Боевое применение Bf.110

Битва за Британию

 

Прошло всего 46 дней со дня начала кампании на Западе, а сапог германского солдата уже попирал Бельгию, Голландию, Люксембург и Францию. Англичане тихо сопели на своем берегу Канала и даже не пытались изменить расклад сил на Континенте. Война выиграна! Панцеры вермахта с легкостью сокрушили армии стран Западной Европы, а люфтваффе разобралось с лучшими ВВС мира. Из этих самых лучших ВВС уцелели только британские, но RAF зализывали тяжелые раны, нанесенные им асами Геринга. Покончив с противниками на западе Европейского континента, Гитлер не единожды предпринимал попытки заключить мир в Британией. Фактически, теперь дальнейшая судьба Европы находилась в руках людей с Даунинг-стрит, 10. Впрочем, те люди выполняли команды одного человека - толстого ценителя армянского коньяка и дорогих сигар. Толстяк, известный истории как Уинстон Черчилль, не шел ни на какие компромиссы с Гитлером.

Переговоры - удел политиков, но пока в Берлине сохраняли надежду на мир с Англией пилоты люфтваффе воздушные бои не вели. RAF получили драгоценную для восполнения потерь и реорганизации своих частей, понесенных за предшествующие шесть недель. Впрочем и немцы не теряли времени даром. В строевые части начали поступать церстореры новой модификации. Самолеты Bf. 11OD «Langstrecken Zerstorer» получили 2-й и 3-й стаффели ZG-76. Самолеты немедленно приступили к дальним патрульным полетам у берегов Норвегии. Оснащенные бронезащитой Bf. 110С-4 пришли на смену лишенным брони самолетам вариантов С-1, С-2 и С-3. В составе Erprobungsgruppe-210, прибывшей на берега Канала, к боевой работе приступили истребители-бомбардировщики Bf.110C-4/B с держателями ЕТС-250. Разведывательные стаффели получили разведчики Bf.110C-5. Еще до завершения перегруппировки сил, люфтваффе получило приказ закрыть Канал для британского судоходства, из-за этого британские аэродромы подвергались лишь спорадическим ударам германской авиации. Когда стало ясно, что Лондон не пойдет на мир с Берлином ни при каких обстоятельствах, Гитлер приказал поставить Остров на колени. Вначале люфтваффе предстояло уничтожить как организованную силу RAF, затем наглухо «запечатать» все британские морские порты, а уж потом должно было последовать вторжение сухопутных войск.

Уничтожение RAF требовало прежде всего полной нейтрализации британских истребителей южнее линии Лондон - Глочестер. Для решения поставленных задач командование люфтваффе сосредоточило во Франции, Бельгии, Голландии и Норвегии примерно 2600 самолетов, в том числе 289 церстореров Bf.110C и Bf.110D. Церстореры состояли на вооружении следующих частей:

- E.Gr. 210 истребители-бомбардировщики Bf.110C-4B и Bf.109 (до конца Битвы за Британию группа была переименована в SKG-210)

- l./ZG-l Bf.110C-1 и Bf.110C-4/B (стаффель вошел в состав II/SKG-210)

-1, II/ZG-2 Bf.HOC (II/ZG-2 сформирована на основе I/ZG-52) -1, II, III/ZG-26 Bf.110

- V(Z)/LG-1 Bf.110C-4 и Bf.110D-1 (бывшая I(Z)/LG-1)

Территория Англии южнее линии Глочестер - Лондон находилась в пределах радиуса действий истребителей Bf.110 и Bf. 109, поэтому истребители планировалось интенсивно привлекать для сопровождения бомбардировщиков. Согласно плану, место в голове налетов отводилась церсторерам, как имеющим существенно большую, чем у Bf.109, продолжительность полета. Церстореры должны были оставаться над целями до последних капель горючего. Пока одномоторные британские истребители будут пополнять боекомплект и запасы топлива на аэродромах, подойдет вторая волна бомбардировщиков в сопровождении церстореров, которая уничтожит беспомощные британские истребители на земле.

Увы, в разрез с планами церстореры оказались почти не способными защищать бомбардировщики от атак «Спитфайров» и «Харрикейнов». Чаще всего Bf. 110 сами вставали в оборонительный круг, бросая бомбардировщики на произвол судьбы. Вскоре самим церсторерам стали выделять истребительное прикрытие в виде одномоторных Bf.109.

В июле и в начале августа 1940 г. выполнялись спорадические рейды по судоходству в Ла-Манше и по британским портам. 6 августа Гитлер утвердил план воздушного наступления на Англию - «Аддерангрифф». 10 августа, в первый день «Адлертаг» - день орла, массированные удары следовало нанести по аэродромам RAF. Из-за плохой погоды, день Орла пришлось отменить и 10, и 11 августа. Удар перенесли на 13 число.

