр» он пересел тоже в феврале 1939 г. Малоизв­естные асы союзников новозеландец Брайан Карбэри и австралиец Пэт Хагис также имели большой предво­енный опыт полетов на истребите­лях-бипланах.

Из всех летчиков, попавших в самый первый список асов, самой большой опыт полетов на «Спитфайрах» имел уоррэнт-офицер из 19-й эскадрильи Джордж Сесил Анвин. В период с мая по декабрь 1940 г. Анвин записал на свой счет 13 личных побед и две групповых, четыре побе­ды засчитали как вероятные.

Как и «Сэйлор» Мэлан, Анвин начал службу в RAF в 1936 г., он слу­жил в 19-й эскадрилье и летал на истребителях «Гантлет I». Эта эскадри­лья первой в Королевских ВВС полу­чила новейшие истребители-моно­планы «Спитфайр». К этому време­ни Анвин стал опытнейшим летчи­ком, что он и доказал, став одним из двух сержантов RAF, вылетевших первыми на «Спитфайре». Первый раз Анвин поднял «Спитфайр» (К9792) 16 августа 1938 г., сержанта-летчика штаб Истребительного ко­мандования отобрал для использова­ния в качестве летчика-испытателя. Анвин принимал участие в програм­ме интенсивных летных испытаний нового истребителя.

К 3 сентября 1939 г. флайт-сержант Джордж Анвин был известен и как летчик-испытатель фирмы Виккерс-Супермарин и как строевой пи­лот Истребительного командования. За год полетов на новом самолете он сменил пятнадцать «Спитфайров». К началу боев над Дюнкерком он от­лично знал все тонкости пилотирова­ния истребителей нового типа. В тя­желых боях, происходивших с 26 мая по 4 июня над Дюнкерком, Анвин сбил три самолета, еще две победы ему записали как вероятные.

-  Мы были настроены реши­тельно. Многие, подобно Гарри Стиру или мне имели за плечами четыре года полетов на истребителях и в со­вершенстве владели «Спитфайрами». Несмотря на уверенность в успешном для меня исходе воздушного поедин­ка, я хорошо помню, как оцепенел в кабине, когда Bf 109 впервые в жиз­ни атаковал меня.

- Я хорошо видел как истреби­тель (Bf 109E-3 из I./JG-51) пикиро­вал на мой самолет с передней полу­сферы, я видел вспышки выстрелов, мерцающие на плоскостях крыльев немецкого самолета, я понял, что он попал - два снаряда прошило фюзе­ляж «Спитфайра» прямо за кабиной. Я уклонился от продолжения схват­ки. К счастью я остался жив. Многие опытные летчики пережили подоб­ные моменты в своих первых боях, однако никто не любит об этом рас­сказывать.

- Первую победу я одержал 27 мая - на следующий день после памят­ного «оцепенения», «добычей» стал Hs-126 из 4.(Н)/22. Пользуясь велико­лепной маневренностью и малой ско­ростью летчики Хеншеля сумел укло­нится от серии атак флайт-лейтенанта «Сэнди» Лэйна и флэг-офицера Фрэнка Бринсдена. Я в это время прикрывал «Спитфайры» Бринсдена и Лэйна от возможных атак мессершмиттов. Немец развернулся и начал уходить в направлении Бельгии, Лэйн дал команду возвращаться до­мой. В этот момент я воспользовал­ся моментом и атаковал немецкий самолет со стороны солнца, немец­кий летчик заметил меня слишком поздно. Подбитый Хеншель сорвал­ся в штопор, мне пришлось выпус­тить 240 патронов, чтобы загнать его в землю.

Последние дни мая летчики 19-й эскадрильи продолжали вести патрулирование в составе авиакры­ла. Большие 50-самолетные группы «Спитфайров», обычно составляли истребители 19-й, 41-й, 616-й и 222-й эскадрилий. Ниже приведены выдер­жки из официального рапорта флайт-сержанта Анвина о бое, про­веденном 1 июня.

