Самолеты асов

 

01.jpg

1.  Mk IIA P7966/D-B командира Тэнгмирского крыла  уинг-коммендера Дугласа Бадера, март 1941 г.

На рисунке изображен один из первых самолетов, на фюзеляже которого были написаны инициалы командира крыла. В августе 1941 г. Бадер попал в плен, к этому времени на его счету было 20 личных и четыре групповые победы, семь вероятных побед (шесть личных и одна в группе) и 11 поврежденных самоле­тов. Данные самолет изначально принадлежал 616-й эскадрильи, затем на нем летали пилоты 412-й и 154-й эскадрилий, затем машина числилась в 61-м и 52-м учебно-тренировочных отрядах, в октябре 1942 г. самолет был разбит при посадке.

2.  Mk I K9854/QV-W флайт-лейтенанта Вильфреда Клоустона, 19-я эскадри­лья, Даксфорд, октябрь 1939 г.

Самолет К9854 был разбит на вынужденной посадке в октябре 1939 г., после чего его разобрали на запасные части. Клоустон принимал участие в битве за Британию, сбил девять самолетов лично и три в группе, две победы - неподт­вержденные, один самолет противника он повредил. В 1941 г. Клоустона перевели в Сингапур на должность командира истребительной эскадрильи, вскоре он попал в плен, где и оставался до конца войны.

3.  Mk IB R6776/QV-H флайт-сержанта Джорджа Анвина, 19-я эскадрилья, Фоулмир, август 1940 г.

Самолет с номером R6776 был одним из первых пушечных «Спитфайров», полученных летом 1940 г. 19-й эскадрильей. В отличие от большинства летчи­ков, летавших на самолетах данной модификации, Анвин сумел добиться на пушечном «Спитфайре» успеха, сбив на нем не менее двух Bf 110. Данный самолет был модернизирован до уров­ня Mk VB, в разное время находился на вооружении 92-й, 316-й и 306-й эс­кадрилий. Списан в мае 1942 г. после получения над Францией повреждений, относящихся к категории Е.

4.  Mk I P9386/QV-K командира 19-й эскадрильи скуадрон лидера Брайана Лэйна, Фоулмир, сентябрь 1940 г.

На этом самолете Лэйн сбил над Норт-Уилдом 7 сентября двухмотор­ный истребитель Bf 110 из Stab./ZG-2. Другой ас 19-й эскадрильи флайт-лейтенант Вальтер Лоусон двумя днями позже сбил на нем еще один Bf 110, а 11 сентября - He-111. Некото­рое время самолет использовался в 152-й эскадрильи, затем его передали в 58-й учебно-тренировочный отряд, где он эксплуатировался до мая 1944 г., когда был списан. Кок винта окра­шен в желтый цвет, что не типично для истребителей периода битвы за Британию, видимо красили уже после передачи истребителя в учебно-тре­нировочное подразделение.

5. Mk IIA P7849/QV-J флайт-лейтеннанта Вальтера Лоусона, 19-я эскад­рилья. Фоулмир, июнь 1941 г.

27 июня Лоусон сбил на этом истре­бителе Bf 109E, еще один сбитый им Bf 109E не был подтвержден. Это были первые победы 19-й эскадрильи после семимесячного перерыва. Позже самолет прошел модернизацию до уровня Mk V, а ноябре 1942 г. его пе­редали в USAF. За 16-месячный период службы в 19-й эскадрильи Лоусон сбил шесть самолетов лично. Один в группе, три вероятно и один самолет повредил. Лоусон погиб над Роттер­дамом 28 августа 1941 г.

6.  Mk НА P7666/EB-Z командира 41-й эскадрильи скуадрон лидера Дональ­да Финли, Хончарч, ноябрь 1940 г.

Финли летал на этом истребителе 23 ноября, когда он сбил над Тонбриджем Bf 109E. На этом же истребителе Финли сбил еще один «Эмиль» четырь­мя днями позже, но и сам едва не по­гиб. Дон Финли завершил войну, имя на своем счету четыре личных победы, две групповые, четыре поврежденных самолета. Все свои победы он одер­жал на «Спитфайрах». Самолет Р7666 передали в 152-ю эскадрилью, где он был 20 апреля 1941 г. сбит. На «Спитфайре» тогда летал пайлот-офицер Джек Стока (семь личных побед, одна групповая, три неподтвер­жденные и четыре поврежденных са­молета) .