В понедельник 12 августа установилась ясная погода. Налеты предшествующих недель продемонстрировали немцам высокую эффективность британских радаров. Поэтому истребителям-бомбардировщикам из экспериментальной группы E.Gr.210 была поставлена задача вывести из строя все известные британские радары между Портлендом и устьем Темзы. Под фюзеляжи самолетов подвесили 551-фунтовые бомбы. Группу из 1 -го и 2-го вооруженными Bf. 110 стаффелей и 3-го стаффеля на Bf.109 повел в бой гауптман Вальтер Рубенсдорфер. До берега Англии группа шла в едином строю, после чего распалась - предстояло наносить удары в индивидуальном порядке. В каждом отдельном случае атаки прошли великолепно, но англичане сумели ввести в строй все, кроме одной, РЛС уже через несколько часов после налета. После того, как стало известно об успехе миссии самолетов из E.Gr.210, почти сотня бомбардировщиков Ju-88 из KG-51 под защитой 120 истребителей Bf.110 из ZG-2 и ZG-76, а также 25 одномоторных Bf. 109E из JG-53 направилась к берегам туманного Альбиона. Британские радары не работали, из-за чего англичане обнаружили неприятельские самолеты визуально, когда они уже висели над объектами ударов - Портсмутом и Вентнором. Британские истребители сбили десять Ju-88.

Вскоре после рейда бомбардировщиков из KG-51 на аэродром Мэнстон обрушились церстореры из E.Gr.210. Аэродром скрылась в клубах дыма и пламени. Немцы посчитали его выведенным из строя, а базирующиеся на нем истребители - уничтоженными. Фактически «Спитфайры» 54-й эскадрильи RAF получили лишь незначительные повреждения. Один Bf. 110 был сбит над Мэн-стоном «Спитфайром» из 54-й эскадрильи, а всего в тот день домой не вернулось пять церстореров.

 

13 августа - Адлертаг

 

В 5 часов утра 74 бомбардировщика Do-17 из KG-2 взяли курс к побережью Франции, где их ждал эскорт из шести десятков церстореров ZG-76. Увы, из-за погоды истребители отозвали. Пять Дорнье сбила английская авиация, еще пять бомбардировщиков получили повреждения. Вскоре после полудня взлетели Bf.110 из I/ZG-2, ведомые гауптманом Хейнлейном, прежнего командира группы майора Отта несколькими днями ранее сбил «Спитфайр» из 609-й эскадрильи. Рейд германской авиации отменили по погоде, но штаб ZG-2 своевременно должной информации не получил. Не встретив в точке рандеву бомбардировщиков, церстореры самостоятельно пошли на Портленд, где их встретили «Спитфайры». В завязавшемся воздушном бою был сбит один Bf.110. Первый действительно крупный налет люфтваффе состоялся ближе к вечеру, когда тридцать церстореров из V(Z)/ LG-1 эскортировали 120 бомбардировщиков Ju-88. Пять Bf.110 из V(Z)/LG-1 было сбито, а всего люфтваффе 13 августа потеряли 14 Bf.110. Адлертаг не увенчался успехом.

 

15 августа - черный вторник

 

На следующий день Bf.110 из E.Gr.210 снова нанесли удар по аэродрому Мэнстон, потеряв два самолета от зенитного огня. 14 августа, на фоне фиаско Адлертага, выдалось относительно спокойным. В жестоких воздушных боях церстореры приняли участие 15 августа. На севере 5-й воздушный флот предпринял первый крупный налет, действуя с аэродромов в Норвегии и Дании. 21 оснащенный баками «церсторер» Bf.110D-1/R-1 из I/ZG-26 взлетели из Аальборга и вышли к точке рандеву с взлетевшими из Ставангера семью десятками бомбардировщиков Не-111 из I и II/KG-26. Командование люфтваффе рассчитывало, что налеты с юга оттянут на себя большую часть истребителей RAF, тем временем «северные» силы спокойно нанесут удар по аэродромам Дишфорт и Линтон-он-Оуз. Скрытно от германской разведки англичане перебросили на север крупные резервы истребителей. В 13 ч 45 минут, когда рейдеры люфтваффе находились примерно в 25 милях от берега Альбиона, оператору британских РЛС вывели в атаку на бомбардировщики со стороны солнца «Спитфайры» 72-й эскадрильи. Первым получил попадания самолет группеннкомандира ZG-76 гауптмана Рестемейера. Пули попали в дополнительный бак, пары бензина сдетонировали и самолет скрыл огненный шар. Через несколько секунд взорвался церсторер адъютанта группы, затем рухнул в Северное море первый Не-111. В воздухе закрутились карусели «собачьих схваток», группы британских и германских самолетов полностью развалились. Летчики выясняли отношения в почти дуэльных ситуациях. Утяжеленные дополнительным топливом церстореры почти не пытались защитить бомбардировщики, сосредоточившись на самообороне. Через пять минут к месту боя подтянулись «Харрикейны» из 605-й эскадрильи. Потеряв почти треть самолетов, I/ZG-76 развернулась на курс, ведущий в Данию. Бомбардировщики остались предоставленными собственной судьбе. После столь тяжелых потерь 5-й воздушный флот уже не мог проводить столь массированные налеты на Британию. В сентябре I/ZG-76 перестала принимать участие в Битве за Британию, группу перевели в ночные истребители.