- Примерно в 10.00 я заметил бомбардировщиков противника, сбросивших бомбы на три корабля недалеко от Дюнкерка. Наше звено построилось в строй обратный клин, когда я ощутил удар по самолету. В поисках истребителей противника я развернул самолет, предполагая, что они зашли сзади. На развороте я по­терял из вида два самолета моего звена, после чего, набрав высоту, об­наружил над облаками несколько других «Спитфайров». Внезапно я увидел два двухмоторных самолета, это были бомбардировщики Не-111. Я атаковал их вместе с истребителя­ми из 222-й эскадрильи. Один Не-111 попытался скрыться в облаках, но поскольку облачность была слабой попытка не удалась. После того как я с расстояния в 400 ярдов дал пятисекундную очередь, стрелки бомбар­дировщика открыли ответный огонь. Видимо, я ранил хвостового стрелка, поскольку его огонь был неточным. Я сократил дистанцию до 100 ярдов и выпустил остаток боекомплекта.

Немецкий самолет добили летчики 222-Й эскадрильи, так как у меня кон­чились боеприпасы.

После боя Анвин узнал поче­му Хейнкель вновь выскочил из об­лаков вверх - внизу его атаковал Лэйн и всадил в него очередь. По за­вершении операции «Динамо» 19-я эскадрилья вернулась в Дюксфорд. Остаток июня личный состав осваи­вал последнюю новинку британско­го авиастроения - пушечный «Спит­файр Mk IB» и постигали искусство ночных полетов. И в том, и в другом летчики не достигли особенных успе­хов. Джордж Анвин так отзывался о модификации Mk IIB:

- Ознакомившись с пушечны­ми «Спитфайрами», мы пришли в некоторое смятение - весь боекомп­лект можно было выпустить всего за шесть секунд. До сегодняшнего дня я не могу понять каким образом все 30 «Спитфайр Mk IB» прошли стрельбовые испытания.

19-я эскадрилья могла сыграть и более заметную роль в битве за Британию. На второй неделе авгус­та эскадрилью передислоцировали с базы Дюксфорд на менее заметный аэродром Фоулмер. С момента по­ступления на вооружение эскадрильи «Спитфайров Mk IB» не прекраща­лись отказы вооружения, но в умелых руках пушечный «Спитфайр» оказал­ся весьма эффективным оружием, что продемонстрировал бой, проведен­ный 16 августа 1940 г. Анвин писал в отчете боевом вылете 16 августа:

-  Я летел третьим номером в звене флайт-лейтенанта Лэйна, вто­рым его ведомым был сержант Роден. Мы покинули Колтисхэлл в 17.15 и шли на высоте 15 000 футов. Через 20 минут нас навели на большую груп­пу самолетов противника, в которой насчитывалось около ста машин. Бомбардировщики шли под эскор­том Bf 110, еще выше их прикрывали Bf 109. Мы попытались достичь строя бомбардировщиков, оставаясь неза­меченными, однако были обнаруже­ны группой из тридцати Bf 110, пос­ле чего немедленно вступили в бой. Я выпустил очередь по мессершмитту с короткой дистанции (самолет принадлежал   Stab./ZG-26), после чего он выполнил неполный вираж, свалился на крыло и перешел в отвес­ное пикирование.    Меня сразу же атаковал другой Bf ПО, но мне уда­лось уйти из-под огня. На развороте я обнаружил превосходную цель для атаки и выпустил по ней все снаря­ды. Немецкий самолет перевернулся через крыло и начал падать, его хво­стовое оперение просто отвалилось. Я преследовал его до самой земли, после чего в 18.30 вернулся на базу.

Джорджу засчитали за этот вылет две победы, одну из них - пред­положительно. Весьма вероятно, что сбитый им Bf 110 оказался самым первым самолетом, уничтоженным на пушечном «Спитфайре».

- Только одна пушка функци­онировала после первой очереди, выпущенной по Bf 110, все мои по­пытки маневрами с большой пере­грузкой перезарядить вторую пушку успеха не имели. Чтобы наверняка сбить Bf 110 мне пришлось подойти к нему настолько близко, что двух-килевое оперения немецкого самоле­та находилось почти за пределами сектора обзора.

- Проблемы с вооружением объясняются сложностью установки пушек в тонких плоскостях крыльев «Спитфайра». Инженерам фирмы Виккерс-Супермарин не удалось до­биться жесткого крепления пушек, поэтому от возникающих при стрель­бе перегрузок рвалась снарядная лен­та. Стрельба только из одного ору­дия вызывала сильный разворачива­ющий момент, нечто подобное про­исходит с двухмоторным самолетом, когда у него отказывает один двига­тель.

Приказом сэра Хага Даудинга от 3 сентября 1940 г. 19-ю эскад­рилью вывели из боев, «Спитфайры Mk IB» предстояло заменить обычными истребителями с пулеметным вооружением.