02.jpg

7.  Mk I N3173/KL-N пайлот-офицера Калина Грея, 54-я эскадрилья, Хорнчарч, май 1940 г.

На этом самолете Грей принимал участие в бою над Дюнкерком 25 мая 1940г., когда его едва не сбили. Грей сумел привести поврежденный самолет в Хорнчарч, после ремонта самолет передали в 152-ю эскадрилью. 20 сентября 1940 г. на этом самолете австралиец сержант К. С. Холланд столкнулся со сбитым им секундой раньше бомбардировщиком Не-111Р из 6./KG-55, английский лет­чик погиб.

8.  Mk I N3173/KL-B пайлот-офицера Алана Дира, 54-я эскадрилья, Хорнчарч, май 1940г..

На этом самолете Дир сбил Bf 109E (24 мая) и Bf ПО (25 мая) над Дюнкер­ком. Прикрывая эвакуацию английских войск из Франции он сбил за пять дней семь самолетов противника (плюс одна групповая победа, одна неподтверж­денная и один поврежденный самолет). Самолет N3173, который пилотиро­вал пайлот-офицер А. Ивершид, был сбит истребителями II./JG-51 над Ла-Маншем 9 июля 1940 г., летчик погиб.

9. Mk I P9389/KL-A командира 54-й эскадрильи скуадрон-лидера Джеймса Литхэрта,  Хорнчарч, май 1940 г.

На этом самолете Литхэрт сбил 21 мая над Дюнкерком Не-111 - это была одна из первых побед, одержанных над Францией на «Спитфайре». Литхэрт командовал 54-й эскадрильей летом 1940 г., за этот период он сбил семь само­летов лично, один в группе, три повредил, еще четыре победы - не подтвержде­ны. Самолет Р9389 был сбит 24 августа 1940 г., тогда его пилотировал новозеландец пайлот-офицер К. Стюарт, летчик выпрыгнул с парашютом над устьем Темзы.

10. Mk I P9554/K-SH пайлот-офицера Джеймса О'Мира, 64-я эскадрилья. Кинли, август 1940 г.

О 'Мир летал на этом самолете с 12 по 15 августа 1940 г. и сбил за это время три самолета (два Bf 109E и один Ju-88A), а три (Не-111) повре­дил. 16 августа на этом истребителе был сбит командир 64-й эскадрильи скуадрон-лидер Дональд Макдоннелл (девять личных, одна групповая побе­ды, четыре неподтвержденные и семь поврежденных самолетов). Летчик выпрыгнул с парашютом.

11. Mk I K9906/FZ-L флайт-лейтенанта Роберта Стэнфорда Така, 65-я эскадрилья, Хорнчарч, август 1939 г.

Этот самолет эксплуатировался 64-й эскадрильей в период битвы за Бри­танию, после чего был передан в 7-й учебно-тренировочный отряд. Потом он стал одним из первых «Спитфай-ров», переоборудованных в разведыва­тельный вариант PR III. Так стал первым асом, летавшим на «Спитфай-рах», после того как сбил над Дюнкер­ком 24 мая 1940 г. свои четвертый и пятый самолеты.

12. Mk I N3035/LZ-X пайлот-офицера Хаберта Аллена, 66-я эскадрилья, Кинли, сентябрь 1940 г. «Диззи» Аллен несколько раз летал на этом самолете летом 1940г., «Спит-файр» N3035 базировавшаяся в Даксфорде эскадрилья получила в сентяб­ре 1939 г. Машина получила серьезные повреждения в бою 29 сентября 1939 над Кентом (истребитель пилотировал сержант Питер Уилкокс). Самолет был восстановлен только через десять месяцев.

