В-17 «Flying Fortress». Часть 2

 

B-17F

 

Модификация B-17F стала первым массовым вариантом «военного времени». Не то чтобы B-I7E являлась малосерийной моделью, но если самолетов В-17Е построили 512 штук, то модификация B-17F была размножена в количестве 3405 экземпляров. ВВС заказали такую большую партию бомбовозов, что фирма Боинг в одиночку контракт не тянула. Пришлось подключать субконтракторов, выпускавших «Крепости» по лицензии -фирмы Дуглас и Локхид. Фирма Боинг сдала заказчику 2300 самолетов B-17F, в то время как фирма Локхид изготовила 500 машин на своем заводе Вега в Бербэнке, а фирма Дуглас на своем заводе в Лонг Биче - еще 605. Ирония судьбы - фирма Дуглас выиграла конкурс по циркуляру 35-26, а теперь вынуждена была строить потомков проигравшего самолета модель 299. Триумвират производителей «Летающих Крепостей» получил известность как пул B.V.D.

При разработки модификации B-17F в конструкции самолета было внесено более 400 изменений. В основном они касались «внутренностей» самолета - усиления бронирования, состава бортового оборудования и т.д. Два крупнейших изменения внешнего облика аэроплана коснулись носовой части фюзеляжа и воздушных винтов. Многосекционное остекление фонаря носовой части фюзеляжа было заменено беспереплетным. Новый нос получился более острым, чем на В-17Е. Лопасти воздушных винтов стали более широкими, а заодно изменили форму капотов двигателей. В-17F стал первым вариантом «Крепости» с топливными баками во внешних консолях крыла. Эти баки получили прозвище «Токийские». С точки зрения летных характеристик модель B-17F стала лучшей в семействе «Летающих Крепостей». С «Токийскими баками» дальность полета возросла до 6700 км. Хотя «F» получился тяжелей своего предшественника В-17Е, но его максимальная скорость возросла за счет установки новых винтов и модернизированных двигателей Райт «Циклон» R-1820-97 мощностью по 1380 л.с. до 520 км в час. Максимальная бомбовая нагрузка составляла 4300 кг, но в Европе бомбовая нагрузка обычно не превышала 1800 кг. Бомбы подвешивали только во внутренний бомбоотсек и/или снаружи под крыло между фюзеляжем и внутренними мотогондолами.

Носовое оборонительное вооружение по ходу серийного производства самолетов B-17F претерпело ряд изменений. Доработки вооружения проводились также силами мастерских ВВС в полевых условиях. Перед козырьком фонаря кабины появился колпак астрокомпаса. В центре удлиненною остекления носовой части фюзеляжа появился крупнокалиберный пулемет (одиночный или спаренный) на турельной установке. Армейцы часто монтировали дополнительные передние стрелковые точки в бульбообразных обтекателях. Такие стрелковые точки были стандартизированы фирмой Боинг, начиная с самолетов 55-й производственной серии. На самолетах 75-й производственной серии под местом бомбардира стали монтировать турель Бендикс. Эти турели были поставлены на 86 последних построенных B-17F и на самолеты всех последующих вариантов. Стоимость одного В-17F варьировалась от серии к серии, от фирмы к фирме и колебалась в районе 357 655 долларов за самолет.

Боевое применение бомбардировщиков B-17F началось практически сразу после постройки заводом первых самолетов. Командование ВВС направило новые «Крепости» в Англию и Африку для скорейшей замены потрепанных войной В-17Е.

Великобритания получила 19 самолетов «Фортресс 11» (B-17F) в начале августа 1942 г. Большинство британских «Крепостей» поступило на вооружение Берегового командования, где их использовали для поиска и уничтожения германских подводных лодок. Большинство американских B-17F поступило в 8-ю воздушную армию, где каждый самолет выполнил более сотни боевых вылетов. Обычно члены экипажей американских бомбардировщиков выполняли в Европе по 25 боевых вылетов, после чего заканчивали свою личную войну и отправлялись домой в Штаты. Самолеты же сдавались другим экипажам. Совсем немного «Крепостей» вернули с театра военных действий в США для участия в ралли War Bond и разного рода пропагандистских акциях. Одним из таких самолетов стал «Memphis Belle», экипаж которого первым выполнил 25 боевых вылетов в Европе. «Belle» поставили в парке города Мемфис, шт. Тенесси. Она там и сегодня находится в ожидании реставрации для превращения в военный мемориал памяти экипажей В-17, которые не вернулись из боевых вылетов.