Между тем на юге 16 Bf. 110 и Bf. 109 из E.Gr. 210 атаковали Мартлесхэм. Удар, нанесенный с малой высоты, вывел британский аэродром из строя почти на два дня. Где-то в 17 ч 30 минут сорок Bf. 110 из ZG-2 сопровождали шесть десятков Ju-88 из LG-1. Эту группу самолетов люфтваффе перехватили истребители четырех британских эскадрилий. Сбив один церсторер, британские истребители занялись Юнкерсами и сбили восемь бомбардировщиков. В 18 ч 20 Рубенсдорфер вновь повел свою E.Gr. 210 в боевой вылет, теперь объектом налета стал аэродром RAF в Кинли. В результате навигационной ошибки, истребители Bf. 109, призванные сопровождать церстореры в налете на Кинли, вышли к Кройдену. Атака людей Рубенсдорфера вновь оказалась успешной - удалось даже повредить мастерские, в которых ремонтировали «Харрикей-ны». На отходе от цели цестореров вознамерились пощипать «Харрикейны». Bf. 110 встали в оборонительный круг, а потом нырнули в очень кстати подвернувшееся облако. Однако, британские истребители все-таки успели атаковать штабное звено. За самолетом командира потянулся жирный шлейф черного дыма. E.Gr. 210 лишилась шести церстореров, включая самолет Рубенсдорфера, и одного Bf. 109. Другие воздушные бои в небе Англии стоили восьми церстореров 1I/ZG-26, a TTI/ZG-76 потеряла три Bf.110. Всего 15 августа люфтваффе потеряли 83 самолета, в том числе 26 Bf.110.

В среду 16-го августа церсторергруппен лишились еще восьми самолетов, четыре из них потеряла ZG-76. Не смотря на хорошую погоду, 17 августа германская авиация почти не летала. 18 августа крупномасштабные налеты на Англию возобновились. В тот день потери ZG-26 составили аж 14 машин. К этому времени стал очевидным факт не способности церстореров вести на равных воздушные бои с одномоторными британскими истребителями. Тем не менее, на совещании 19 августа Геринг не пожелал слушать критику в адрес своего любимого Bf. 110, обвинив командиров церстореррупп в некомптентности, а пилотов в неопытности. Геринг приказал выделять церсторером сопровождение в виде одномоторных истребителей Bf. 109. Впрочем, присутствие одномоторных истребителей не стало панацеей от потерь. 25 августа Bf.110 из I и 11/ZG-2, V(Z)/LG-1 сопровождали бомбардировщики из II/KG-51 и II/KG-54 в налетах на Портланд, Веймоут и Вармуелл. В боевых порядках люфтваффе находились также Bf. 109, тем не менее ZG-2 потеряла шесть самолетов, a V(Z)/LG-1 - два церсторера. 26 августа в воздушных боях были сбиты еще два Bf.110. Зато 28 августа шестьдесят церстореров слетали в Англию и обратно без потерь, причем эскорт в виде Bf. 109 отсутствовал.

В течение августа люфтваффе потеряли в Битве за Британию более 120 самолетов Bf.110. Такие потери убедили даже Геринга в том, что Bf.110 не способны противостоять английским истребителям. Из-за нехватки одномоторных истребителей, церстореров не представлялось отозвать из сражения.

 

Сентябрь

 

В понедельник 1 сентября было потеряно, девять церстореров, четыре из ZG-2, три из ZG-26 им два из ZG-76. 3 сентября 80 Bf. 110 из ZG-2 и ZG-26 сопровождали 44 бомбардировщика Дорнье из KG-2 в налете на аэродром Норт Уилд. Англичане на появление рейдеров поначалу отреагировали вяло, но затем навели на германские самолеты истребители из 1-й, 17-й, 19-й, 46-й, 249-й, 257-й, 310-й и 603-й эскадрилий. В этом случае Bf.110 сумели защитить своих подопечных - был сбит всего один Дорнье. Зато сами церсторергруппен потеряли девять машин (пять ZG-2 и четыре ZG-26). На следующий день церстореры прикрывали церстореров: истребители сопровождали истребителей-бомбардировщиков Bf. 11ОС-4/В. В тот день «Хариикейны» из 601-й эскадрильи RAF сбили 16 Bf.l 10, включая самолет нового командира E.Gr. 210 гауптмана фон Больтенштерна. 5 числа церсторергруппен потерь не понесли, 6 августа было сбито четыре Bf.110.