Ирония судьбы заключалась в том, что именно утром 3 сентября летчики авиакрыла добились значи­тельного успеха - они сбили два са­молета, а еще одну победу засчитали им как предположительную. Пушеч­ные «Спитфайры» вновь встретились в бою с Bf 110 из ZG-26. Схватка про­изошла над Колчестером. Группа из более чем 80 «Церстореров» сопро­вождала большую формацию бом­бардировщиков Do-17 из KG-2. Флайт-сержант Анвин сбил один Bf 110С-2, принадлежавший 7./ZG-26 (в ряде источников указывается, что он сбил Bf 110C-4 из Stab./ZG-26), еще по одному самолету сбили пилоты 222-й и 310-й эскадрилий. Таким об­разом, Анвин одержал первую и пос­леднюю победы 19-й эскадрильи на пушечном «Спитфайре» (тогда он летал на машине с бортовым номе­ром R6776).

Вечером 3 сентября Анвин перегнал «Спитфайры» из Фоулмера в Дюксфорд, где его ждала машина с бортовым номером Р9546 и персо­нальным идентификационным ко­дом QV-H. Уже на следующее утро 19-я эскадрилья была готова всту­пить в бой на обычных истребителях с пулеметным вооружением. Утром 5 сентября подразделение понесло тя­желые потери - погиб командир 19-й эскадрильи Филлип Пинкхэм, два «Спитфайра» получили в бою тяже­лые повреждения. В то же время лет­чики эскадрильи сбили два Bf 109 из JG-54.

На следующий день новый командир эскадрильи «Сэнди» Лэйн, ранее командовавший звеном «А», был проинформирован командиром 12-Й группы, что его подразделение будет действовать совместно с воо­руженными «Харрикейнами» 242-й и 310-й эскадрильями в составе «Боль­шого крыла» Бадера. Вечером 7 сен­тября над устьем Темзы состоялась боевая премьера нового истребитель­ного соединения. Джодж Анвин на самолете Р9546 поднялся в воздух вместе с семью другими «Спитфайрами» из 19-й эскадрильи:

- Я как обычно летел третьим номером в звене. Мы достигли Норе Уилда на высоте 10 000 футов, после чего увидели разрывы зенитных сна­рядов и группу из 5- самолетов про­тивника. Мой командир (Лэйн) вне­запно заметил пикирующий прямо перед ним Bf 110, пятеро или шесте­ро наших последовало в атаку за ко­мандиром. . Вскоре мессершмитт скрылся в облаке огня и дыма. Я по­терял 4000 футов высоты и оторвал­ся от эскадрильи. Было настоящим счастьем, что я набрав высоту 24 000 футов, обнаружил эскадрилью «Харрикейнов»! Я присоединился к ним, вскоре мы заметили три группы са­молетов противника, в каждой на­считывалось примерно по 30 машин. «Харрикейны» атаковали бомбарди­ровщики, а я попал под удар Bf 109, носы которых были окрашены в жел­тый цвет. Началась обычная собачья схватка, в которой я поразил пять самолетов, хотя сбил только двоих, оба этих мессершмитта загорелись. Истребители эскорта покинули мес­то боя, и я атаковал замыкающее зве­но Не-111 последней группы и выпу­стил с дистанции 450 ярдов по одно­му Не-111 все остатки боекомплекта (примерно по 50 патронов на ствол). Я отчетливо наблюдал попадания, однако бомбардировщик продолжал полет. Я вернулся в Фоулмер.

В следующем воздушным бою истребитель Р9546 получил тяжелей­шие повреждения. Анвину пришлось сесть на вынужденную посадку в поле.

-11 сентября примерно в 16.00 восточнее Лондона мы перехватили большую группу немецких самоле­тов. Атаковали строем обратного клина с высоты 15 000 футов, я выпустил по Не-111 семи- или восьмисекундную очередь с дистанции 50 яр­дов. Я наблюдал попадания пуль по обоим двигателям бомбардировщи­ка, немецкий самолет потерял управ­ление и сорвался в штопор. Я не ви­дел, как Хейнкель упал, поскольку сразу же атаковал Do-17, который также подбил.