 

YB-40

 

Вариант XB-40/YB-40 стал попыткой ВВС и фирмы Боинг усилить оборонительную мощь соединений тяжелых бомбардировщиков, действовавших над Европой. Стандартный B-17F модернизировали путем установки дополнительной верхней турели Бендикс вместо стрелковой точки радиста. Все одинарные пулеметы были заменены спаренными. Ряд стрелковых точек дополнительно оборудовали гидроприводами наведения. Боекомплект был увеличен почти втрое по сравнению со стандартным: 11 275 патронов против 3900 у стандартного B-17F. YB-17 сохранил возможность нести бомбовую нагрузку, но из-за возросшей массы боекомплекта подвеска бомб виделась реально проблематичной.

Прототип ХВ-40 являлся проектом фирмы Боинг, но все YB-40 строила фирма Дуглас, хотя идентифицируют их как изготовленные заводом Вега фирмы Локхид! Всего было построено 23 самолета - один ХВ-40 и 22 YB-40. В мае 1943 г. самолеты поступили на вооружение базировавшейся в Алконбари 92-й бомбардировочной группы.

Карьера «воздушных крейсеров» получилась короткой - тяжелый YB-40 не мог держать строй с более легкими обычными, бомбардировщиками. К августу 1943 г. все YB-40 были выведены из боевого состава группы. Некоторые новшества, внедренные на XB-40/YB-40 перешли на более поздние варианты В-17, например «подбородочная» турель, которой оснащались самолеты B-17F поздней постройки и все B-17G.

 

B-17G

 

B-17G стал самым массовым вариантом «Летающей Крепости» - 8680 самолетов выдал на гора пул B.V.D. 4035 бомбардировщиков построила фирма Боинг, 2395 - фирма Дуглас и 2250 Локхид Вега. В целом B-17G почти идеитичен B-17F. Главное отличие - установка в нижней носовой части фюзеляжа турели Бендикс. аналогично последним 86 построенным фирмой Дуглас самолетам B-17F. Часть B-17G ранней постройки имели конфигурацию носовой части фюзеляжа по типу ранних B-17F. Бульбообразные боковые окна в носовой части фюзеляжей появились на самолетах 25-й производственной серии, изготовленных фирмой Дуглас, 35-й производственной серии постройки Локхид-Вега и 60-й производственной серии постройки Боинга.

Бортовое вооружение на B-17G неоднократно менялось. На ранних B-I7G сохранилась симметричная установка пулеметов. Начиная с самолета Боинг B-17G-50-ВО пулеметы разнесли по правому и левому бортам так, чтобы стрелки не мешали друг другу в ходе работы. Пулеметная установка правого борта была смещена на три шпангоута вперед. 12,7-мм пулеметы монтировались на турели К-6, а проемы в фюзеляже сделали закрытыми, чтобы стрелкам стало потеплее и покомфортнее в полетах на большой высоте. Финально, новую хвостовую турель разработал модернизационный центр компании Юнайтед Эйр Лайнз в Шайенне, шт. Вайоминг. Новая турель обеспечивала больший сектор обстрела в вертикальной плоскости, площадь остекления была увеличена.

Турель снабжалась рефлекторным прицелом вместо обычных примитивных колец установленных на всех хвостовых стрелковых точках более ранних В-17. Турель «Шайен» ставилась на все «Крепости», начиная с Дуглас блок 45, Вега блок 55 и Боинг блок 80.

Первый полет B-17G выполнил 21 мая 1943 г. Заказчику первый бомбардировщик модификации «G» передали 4 сентября 1943 г. 29 июля 1945 г. последний из 8680 самолетов модели B-17G покинул цех завода Вега. Британские ВВС получили 85 самолетов «Фортресс III» (B-17G), которые распределили по Бомбардировочному и Береговому командованиям. 100-я эскадрилья Бомбардировочного командования использовала интенсивно доработанные «Крепости III» для ночных полетов на противодействие германским РЛС. а также в качестве лидировщиков ночных бомбардировщиков - «пасфайндсров». В больших обтекателях под носовой частью фюзеляжа монтировалась бомбардировочная РЛС H2S. которая могла работать в режиме постановки помех. Аналогичная РЛС ставилась вместо шаровидной под-фюзеляжной турели на некоторых американских B-17G. На «Фортрессах III» Берегового командования вместо шаровидных подфюзеляжных турелей монтировались поисковые РЛС.