03.jpg

13.  Mk I X4321/LZ-F пайлот-офицера Крелина «Богли» Води, 66-я эскадрилья, Кинли, сентябрь 1940 г.

На этом самолете пайлот-офицер Крелин «Богли» Води (пять личных и пять вероятных побед, десять неподтвержденных, четыре поврежденных самоле­та) 7 сентября совершил вынужденную посадку в районе Хаукинга. Самолет получил настолько сильные повреждения, что его пришлось оправить на завод­ской ремонт. Истребитель восстановили к декабрю 1940 г., после чего его экс­плуатировали в 64-й и 303-й эскадрильях, в 58-м учебно-тренировочном отряде. Самолет был разбит в результате летного происшествия, случившегося в 1942 г.

14.  Mk IIA P7308/XR-D пайлот-офицера Уильяма Данна, 71-я эскадрилья, Норт-Уилд, август 1941 г.

27 августа Данн на этом истребителе сбил два Bf 109F, став первым асом 71-й эскадрильи (и первым асом-американцем времен второй мировой войны), три свои первые победы он одержал на «Харрикейне II». В бою 2 7 августа самолет получил серьезные повреждения, а сам Данн был ранен. Следующий месяц лет­чик провел в госпитале, после которого он воевал на P-47D в 406-й истреби­тельной авиагруппе ВВС США. В конце войны на счету Дана было девять са­молетов, сбитых лично, 3 неподтвержденные победы, два поврежденных са­молета. Самолет Р7308 эксплуатировался в 74-й, 54-й и 308-й эскадрильях, в августе 1941 г. машину передали американцам. После переоборудования в вари­ант Mk V истребитель летал в 133-й, 421-й, 164-й и 602-й эскадрильях RAF, 61-м учебно-тренировочном отряде, списан в июле 1943 г.

15.  Mk I серийный номер не установлен/RN-J флайт-лейтенанта Десмонда Шина, 72-я эскадрилья, Акклингтон, август 1940 г.

Самолет несет изображение бумеранга - персональной эмблемы Деса Шина. На самолете Mk IK9959 с аналогичной эмблемой на борту Шин сбил 21 октября 1939 г. гидросамолет He­115B.

16.  Mk I K9953/ZP-A флайт-лейтенанта Адольфа Мэлэна, 74-я эскадрилья, май-июнь 1940 г.

На этом самолете Мэлэн 27мая сбил над Кале один Bf 109E и повредил два Do-17. На истребителе К9953 Мэлэн летал в ночь 18 на 19 июня, когда он сбил два He-111 из KG-4. После окон­чания битвы за Британию самолет передали в 7-й учебно-тренировочный отряд, затем - в 57-й учебно-трени­ровочный отряд, разбит в столкнове­нии 7 октября 1943 г.

17.  Mk IIA P8194/DL-M сержанта Дональда Маккэя, 91-я эскадрилья, Хаукинг, апрель 1941 г.

Маккэй, летая на «Спитфаере I» и Спитфайре II» сбил шесть самоле­тов и три повредил, его общий счет за войну -14 сбитых и четыре повреж­денных. Изображенный здесь самолет эксплуатировался также в 234-й, 66-й и 152-й эскадрильях, 57-м учебно-тренировочном отряде. В 1943 г. на этой машине отрабатывался ревер­сивный воздушный винт. Списан в марте 1944 г.

18.  Mk I R6596/QJ-S пайлот-офице­ра Алана Райта, 92-я эскадрилья, Пимбри, август 1940г.

Все самолеты, на которых летал Райт несли его персональную иденти­фикационную литеру «S». На этом самолете Райт летал в ночь с 14 на 15 августа, когда он сбил Не-111Р из 9./KG-27 над доками Кардиффа. На этом же истребителе Райт в ночь на 29 августа сбил второй Хейнкель, а днем 11 сентября - третий. 9 сентяб­ря 1940 г. самолет Райта получил тяжелые повреждения в бою с Вf 109Е, летчик едва дотянул до аэро­дрома. После ремонта самолет R6596 эксплуатировался в 131-й эскадрилье, октябре того же года передан 52-му учебно-тренировочному отряду, списан в апреле 1944 г.