 

Битва за Лондон

 

7 сентября Геринг лично взялся руководить массированным налетом на Лондон, в котором приняло участие 348 бомбардировщиков под эскортом более 600 истребителей. От церсторергруппен к участию в операции привлекли только ZG-2. Армада самолетов взяла курс на эстуарий Темзы. Над предместьями британской столицы на германские бомбардировщики набросились самолеты из 21 истребительной эскадрильи RAF. В 17 ч 45 минут первая волна бомбардировщиков отбомбилась, в 20 ч 10 минут Лондон подвергся налету второй волны германских бомбардировщиков. Битва за Британию переместилась ныне с британских аэродромов в небо Лондона. Для столь масштабного налета потери церсторергруппен выглядят небольшими - всего семь Bf. 110, все из ZG-2.Ha второй день Битвы за Лондон ни одного Bf.110 сбито не было. Немцы теперь больше внимания стали уделять не дневным, а ночным налетам. В ночь на 9 сентября четыре Bf.110 потеряла ZG-76, в ночь на 10 сентября церсторергруппен потерь не имели. Усиление дневной активности 11 сентября стоило люфтваффе девяти Bf.110. Дни 12, 13 и 14 сентября выдались сравнительно спокойными, церсторергруппен потерь не имели.

15 сентября люфтваффе возобновило массированные бомбардировки, соответственно возросли и собственные потери, но рост потерь не очень сильно затронул церсторергруппен - было сбито только три Bf. 110 из LG-1. Плохая погода приковала 16 сентября люфтваффе к земле. В последующие несколько дней церсторергруппен выполнили всего несколько боевых вылетов, потерь в которых не понесли. 24 сентября очередной командир E.Gr. 210 возглавил группы из 18 истребителей-бомбардировщиков Bf.110 1-го и 2-го стаффелей, эскортируемую истребителями Bf. 110 из ZG-76, в налете на завод, расположенный недалеко от побережья. Огнем зенитной артиллерии были сбиты один Bf.110 из E.Gr. 210 и четыре церсторера из ZG-76. 25 сентября англичане сбили еще пять Bf.110. 26 сентября семьдесят Bf. 110 из ZG-26 эскортировали Хейнкели в налете авиационный завод Вулстон в Саутгемптоне. Два церсторера было сбито.

День 27 сентября выдался ясным. В 8 часов 15 минут истребители-бомбардировщики из II/ZG-76 нанесли удар по аэродромам севернее Лондона, затем аэродрому обработали Ju-88 из KG-77. Блиэк к вечеру самолеты из E.Gr. 210 сопровождали почти три десятка Bf.110 из III/ZG-26 в налете на завод фирмы Бристоль. Церстореры понесли очень тяжелые потери - домой не вернулось 19 самолетов, погиб командир E.Gr. 210 (третий с начала Битвы за Британию). Это был последний рейд, в котором принимало участие большое количество церстореров. Для восполнения потерь командование люфтваффе пошло на расформирование люфтваффе пошло на расформирование ZG-2, самолеты и личный состав которой распредели по оставшимся группам. В октябре из сражений вывели ZG-76. В боях продолжали принимать лишь группы 26-й эскадры церстореров. 7 октября II/ZG-26 и III/ ZG-26 при сопровождении 25 бомбардировщиков Ju-88 в налете на авиазавод фирмы Уэстленд потеряли семь самолетов. После этого случая, ZG-26 почти полностью перешла к выполнению бомбо-штурмвых ударов в темное время суток. Все церсторергруппы нуждались в отдыхе и пополнении. «Церстореры» сыграли заметную роль в Битве за Британию, хотя и были выведены с фронта еще до ее окончания.

 

Балканы и Греция

 

В октябре, когда накал Битвы за Британии пошел на спад, дуче итальянского народа Бенито Муссолини решил в пику успеха фюрера германского народа Адольфа Гитлера в Европе, показать возможности Италии в Средиземноморье. Муссолини предъявил ультиматум Греции, Греки ультиматумом отклонили, после чего 28 октября 1940 г. итальянские войска вторглись в Грецию и Албанию. Поначалу итальянцы добились некоторых успехов, но 22 ноября греческая армия перешла в контрнаступления и после тяжелых зимних боев греки контролировали добрую половину Албании. Опасаясь вмешательства Англии в греческие дела, Гитлер решил оказать помощь своему непутевому южному союзнику. Гитлер решил, что лучшей помощью станет вторжение вермахта в Грецию через Югославию и Болгарию с учетом обеспечения Белградом и Софией пропуска германских войск по своим территориям. Военный путч в Белграде сорвал план фюрера. Теперь предстояло оккупировать не только Грецию, но и Югославию. 6 апреля 1941 г. 33 германских дивизии при поддержке значительных сил люфтваффе перешли границы государства южных славян. Не встречая противодействия со стороны ВВС Югославии, церстореры из I и H/ZG-26, II/ZG-76 переключились почти полностью на работу по наземным целям. Через 11 дней после начала войны Югославия капитулировала, 26 апреля была повержена Греция. Незначительные силы RAF и британских сухопутных войск, доставленные в Грецию, не смогли оказать существенного сопротивления вермахту и люфтваффе.