Самолеты B-17G использовались даже в люфтваффе. Трофейные «Крепости» состояли на вооружении KG-200. Эта группа занималась тайными операциями: доставкой в тылы врага агентов-шпионов, сбросом грузов диверсантам и их пособникам, глубокой разведкой, а также тренировкой летчиков-истребителей в воздушных боях с «Крепостями».

Самолеты B-17G после окончания Второй мировой войны принимали участие еще в трех войнах. Самые первые боевые вылеты в Корейской войне были выполнены на самолете SB-17G. Израильтяне использовали три бомбардировщика В-17G в войне за Независимость 1948 г. Евреи применяли самолеты именно в качестве бомбардировщиков, но достались им «Крепости» без бомбардировочных прицелов, бомбодержателей и бомбосбрасывателей. Экипажи израильских «Крепостей» порой сбрасывали бомбы вручную. В середине 50-х годов несколько полностью выкрашенных в черный цвет B-17G использовалось для заброски шпионов в государства типа Северного Вьетнама.

 

В-17Н и другие основные варианты

 

Самолет В-17Н представлял собой специализированный поисково-спасательный вариант бомбардировщика B-17G. Эти самолеты использовались авиационной поисково-спасательной службой с 1945 по 1956 г.г. «Н» мог транспортировать под фюзеляжем спасательную шлюпку длиной 9 м и весом 1,5 тонны. Так как изначально планировалось осуществлять поиск и спасение сбитых пилотов во враждебных водах, то на самолете сохранили все оборонительное вооружение, за исключением нижней шаровидной турели. После окончания Второй мировой войны вооружение с поисково-спасательных самолетов стали потихоньку демонтировать. Первыми сняли нижние турели в носовых частях фюзеляжей, а взамен поставили поисковые РЛС. Остальное вооружение снималось с целью облегчи i ь самолет и увеличить дальность его полета.

Все изменилось с началом в июне 1950 г. войны в Корее. В-17Н, которые уже обозначались как SB-17 (Search Bomber - поисковый бомбардировщик), из 2-й и 3-й поисково-спасательных эскадрилий базировались в Японии. То были единственные американские поисково-спасательные самолеты на веем Дальнем Востоке. Так как не исключалась возможность босстолкновений с Красными Истребителями, то SB-17 опять получили вооружение - нижнюю подфюзеляжную турель, верхние стрелковые точки и кормовую пулеметную установку. Фирма Боинг конвертировала в поисково-спасательные самолеты примерно 180 бомбардировщиков, поступивших на вооружение ВВС и авиации ВМС США. В ВМС самолет обозначался как PB-1G. С появлением в ноябре 1959 г. в небе Кори реактивных истребителей МиГ-15 на смену SB-17 пришел SB-29 «Dumbo».

 

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения PB-1W

 

Самолет PB-1W представлял собой вариант бомбардировщика B-17G. разработанной для ВМС для использования в качестве поисково-противолодочного. На большинстве PB-1W поисковая РЛС монтировалась под носовой частью фюзеляжа, но на некоторых ее установили над фюзеляжем. Последний вариант стал стандартным для всех последующих аэропланов ДРЛО и У.

 

Беспилотная управляемая мишень QB-17

 

Поначалу самолет QB-17 предназначался для оценки воздействия взрыва атомной бомбы на самолет в ходе ядерных испытаний на атолле Бикини. В 50-е годы переоборудованные в QB-17 использовались как мишени для тренировки летчиков-истребителей ПВО Североамериканского континента и отработки новых управляемых ракет класса воздух - воздух. QB-17 стал одним из самых ярко окрашенных самолетов ВВС. Красили беспилотные летательные аппараты желтыми и черными полосами. Самолет управления мишенями обозначался DB-17.