04.jpg

19.  Mk 1 N3249/QJ-P сержанта Ральфа Хэверсрофта, 92-я эскадрилья, Пимбри, август 1940 г.

Изображенный здесь самолет 92-я эскадрилья получила одним из первых в декабре 1939 г. при перевооружении на «Спитфайры» с «Бленхеймов». Самолет N3249 был поврежден при вынужденной посадке ночью 31 августа 1940г. в Бибари, после ремонта передан в ноябре 602-й эскадрилье. Потерян ад Шотландией 14 февраля 1941 г. «Титч» Хэверсрофт всего сбил лично три самолета, один - в группе, две победы не подтверждены, повредил три самолета противника.

20.  Mk IB R6908/QJ-F флайт-лейтенанта Брайана Кингкома, 92-я эскадрилья, Биггин-Хилл; ноябрь 1940 г.

Один из первых «Спитфайров», имевших смешанное пушечно-пулеметное воо­ружение, позже модернизирован в Mk V 9 мая 1941 г. истребитель R6908 по­лучил тяжелые повреждения в бою с Bf 109F, раненый летчик пайлот-офицер Мэйтлзнд- Томпсон сумел довести самолет до Бигген-Хилла. Машина восста­новлению не подлежала и была списана. За время войны Брайана Кингком запи­сал на свой счет восемь личных побед, три в группе, пять неподтвержденных и 13 поврежденных самолетов противника.

21.  Mk IX4382/LO-G пайлот-офицера Осгуда Ханбари, 602-я эскадрилья, Уестхэмптнетт, сентябрь 1940 г.

На этом самолете Ханбари 21 сентября сбил Bf 110 над Бичи-Хед, 21 сентября повредил над Тэнгмери Ju-88, 30 сентября сбил над Силси-Бимбриджем Ju-88. Окончательный счет Ханбари - 10 личных побед, две - групповых, две неподт­вержденных и пять поврежденных самолетов. В декабре 1940 г. самолет Х4382 передали в 610-ю эскадрилью, а через несколько месяцев - в учебно-трениро­вочный отряд, списан в январе 1945 г.

22.  Mk IX4541/LO-M сержанта Си­рила Бэббэджа, 602-я эскадрилья, Уестхэмптнетт, октябрь 1940 г.

На этом самолете Бэббэдж: 12 октября на пару с канадцем флэг-офицером Дж. С. Хартом сбил Ju-88 А-1 из II./LG-1. Оба «Спитфайра» полу­чили повреждения от огня стрелков бомбардировщика. После вынужден­ной посадки на поле в Сассксе самолет Х4541 пришлось списать. За войну Бэббэдж сбил лично семь самолетов, один в группе, три его победы не под­тверждены, повредил два самолета.

23.  Mk IL1067/XT-D командира 603-й эскадрильи скуадрон-лидера Джорджа Динхолма, Абердин, март 1940г. Динхолм принимал участие на «Спит-файре» во многих боях в период март-август 1940 г. 17 марта он повредил Do-17, 26 июня сбил Не-111 (победа не подтверждена), 3 июля сбил Не-111 (на самом деле - Ju-88) и вероятно сбил 28 августа Bf 109. 30 августа Динхолм покинул горящий истреби­тель L1067, но уже на следующий день принял участие в бою. За войну Динхолм сбил лично три самолета, три в группе, одна победа не подтверждена, повредил шесть самолетов.

24.  Mk I R6835/XT-W флэг-офицера Брайана Карбари, 603-я эскадрилья, Хорнчарч, август 1940г.

На истребителе R6835 Карбари с 29 августа по 2 сентября сбил восемь В/ 109Е, три из них - в один день, 31 ав­густа. Вероятно - это лучший резуль­тат, достигнутый летчиком RAFна одном самолете летом 1940 г. В последнем бою 31 августа над устьем Темзы «Спитфайр» Карбараи получил попадание в компрессор пневмосистемы. На ремонт тяжело поврежден­ного самолета ушло десять месяцев, в июне 1941 г. машину передали в 457-ю эскадрилью RAAF, затем самолет эксплуатировался рядом учебно-тре­нировочных отрядов, списан в мае 1943г.

05.jpg

25.  Mk IX 4036/D-AZ пайлот-офицера Роберта Дои, 234-я эскадрилья, Миддл-Уаллоп, август 1940 г.

Чаще всего на этом самолете летал Роберт Дои, но вечером 18 августа на нем лучший ас 234-й эскадрильи флэг-офицер Паттерсон Нагие сбил два Bf 109E (оба из 1./JG-27) в районе острова Уайт. Позже самолет Х4036 эксплуати­ровался в 66-й эскадрильи, весной 1941 г. передан в 52-й учебно-тренировочный отряд.