Англичане сумели эвакуировать на Крит 43 000 человек и тяжелую технику. Крит стал представлять стратегическую угрозу южному фасу оккупированных Рейхом территорией. Гитлер приказал захватить остров силами парашютно-десантных частей.

Вторжение на Крит началось 20 мая 1941 г. Десант поддерживали церстореры из двух групп 26-й эскадры и II группы 76-й эскадры. Мощное стрелковое вооружение Bf.110 пришлось как нельзя кстати в отсутствие у десантников артиллерии. Немецкие силы вторжения понесли тяжелейшие потери, но все-таки сумели захватить остров. С острова англичане вывезли 15 000 человек, но 18 000 попали в плен к немцам.

На короткое время в мае 4./ZG-76 был переброшен в Ирак для поддержки местных инсургентов. На самолеты нанесли опознавательные знаки ВВС Ирака.

 

Африка

 

Дела в Северной Африке у итальянцев шли не менее блестяще, чем в Греции. То есть колотили англичане итальянцев и в хвост, и в гриву. Дело шло к установлению британского контроля над всей Африкой. Будучи дальновидным политиком, к тому же питавшим особые чувства к чернокожим, Гитлер не мог стерпеть такого. Фирер распорядился помочь Муссилини в Африке. 30 января 1941 г. в Африку прибыл усиленный 2-й стаффель из вооруженной церсторерами I1I/ZG-26. Самолеты стаф-феля были рассредоточены по аэродромам Кастель-Бенито, Сирт и Арко-Филенорум. Стаффель немедленно приступил к боевой работе, но не очень успешно. До конца февраля было потеряно шесть Bf.110, в свою очередь церстореры сбили всего два самолета противника.

В конце марта Роммель начал наступательные операции против сил союзников. Англичане пятились до самой египетской границы. В условиях пустыни радиуса действия одномоторных «Харрикейнов» и «Томагавков», которые состояли на вооружении действоваших в Африке британских истребительных эскадрилий, явно не доставало. В Африке церстореры показали себя много лучше, чем в Битве за Британию. В конце августа 1941 г. летчики III/ZG-26 сбили 33 самолета противника, в то время как собственные потери составили 23 аэроплана.

 

«Барбаросса»

 

В 3 часа утра 22 июня 1941 г. коварно, без объявления, войны германские войска вторглись на территорию мирно спавшего Советского Союза. Первый удар получился обескураживающее удачным. Поддержанные авиацией панцерваффе как нож масло резали оборону Красной Армии. За первые две недели кампании немецкие войска продвинулись в глубины Советского Союза на добрых три сотни километров. Перед люфтваффе стояла задача нейтрализовать ВВС РККА. Первая неделя выдалась для пилотов люфтваффе просто фантастичной - на земле и в воздухе было уничтожено порядка 6000 советских самолетов. Во второй день войны потери ВВС РККА составили 600 самолетов, потери люфтваффе - 12 самолетов. От такой статистики застрелился один из руководителей ВВС Красной Армии генерал-лейтенант Копец. В этот период большинство подразделений церстореров, уцелевших в пекле Битвы за Британию, или находились в Африке у Роммеля, или переучивались в ночные истребители в связи с участившимися ночными налетами британской авиации на Рейх. В операции «Барбаросса» приняли участие только SKG-210 и II/ZG-26.

Церстореры действовали в составе 2-го воздушного флота, который поддерживал группу армий «Центр». Церстореров было совсем немного, вначале - всего 60 самолетов. В основном Bf.110 наносили удары с малых высот по советским аэродромам, самолеты на которых стояли рядами, ничем не замаскированные. В первой волне на рассвете 22 июня люфтваффе нанесли удар по 31 советскому аэродрому, уничтожив на них сотни самолетов. Сами люфтваффе потеряли всего два самолета. Избиение советских ВВС шло час за часом, день за днем. В конце-концов редкостью стал любой появившийся в воздухе самолет с красными звездами. На земле немцам удалось уничтожить огромное количество советских самолетов, но уцелели экипажи, что давало надежду командованию ВВС Красной Армии.

После первых недель войны советская авиация лишь в отдельных случаях оказывала противодействие люфтваффе. Церстореры, за не имением противника в воздухе, работали по наземным целям, особенно - по железнодорожным сооружениям и поездам. 31 июля на болевой счет ZG-26 был занесен 620-й уничтоженный советский самолет (на земле и в воздухе). 19 августа церстореры из ZG-26 дважды атаковали советский аэродром под Ленинградом. А земле было уничтожено 15 советских самолетов, 30 сожжено, еще три советских самолета пилоты церстореров сбили в воздушных боях, увеличив общий счет группы до 854 побед, 191 из которых была одержана в воздухе. 15 сентября II/ZG-26 привлекали к проведению операции «Беовульф» - десанту на балтийские острова Муху, Сааремаа и Хийума. Bf. 110 выполнили 118 самолетовылетов, потери составили два церсторера. С 22 июня по 27 сентября пилоты ZG-26 заявили о 96 сбитых в воздухе самолетах противника и о 741 аэроплане, уничтоженным на земле. Также, по отчетам пилотов, было уничтожено 148 танков, 166 артиллерийских орудий, 3280 автомобилей, 49 железнодорожных составов, один бронепоезд, 68 локомотивов и четыре моста.

