«Спитфайр» Mk VII на боевой службе

 

Из-за низких темпов серийно­го производства вооружить истреби­телями «Спитфайр» Mk VII одну эс­кадрилью RAF (124-ю) удалось толь­ко в мае 1943 г. Первая победа в воз­душном бою на «Спитфайре» Mk VII была одержана 15 мая: флэг-офицер Уиллис перехватил над Плимутом на высоте 38 000 футов истребитель Fw-190 и сбил его.

В августе 1943 г. три самолета «Спитфайр» Mk VII перебросили в Скибри, на Оркнейские острова для действий высотных разведчиков люфтваффе, периодически появляв­шихся над главной базой Royal NAVY в Скапа-Флоу. Истребитель­ные эскадрильи, которые постоянно базировались в южной Англии, на ротационной основе направлялись на Оркнейские острова, обычно срок командировки составлял три месяца. Встречи с противником в районе Ска­па-Флоу были крайне редкими.

В сентябре 1943 г. истребите­лями «Спитфайр» Mk VII была пере­вооружена вторая в RAF эскадрилья (616-я, аэродром Эксетер), а в мае - 131-я эскадрилья из Колирна. Всего завод фирмы Супермарин в Саутгемптоне изготовил 140 истребителей модификации Mk VII, последний из них передали заказчику в мае 1944 г.

В период подготовки к втор­жению в Нормандию 313-ю и 616-ю эскадрилью свели в одно авиакрыло, которым стал командовать ас времен Битвы за Британию уинг-коммендер Питир Броузере. Перед крылом по­ставили задачу не допустить проле­тов самолетов-разведчиков против­ника над портами, где велась погруз­ка войск. В период вторжения «семер­ки» патрулировали на большой вы­соте над районами высадки.

«Высотное прикрытие» - тер­мин довольно относительный, реаль­но «Спитфайры» Mk VII патрулиро­вали на высоте порядка 20 000 футов, то есть действовали подобно обыч­ным «Спитфайрам». В период опера­ции «Оверлорд» ввиду отсутствия достойного противника в воздухе, «семерки» охотились за немецкой техников на железнодорожных и ав­тодорогах, даже наносили удары по аэродромам, на которых базирова­лась немецкая авиация. Так как по­летов на большой высоте не предви­делось, то на всех «Спитфайрах» Mk VII через две недели после дня «Д» продолговатые законцовки плоско­стей крыла заменили обычными скругленными, которые обеспечива­ли лучшую маневренность на малых и средних высотах.

Питир Броузере возглавлял звено «Родео» из 131-й эскадрильи в боевом вылете над Северной Фран­цией 7 августа 1944 г. Ведомым ко­мандира крыла летел скуадрон-лидер «Сэмими» Сампсон - опытный лет­чик, совсем недавно служивший на­чальником штаба 10-й авиагруппы. «Спитфайры» были перехвачены группой из шести Fw-190. Броузере так вспоминал о произошедшем воз­душном бое:

- Мне пришлось долго маневри­ровать, чтобы занять выгодное поло­жение для атаки. Противник все время бросал свой самолет то влево, то впра­во, менял скорость. Со стороны наш полет наверное напоминал клубок дерущихся котов. Я все-таки умудрился подойти на дистанцию стрельбы и вы­пустить очередь по фокке-вульфу. Одни из снарядов попал прямо в каби­ну. Для меня это стало трагедией, по­скольку я всегда старался вести огонь по крылу, двигателю, давая шанс лет­чику покинуть самолет.

- Мы часто встречали самоле­ты противника в ходе наших длитель­ных полетов на патрулирование, иногда мы их перехватывали прямо над аэродромами базирования. Так в августе 1944 г. мы атаковали аэро­дромы в Ле Вааллё и Ле Мане, уничтожив или повредив на земле множество Fw-190. Когда мы появились над Ле Маном после штурмовки Ле Бал­ле, большинство базирующихся здесь немецких истребителей взлетали или готовились к взлету. Я атаковал один взлетавший фокке-вульф, когда я от­крыл огонь немецкий летчик как раз убирал шасси. Я сбил его без труда.

Тогда мы уничтожили такое количе­ство самолетов противника, что по­лучили благодарность от командую­щего ВВС.

- Мы также летали днем на сопровождение бомбардировщиков. Обычно такой полет занимал три -три с половиной часа. Прямым ана­логом «Спитфайра», с точки зрения комфорта можно считать утлую мо­торную лодку, поэтому длительные полеты сильно выматывали. В одном из рейдов мы эскортировали группу из 250 «Ланкастеров». Я тогда летел в самом хвосте группы. Разбившись на пары «Спитфайры» моего крыла прикрывали середину и заднюю по­лусферу строя бомбардировщиков, в то время как истребители уинг-коммендера «Бирди» Бирл-Уилсона при­крывали голову ударной группы. Колонна растянулось настолько, что когда первый самолет пересекал по­бережье Франции, последний все еще находился над Англией.

Вскоре 616-я эскадрилья полу­чила реактивные «Метеоры», а 124-го переоснастили «Спитфайрами» Mk IX. Осталась только одна эскадрилья, продолжавшая эксплуатировать «се­мерки».

Имея емкость внутренних ба­ков в 129 галлонов, почти на 50% больше, чем у «Спитфайра» Mk IX, «семерки» хорошо подходили для выполнения заданий по сопровожде­ния бомбардировщиков. 11 августа 1944 г. самолеты 131-й эскадрильи совершили самый длительный для «Спитфайров» Mk VII боевой вылет. Истребители сопровождали «Ланкас­теры» в налете на базу немецких под­водных лодок в Ла Паллисе. Протя­женность маршрута - 690 миль, полет продолжался 3 ч 50 мин. «Спитфай­ры» летали на пределе радиуса дей­ствия, случись воздушный бой - вер­нуться на свой аэродром они бы уже не смогли. Операция проводилась в расчете на то, что британские истре­бители сорвут атаку противника од­ним своим присутствием. Противник в воздухе к счастью для пилотов «Спитфайров» так и не появился.

Истребители «Спитфайр» Mk VII сняли с вооружения в январе 1945 г., шанс продемонстрировать самолетом свои качества высотного истре­бителя-перехватчика так за войну и не выпал.