26.  Mk II P8081/DU-R флайт-лейтенанта Адольфа Выбирэйля, 312-я «чешс­кая» эскадрилья, Эйр, ноябрь 1941 г.

Адольф Выбирэйлъ после капитуляции Чехословакии вступил во французские ВВС, в период битвы за Францию на истребителе «Хоук 75» он одержал семь побед. После оккупации Франции Выбирэйлъ перебрался в Англию, где вступил в 312-ю эскадрилью, позже он стал ее командиром. Прежде чем самолет Р8081 попал в руки чешского летчика, на нем успели полетать в 222-й и 452-й эскад­рильях.

27.  Mk I L1004/LO-Q командира 602-й эскадрильи скуадрон-лидера Александра «Сэнди» Джонстона, Дрим, июнь 1940г.

Джонстон летал на этом самолете в ночь с 25 на 26 июня, когда он сбил He­111H-3 из 3./KG-26 над Данбэром. Пять дней спустя на этом же самолете он сбил Ju-88, 3 июля - повредил Do-17, всего Джостон сбил лично 7 самолетов, два - в группе, на его счету, также значатся одна неподтвержденная победа и семь поврежденных самолетов. Истребитель L1004 год находился в частях первой линии, после чего его передали в 58-й учебно-тренировочный отряд, в середине 1941 г. самолет модернизи­ровали до уровня Mk V. В последствии самолет использовался как второй прототип PR Mk XIII, а начале 1944 г. переоборудован в прототип палуб­ного истребителя «Сифайр» Mk III.

28.  Mk I L1019/LO-G сержанта Бэ-зиля Уэлла, 602-я эскадрилья, Уест-хэмптнетт, август 1940 г.

Уэлл летал на этом самолете 18 ав­густа, когда он сбил над аэродромом Форд два Ju-87B-l из II и IIL/Stg-77. При атаке второго бомбардировщи­ка, «Спитфайр» получил повреждения от огня стрелка Юнкерса, истреби­тель упал в воду в районе Богнор-Рид-жис, Уэлл погиб на самолете Х4160 с бою с Ju-88 7 октября 1940 г. над Биче-Хед, на его счету тогда значилось семь сбитых лично и два в группе самолетов противника, две вероятные победы.

29.  Mk I X4277/XT-M флэг-офицера Ричарда Хиллари, 603-я эскадрилья, Хорнчарч Австралиец Хиллари также добился успеха в бою 31 августа, на самолете Х4277 он сбил над Дангинес-сом Bf 109E. Хиллари всего сбил три «Эмиля», одну победу не подтверди­ли, один самолет противника он повре­дил. Истребитель Х4277 был сбит гауптманом Боде из II./JG-26 3 сентября недалеко от побережья Мэргэйта. Хиллари удалось спастись, хотя он и получил сильные ожоги. Хиллари разбился на «Бленхейме» 8 января 1943 г.

30.  Mk I N3288/XT-H пайлот-офицера Джорджа Гирлоу, 603-я эскадри­лья, Бигген-Хилл, август 1940 г. Гирлоу также блестяще воевал в зна­менательный для 603-й эскадрильи день 31 августа, он сбил Bf 109E. К концу войну на счету летчика значи­лось 14 лично сбитых самолетов, 10 -в группе, две неподтвержденные побе­ды и три поврежденных самолета. Истребитель N3288 эксплуатировал­ся в 603-й, 609-й, 65-й, 145-й и 123-й эскадрильях, прежде чем его передали в 58-й учебно-тренировочный отряд в ноябре 1941 г., списан в мае 1945 г.

06.jpg

31.  Mk IX 4250/XT-X сержанта Джэка Стока, 603-я эскадрилья, Бигген-Хилл, август 1940 г.

Стока сбил Bf 109E во время вечернего патрулирования 31 августа 1940 г., это был самолет с заводским номером 1503, который пилотировал обер-лейтенант В. Биндер из 3./JG-3. «Спитфайр» Х4250 пришлось списать после вынужденной посадки 27 сентября, на самолете тогда летал южноафриканец пайлот-офицер П. Г. Дикстир (пять личных и две неподтвержденные победы).