На северном фланге советско-германского фронта действовали входившие в состав 5-го воздушного флота со штабом в Осло звенья из II/ZG-76 и I/ZG-77. По погоде авиация здесь не летала до 25 июня. 25 июля люфтваффе бомбили аэродромы Нива, Варламове и Ваенга. Для сокращения подлетного времени церстореры перебазировались в Финляндию, откуда приступили к полетом на сопровождение бомбардировщиков. К 12 июля 1941 г. на счету гауптмана Г. Шашке числилось 12 побед в воздушных боях. 4 августа Шашке одержал свою 20-ю победу, но и сам был сбит над территорией Советского Союза. Немногие самолеты и экипажи из II/ZG-76 были отозваны с Севера для переквалификации в ночные истребители, в результате здесь остались только церстореры из 7.(Z)/JG-5. Всего во всем 5-м воздушном флоте насчитывало 12 самолетов Bf.110.

На юге оперировали I и II/SKG-210. Они принимали участие в разгроме группировки маршала Тимошенко и в операции «Тайфун» - наступлении на Москву.

Операция «Тайфун» началась 7 октября. К этому времени осенние дожди размыли дороги, аэродромы. 13 ноября ударил мороз, которому немцы поначалу обрадовались, так как на дорогах восстановилось твердое покрытие. Панцердивизии рванулись к Москве. 27 ноября передовые подразделения 3-й танковой группы форсировали канал Москва-Волга. До Москвы оставалось каких-то 25 километров. Тут русские пустили в ход своего секретного военного деятеля - генерала по фамилии Мороз. Вообще, пошел снег, стало холодно. Ну, Вы, читатель, сами все знаете: славным фрицам не хватало теплой одежды, шнапса, курок, яек, млека, пулеметы замерзали, смазка густела. Чудо, что тогда Красная Армия по трупам замороженных германских солдат не добралась до Берлина. Хотя Красная Армия тут совсем не причем - все он, генерал Мороз! 5-6 декабря немцы как раз собирались остановить свое движение к Москве, а русские взяли и перешли в контрнаступление. В конце 1941 г. серийный выпуск церстореров прекратился, производство возобновилось только в феврале 1942 г. Между тем, части ночных истребителей требовали двухмоторные самолеты во все возрастающем количестве. Все эти факторы крайне сильно ударили по церсторергруппам. Bf. 110 почти исчезли из рапортов люфтваффе. На пике численности, 10 августа 1940 г., в церсторергруппен имелось 444 самолета Bf.110, 13 декабря 1941 г. - всего 44, из которых только 28 было исправными. Надежа элитных частей люфтваффе ныне пребывала в загоне, но с началом в 1943 г. дневных налетов бомбардировщиков союзников на города Рейха «золушка» возродилась.

В 1942 г. серийное производство самолетов Bf.110 возобновилось. Количество церстореров в строевых частях начало расти и достигло 300 самолетов, хотя в среднем по ежемесячным сводкам люфтваффе количество Bf.110 не превышало двух сотен, причем только половина бывала боеспособной.

В 1942 г. самолеты Bf.110 состояли на вооружении следующих частей:

-1 и II/ZG-1 (бывшая SKG-210)

-1, II и III/ZG-26

-13.(Z)/JG-5

На вооружение других групп, которые числились как «церсторергруппен», таких как III/ZG-1 и ZG-2 поступили истребители-бомбардировщики Fw-190 и Ме-210. 1942 г. не стал удачным для церстореров, которые играли заметную роль только в Северной Африке. Когда британские войска начали наступление под Эль-Аламейном в конце октября 1942 г., 8-й стаффель 26-й эскадры базировался в Дерне, на удалении 300 миль от места событий. 7-й и 9-й стаффели сидели еще дальше от Эль-Аламейна - в Кастелле, на Крите. Церстореры занимались, главным образом, прикрытием морских конвоев через Средиземное море. Первую потерю церстореры после начала наступления англичан понесли 3 ноября, когда поврежденный Bf. 110 сел прямо на минное поле. Экипаж погиб. Церстореры 26-й эскадры прикрывали отступление германских войск от Эль-Аламейна.