 

Разведчик-бомбардировщик RB-17

 

Под обозначением RB-17 скрываются две совершенно различных модификации. Про первый «RB» речь уже шла выше. В войну любой не годный для выполнения боевых заданий самолет В-17, но еще пригодный к полетам вообще получал префикс «R», ограниченной летной годности. Позже буквой «R» стали обозначать разведывательные бомберы

В-17, ранее, до 1948 г., обозначавшиеся F-9 (Foto). Именно RB-17G из 6204-го фоторазведывательного звена выполнил 25 июня 1950 г. первый боевой вылет американской авиации в Корейскую войну, сфотографировав часть территории Северной Кореи.

 

VIP-транспорт VB-17G

 

VB-17G являлся бомбардировщиком В-17G с полностью снятым вооружением и бронезащитой, удобным комфортабельным интерьером, оборудованными в фюзеляже офисным помещением и спальными местами. Самолеты использовались для перевозок разного рода бонз. Значительное количество самолетов VB-17G применялось в Корее, где на них установили верхние и хвостовые стрелковые точки. Самолеты VB-17G эксплуатировались до конца 50-х годов, став таким образом самыми последними «Крепостями», снятыми с эксплуатации.

 

Учебный ТВ-17

 

ТВ-17 являлся учебно-тренировочным вариантом В-17. выпускались учебные варианты всех основных модификаций бомбардировщика В-17.

 

ТТХ раличных модификации В-17 "Flying fortress"

 

Обозначение

армии США

(фирмы Боинг)

Скорость (км/ч) макс, крейсер, посад.

Скороподъемность мин/м

Потолок

практич.

м

Дальность

расстояние/скорость/высота

км/ км/ч / м

макс.          нормальная       проектная

перелет

макс.

Масса

кг

нормальная

Масса

кг

проектная

Дистанция м

1 взлетная     посад.

Объемы, л

топл. масле

Бомбы 1    кол-во

1    фунты

Пулеметы кол-во

калибр

(Model 299)

380

225         98.8

8.25/3048

7504

4846

 

 

15618

670

670

6435

575

8-600

5-0.3 или 5-0.5

Y1B-17 (Model 299B)

412

282         109,4

6,5/3048

9327

5472/286/3048 3862/286/3048 2092/286/3048

19800

19278

15818

462

1036

6435

681

8 600

5-0.3 или 5-0.5

YB-17A (Model 299F)

475

294         109.4

7,8/3048

11584

5793/283/3048   3862/370/7620  2092/370/7620

20707

20185

16783

518

762

6435

681

8-600

5-0.3 или

5-0.5

В-ПВ (Model 299M)

470

109.4

7,0/3048

10973

5793/283/3048   3862/370/7620   2092/370/7620

21160

20639

17237

541

762

9395

681

4 1100 или 20-100

1-0.3 плюс

6-0.5

В-17С (Model 299H)

520

365          109,4

7.5/3048

11278

5472/290/3048   3219/402/7620   1006/394/7620

22521

22000

17382

564

823

9433

681

41100. 8-600 или 20-100

1-0,3 плюс

6-0.5

B-17D (Model 299H)

520

365          109,4

7.5/3048

11278

5472/290/3048   3219/402/7620   1006/394/7620

22621

22000

17382

564

823

9433

681

4-1100, 8-600

или

20-100

1-0,3

плюс

6-0,5

B-17E (Model 2990)

510

364          112.6

7,1/3048

10937

5150/290/3048   3219/360/4572   885/402/7620

24041

23134

18262

655

823

9426

681

4-1000. 14

300

или

20100

1-0.3 плюс 8-0,5

B-17F-1

до

-75-BO

-20-DL

-25-VE

(Model 2990)

523

257          117.5

25.7/6096

11430

4506/245/3048   2092/321/3048   386/402/7620

25628

25628

18342

1036

884

9539

559

81000

или 24-100

11-0,5

B-17F-80 до

-130-BO -25 do -65-DL -30 do -50-VE (Model 2990)

523

257         117.5

27,7 6096

11430

6115/265/3048   3540/321/3048

29711

29711

22102

1036

884

13741

559

8-1000

или

24100

11-0,5

B-17G Model (2990)

486

257         117,5

!7.0 6096

10851

5472/290/3048   3219/293/3048

29711

29711

22102

1036

884

13741

568

2-4000

12-0,5