32.  Mk I P9322/PR-L пайлот-офицера Дэвида Крука, 609-я эскадрилья, Миддл-Уаллоп, июль 1940 г.

На этом самолете Крук вечером 9 июля сбил в окрестностях военно-морской базы Портленд Ju-87B из L/StG-77, это была его первая победа. 13 июля Крук вместе с другим летчиком сбил Do-17. Всего за войну Крук сбил лично пять само­летов, два - в группе, две его победы не подтверждены, повредил два самолета. Истребитель Р9322 был сбит Вf110 из V./LG-1 в районе острова Уайт 8 августа, самолет пилотировал пайлот-офицер М.Дж. Эпплби. Летчик сумел посадить из­раненную машину, после восстановительного ремонта «Спитфайр» эксплуатиро­вался в 61-м учебно-тренировочном отряде, списан в сентябре 1942 г.

33.  Mk I R6690/PR-Q флэг-офицера Джона Дандэса, 609-я эскадрилья, Миддл-Уаллоп, июль 1940 г.

Ведущий ас 609-й эскадрильи Джон Дандэс на этом истребителе вечером 13 августа сбил Ju-87R, однако и у истребителя Дандэса была повреждена систе­ма охлаждения двигателя. Пилот сел на вынужденную в Уармуилле. До конца августа самолет вернули в строй, но 15 сентября он был сбит окончательно, летчик пайлот-офицер Г. Н. Гаунт погиб.

34. MkI R6691/PR-J флайт-лейтенан-та Фрэнка Хоуелла, 609-я эскадрилья, Миддл-Уаллоп, август 1940 г.

На этом самолете Фрэнк Хоуелл сбш Bf 110 в бою 25 августа и Do-17 в бою 15 сентября. На счету Хоуелла чис­лилось семь личных побед, три груп­повых, две неподтвержденные и три поврежденных самолета. На истре­бителе R6691 летал также сержант Алан Фири (пять личных, одна груп­повая победы, одна вероятная победа, четыре поврежденных самолета) и флэг-офицер Дж.К. Ньюбери. Раненому Нъюбери с трудом удалось поса­дить тяжело поврежденный истреби­тель. После ремонта машина эксплу­атировалась в 616-й и 602-й эскадри­льях, в июле 1941 г. ее передали в 58-й учебно-тренировочный отряд, списа­на в марте 1943 г. .

35.  Mk IIА P8098/PR-Z ENFIELD SPITFIRE флайт-лейтенанта Джона Карчина, 609-я эскадрилья, Биггин-Хилл, май 1941 г. Изображенный здесь самолет являл­ся персональной машиной австралий­ца Джона Карчина (восемь личных и четыре групповых победы. Одна не­подтвержденная, два поврежденных самолета), но Карчин также часто летал на истребителе Р8264. истре­битель Р8098 получил тяжелые по­вреждения при вынужденной посадке, совершенной 21 мая 1941 г. сержан­том Р. Бондом. К концу августа ис­требитель ввели в строй, он эксплуа­тировался в 130-й эскадрилье. Само­лет разбился при столкновении с зем­лей в полете на малой высоте ад аэро­дромом Пирэнпорт в октябре 1941 г.

36.  Mk ПА P8264/PR-H флэг-офицера Джона Бисди, 609-я эскадрилья, Биггин-Хилл, май 1941 г.

На этом самолете Джона Бисди при­нимал участие в операции «Цирк 10» 21 мая 1941 г. В этот день «Спитфайры» 609-й эскадрильи сопровожда­ли «Бленхеймы» в налете на нефтепе­рерабатывающий завод в Бетюне. В этом вылете Бисди на пару с другим летчиком сбил Bf 109, однако и его «Спитфайр» получил повреждения. Позже самолет эксплуатировался в 452-й и 131-й эскадрильях, затем - в учебно-тренировочных отрядах, в том числе в Центральной имперской летной школе, списан в декабре 1944 г.