8 ноября 1942 г., через четыре дня после того, как Роммель начал отход от Эль-Аламейна, англо-американские войска высадились во французской Северной Африке. Для отражения вторжения союзников командование люфтваффе собрало авиацию со всего Средиземноморья. III/ZG-26 перебросили на Сицилию. Отсюда церстореры крайне редко летали в Северную Африку, сосредоточившись на прикрытии морских и воздушных перевозок через Средиземное море. Массированные удары бомбовозов союзников по Рейху поставили окончательную точку в истории церсторертруппен.

 

Bf.110E

 

Хотя выпуск Bf.110 собирались прекратить в пользу начала производства самолетов Ме-210, в середине 1941 г. в серию были запущены две новых модификации - Bf. 109E и Bf. 110F. Первые Bf. 110Е начали покидать сборочный цех в начале весны. Внешне «Е» не отличались от церсторсров более ранних вариантов, внутри - на них усилили бронезащиту членов экипажа и увеличили прочность конструкции. Особенно сильно усилили стойки шасси, так как самолет нес увеличенную бомбовую нагрузку. В истребительном варианте самолет нес четыре подкрыльевых держателей ЕТС-50 или два внешних топливных бака на подфюзеляжном держателе.

Подварианты модификации Bf.110E

- Bf.110E-1 Zerstorer перовые самолеты оснащались моторами DB-601A, но большинстве построенных самолетов стояли двигатели DB-601N.

- Bf.110E-1/U2 предусмотрен внутренний объем для размещения третьего члена экипажа.

- Bf.110E-1 Jabo хвостовая часть фюзеляжа удлинена под размещение спасательной лодки.

- Bf.110Е-3 разведчик пушки и подфюзеляжная гондола отсутствуют, установлен аэрофотоаппарат. На внешней подвеске предусмотрена подвеска двух дополнительных топливных баков емкостью по 300 или 900 литров.

 

Bf.110F

 

Серийный выпуск Bf.110F начался чуть позже, чем производство модификации Bf.110E. На Bf.110F стояли двигатели DB-601F мощностью 1350 л.с. Единственным внешним отличием «F» от «Е» являются мотогондолы увеличенного размера и установка в кабине бронестекла толщиной 57 мм. В процессе развития масса самолета постоянно росла, а мощность двигателей не увеличивалась, из-за чего ухудшались летные характеристики. Новые более мощные двигатели стали адекватным ответом на возрастание массы. Для данной модели были стандартизированы подвесные баки емкостью по 300 литров.

Подварианты модификации Bf.110F

- Bf.110F-1 истребитель-бомбардировщик с подфюзеляжным центральным бомбодержателем ЕТС-500 на две бомбы SC-250 или одну SC-500, или контейнер АВ-500. На четырех подкрыльевых держателях подвешивались бомбы SC-50, SD-50 или контейнеры АВ.

- Bf.110F-2 Zerstorer стандартный истребитель с вооружением, аналогичным вооружению ранних модификаций. Позже под крылом стали монтировать пару ракетных ускорителей WGr.21.

- Bf.110F-З разведчик пушки MG-FF не устанавливались, взамен на полу кабины был поставлен аэрофотоаппарат.

 

Bf.110G

 

В 1941 г. в преддверие поступления в строевые части самолетов Ме-210 был прекращен серийный выпуск Bf. 110. MIAG остановил производство в октябре 1941 г., GWF - в декабре 1941 г. Увы, Ме-210 получился неудачным, поэтому выпуск Bf.110F был возобновлен в феврале 1942 г.

Летом 1942 г. велось проектирование очередной модификации церсторера. Аэродинамику предсерийного самолета, получившего обозначение Bf. 110G-0, улучшили, поставили пару моторов DB-601F взлетной мощностью по 1475 л.с. Эти двигатели на чрезвычайном режиме на высоте 6000 м развивали мощность 1355 л.с. Первые серийные Bf.110G-1 планировалось вооружить вместо пушек MG-FF пушками MG-151, держатели ETC не ставить. Серийно Bf.110G-1 не строились. В массовое производство пошел Bf.110G-2, на котором предусматривались различные полевые доработки из наборов Rustsatze в истребитель или истребитель-бомбардировщик. Наборы Rustsatze сделали Bf. 11OG-2 самым эффективным вариантом церсторера. Первые Bf. 11OG-2 поступили на вооружение строевых частей в мае 1942 г.

Подварианты модификации Bf.110G

- Bf. 110G-1 не строились

- Bf. 110G-2 установлено хвостовое оперение большей площади от ночного истребителя Bf.110F-4. В носовой части фюзеляжа установлены два 7,92-мм пулемета MG-17 и две пушки MG-151 калибра 20 мм. Держатель ЕТС-500 был стандартным, но мог быть заменен контейнером с парой пушек MG-151. Под крылом подвешивались четыре держателя ЕТС-50 или два 66-галлонных сбрасываемых бака.