- Я открыл огонь с дистанции 350 ярдов по кормовому стрелку. После того как он прекратил ответ­ный огонь, я сократил дистанцию до 200 ярдов, но кормовая огневая точ­ка Дорнье вдруг ожила. Отверстию от пули внезапно появилось прямо в лобовом бронестекле моего истреби­теля, в кабине появился дым.

-  Расстреляв остаток боеком­плекта, я вышел из атаки левым пе­реворот и перевел самолет в пикиро­вание. Чтобы избежать пожара, я выключил зажигание и перекрыл по­дачу бензина к двигателю, после чего отстегнул привязные ремни и открыл фонарь кабины, намереваясь вып­рыгнуть с парашютом. Тут я рассмот­рел, что причиной дыма, который шел от мотора является горящий гли­коль, можно было попробовать сесть на вынужденную. Я вновь устроился в кресле и стал искать глазами под­ходящее место для посадки. Большое засеянное травой поле в окрестнос­тях Брентвуда вполне подходило для посадки. Мне удалось посадить ис­требитель без повреждений. Сразу же к место посадки примчался джип, откуда вылезли юный сержант и два солдата, державшие в руках винтов­ки с примкнутыми штыками. Солда­ты помогли мне покинуть кабину и осмотреть систему охлаждения, кото­рая и послужила причиной пожара. Оставив одного солдата охранять «Спитфайр» я отправился на джипе с другими бойцами на расположен­ный неподалеку аэродром Норт-Уилд. Я знал многих летчиков из базировавшихся здесь 56-й и 151-й эскадрилий, совместными усилиями мы на следующий день отремонтировали истреби­тель.

Очередной боевой вылет Джордж совершил 15 сентября -эта дата сегодня отмечается как День битвы за Британию. 15 сен­тября Анвин выполнил два по­лета в составе крыла Бадера, первую за день победу Джордж одержал над Бигген-Хиллом во время утреннего патрулирова­ния района, расположенного к югу от Лондона.

- Я взлетел в составе зве­на флайт-лейтенанта Лаусона. Мы обнаружили самолеты про­тивника, которые шли звеньями по три машины в каждом. Нас сразу же атаковали истребители эскорта, и я сбил один Bf 109 с желтым носом. Я дал одну шестисекундную очередь, после чего вражеский истребитель за­горелся. Летчик выпрыгнул с парашютом. Сбитый мессершмитт упал примерно между Редхиллом и Уестерхэмом. Я приземлился на аэро­дром базирования примерно в 12.50. Следующий вылет Анвин про­вел вместе со всеми летчиками пяти эскадрильи 12-й группы Бадера, «Большое крыло» отражало массированный налет люфтваффе на Лондон. - Мне повезло во втором за день вылете остаться невредимым, несмотря на то, что я оторвался от самолетов Крыла. Вслед за Бадером мы пробили облачность над Лондо­ном, последнее, что я увидел в раз­рывах между облаками, был аэро­порт Хендон. Мы набрали высоту 23 000 футов. Бомбардировщики шли на высоте 20 000 футов, ими должны были заниматься эскадрильи «Харрикейнов». Заглядевшись на бомбар­дировщики, я совсем забыл об истре­бителях прикрытия - оказывается я лечу прямо среди них! Вокруг меня находилось не меньше сот­ни мессершмиттов с желтыми носами. Я выполнил крутой ви­раж и зашел в хвост одному из противников, он спикировал в облака. Я последовал за ним, однако из-за того, что на высо­те 6000 футов стекла кабины моего «Спитфайра» запотели, мессершмитту удалось усколь­знуть. Я в поисках своих това­рищей по эскадрильи вновь на­брал 25 000 футов, но, как это часто бывает в воздушных боях, небо оказалось чистым, от большой группы самолетов не осталось и следа. Через не­сколько минут я заметил два ис­требителя Bf 109, летевших в на­правлении Ла-Манша в строю Rotte. После долгого преследо­вания я догнал их над берегом в районе Кента. Я выпустил длинную очередь по ведомому мессершмитту, он сразу же за­горелся и упал в море. Спустя несколько секунд, за ним пос­ледовал и второй немецкий истребитель, немецкий летчик даже не успел оказать мне сопротивление.

- Мне удалось остаться в жи­вых только благодаря тому, что «Спитфайр» имел меньший, чем у Bf 109 радиус вираж.

На основе анализа потерь люфтваффе за 15 сентября можно сде­лать вывод, что добычей Анвина ско­рее всего стал один Bf 109E-4 из Stab I./JG-77 и один Bf 109E-4 из 3./JG-77, оба истребителя базировались на аэродроме Сент-Омер.