- Bf. 110G-3 дальний истребитель-разведчик, оборудованный одним аэрофотоаппаратом Rd-50/30 и одним Rb-70/30. Наступательное стрелковое вооружение ограничено четырьмя пулеметами MG-17, на некоторых машинах два пулемета MG-17 заменялись парой Mk-108 (Rustsatze-3).

 

Боевое применение Bf.110

Оборона Рейха

 

Германия подошла к критической точке войны в воздухе когда в небе Рейха появились армады четырехмоторных бомбардировщиков союзников. К осени 1943 г. церсторергруппен абсорбировала оборона Рейха, включая I и II/ ZG-1, III/ZG-26. В октябре под командованием оберста Теодора Розивалла были сформированы I и II/ZG-76, в ноябре к ним добавилась III группа. На 10 ноября количество двухмоторных истребителей составляло 340 штук, однако большинство их пилотов не имели должной подготовки. Пока американские бомбардировщики летали без прикрытия истребителей, потери люфтваффе не превышали критических, а успехи пилотов церстореров были велики.

11 января 1944 г. армада из 650 бомбовозов вторглась в воздушное пространство Рейха, желая выгрузить свои бомбы прямо по авиационным заводам в Брауншвейге. Церстореры атаковали американские самолеты, выпустив тьму неуправляемых ракет калибра 240 мм, буквально разорвав боевой порядок бомбардировщик. За американцев, уже в индивидуальном порядке, принялись одномоторные Bf. 109. 41 американский

бомбардировщик был сбит. 16 марта 1944 г. 43 Bf.110 из ZG-76 атаковали шедшие без прикрытия истребителей американские бомбардировщики и сбили 18 «Крепостей». После третьей атаки появились американские истребители. В атаке на встречных курсах американцы сбили 26 Bf.110 (60%). После столь высоких потерь пришлось расформировать III/KG-76. Наивысший приоритет в оснащении церсторергруппен был отдан самолету Ме-410. К июню 1944 г. Bf.110 имела на вооружении только II/ZG-1. Американские истребители все чаще и все глубже вторгались в воздушное пространство Рейха. Последний раз Bf. 110 в значительных количествах наблюдались в небе Будапешта, где действовали церстореры из II/ ZG-1 вместе с Ме-410 из I/ZG-76 и Bf.109 из II/JG-77. Германские истребители в тот раз сбили 45 самолетов союзников. Вскоре II/ZG-1 перевооружили с Bf.110 на Bf.109. Так завершилась карьера одного из самых неоднозначных самолетов-истребителей периода Второй мировой войны.

 

ТТХ различных модификаций Bf 110

 

 

Bf 110V3

Bf 110A-01-04

Bf 110B-1

Bf 110C-1

Bf 110D-1

Bf 110E-1

Bf 110F-2

Bf 110G-4C/R3

размах крыла

длинна

высота

площадь крыла

16,80 m

12,50 m

4,10 m

45,6 m2

16,80 m

12,50 m

4,10 m

45,6 m2

16,80 m

12,523 m

4,10 m

45,6 m2

16,20 m

12,07 m

4,12 m

38,4 m2

16,20 m

12,07 m

4,12 m

38,4 m2

16,20 m

12,07 m

4,12 m

38,4 m2

16,20 m

12,07 m

4,12 m

38,4 m2

16,20 m

12,07 m

4,12 m

38,4 m2

Масса пустого

максимальная

5 005 kg

5005 kg

5653 kg

4 889 kg

6 028 kg

7 230 kg

6 925 kg

5605 kg

7206 kg

5093 kg

9390 kg

Двигатель

мощность взлетная

DB600A-1

986k

Jumo210Da

680k

Jumo210Ga

700k

DB601A-1 1050k

DB601A-1

1050k

DB601N

1200k

DB601F

1350k

DB605B-1

1475k

Скорость макс,

посадочная

Потолок

Дальность практич

максимальная

502 km/h/3280 m

435 km/h/4100 m

453 km/h/4000 m

 

7954m

1715km

53B km/h/6000 m

150 km/h

10000m

1400km

2600km

538 km/h/6000 m

150 km/h

10000m

1400 km

548 km/h/-

 

10000 m

1400 km

563 km/h/5360 m

10840 m

1200 km

547 km/h/6940 m

 

7954m

900km

2090 km

Вооружение

4xMG17 7,92 mm

4xMG17 7,92 mm 1x MG 15 7,92 mm

4xMG17 7,92 mm 1x MG FF 20 mm

4x MG 17 7,92 mm 1x MG FF 20 mm 2x 250 kg бомб 2x 500 kg бомб

4XMG17 7,92 mm 1x MG FF 20 mm 2x 250 kg бомб

4xMG17 7,92 mm 1xMG FF 20 mm 2x 500 kg бомб 4x 50 kg бомб

4x MG 17 7,92 mm 1x MG FF 20 mm 2x 500 kg бомб 4x 50 kg бомб

4xMG 17 7,92 mm 2x MG 151/20 20 mm 1xMG81Z 7,92 mm