Через два дня флайт-сержант Джордж Анвин был награжден DFM, на его счету значилось десять под­твержденных побед. 18 сентября АН-ВИН сбил 11-й самолет - им стал Bf НО. Это была 30-я победа, одержан­ная летчиками 19-й эскадрильи. Цена этих победы была следующей - всего два «Спитфайра», потерянных на вынужденных посадках из-за отказа двигателей!

После 17 сентября командова­ние люфтваффе сократило масштабы налетов, теперь Канал пересекали относительно небольшие группы бомбардировщиков под мощным прикрытием истребителей. Измене­ние тактики действий немецкой авиа­ции нашло свое отражение в «ассор­тименте» самолетов, сбитых летчика­ми 19-й эскадрильи: после ожесточен­ного боя 18 сентября, в котором эс­кадрилья записала на свой счет пять бомбардировщиков, до конца 1940 г. летчики сбивали только истребители Bf 109 и Bf 110 (17 машин).

Свой седьмой Bf 109 флайт-сержант Анвин сбил 17 сентября. Эскадрилья перехватила над устьем Темзы большую группу немецких са­молетов: 50 мессершмиттов прикры­вали двадцать бомбардировщиков Ju-88A. После первой атаки воздуш­ный бой распался на серию отдель­ных «собачьих схваток». В одной из них Анвин и сбил вражеский истре­битель (Bf 109E-1 заводской номер 6162 из 6./JG-52).

В октябре Анвин почти не принимал участия в боях, но 5 нояб­ря самолеты 12-й группы сошлись в воздушном бою с мессершмиттами из JG-26 и JG-51. Причем 19-я эскадри­лья дралась дважды за день с одним и тем же противником. Сначала лет­чики эскадрильи перехватили мессершмитты над Ла-Маншем, затем, уже в составе «Большого крыла» отража­ла второй налет немцев. Анвин в этот день совершил первый боевой вылет на новом «Спитфайре И» с номером Р7427, полученным эскадрильей все­го десятью днями раньше. В жесто­ком бою над скалами Дувра Анвин сбил, как он заявил, истребитель Не-113. На самом деле Хейнкель оказал­ся истребителем Bf 109 заводской номер 4868 из 5./JG-51.

На этом бой не закончился, часть «Спитфайров» 19-й эскадрильи пересекла Ла-Манш и вступила в бой с мессершмиттами из III./JG-26. «Спитфайр» Анвина получил тяже­лые повреждения от огня Bf 109E не­мецкого аса гауптмана Герхарда Шопфеля; Шопфель записал на свой счет в том бою две победы, одной из которых был как раз истребитель Анвина.

Анвин увеличил свой личный счет на отремонтированном истребителе Р7427 через десять дней после памятного вторжения в северную Францию. Над устьем Темзы англий­ский ас, охраняя морской конвой, сбил Bf 110 из l(F)./22.

Последний боевой вылет флайт-сержант Анвин совершил ве­чером 28 ноября. Эскадрилья снова прикрывала морской конвой, шед­ший в 30 милях от Саусэнда. Пятер­ка Bf 109E из I./JG-26 атаковала го­ловные «Спитфайры». Анвин в том вылете возглавлял замыкающее зве­но и немедленно устремился на по­мощь товарищам. После продолжи­тельного маневрирования - мессершмитты все время ускользали из-под огня «Спитфайров» - Анвин и его ве­домый сержант Дэвид Фаллфорд (че­тыре личных победы и две в группе) сбили Bf 109. Самолет фельдфебеля Вальтера Камински рухнул в воду (это была машина с заводским номе­ром 3755, принадлежавшая 1-му стаффелю III группы, 26-й эскадры).

Установившаяся в декабре плохая погода сильно ограничила действия авиации. Самолеты люфт­ваффе эпизодически появлялись над побережьем Англии, Истребительное командование по большей части ни­как не реагировало на эти рейды, сбе­регая ресурс самолетов и силы летчиков. 1 декабря Анвин получил звание уоррент-офицера, а вскоре его и дру­гого ветерана с предвоенным опытом Гарри Стира сочли слишком стары­ми для боевой работы. Всего за три недели до принятия такого решения Анвин отметил свой 28-й день рож­дения! Анвин получил назначение летчиком-инструктором в Авиацион­ное тренировочное командование.