«Спитфайры» Mk VIII в Юго-Восточной Азии

 

На Дальнем Востоке первые «Спитфайры» Mk VIII появились в конце 1943 г., их получили 81-я и 152-я эскадрильи RAF, которые базировались в восточной Индии на аэро­дромах Алипор и Байгачи. В начале 1944 г. «восьмерки» получили еще два подразделения - 67-я эскадрилья в Читтагонге и 155-я - в Алипоре. Тогда же к ним присоединились три эскадрильи RAF, имевшие на воору­жении «Спитфайры» Mk V - 136-я и 607-я в Раму и 615-я в Читтагонге.

На первых порах вооружен­ные «Спитфайрами» эскадрильи по­чти не вели активных действий. К этому времени ВВС японской армии окончательно утратили господство в воздухе. Беспокойство британским летчикам причиняли только пролеты скоростных разведчиков Мицубиси Ки-46 «Дина», фотографировавших позиции союзных войск. До появле­ния «Спитфайров» «Дины» летали безнаказанно, но с появлением «восьмерок» начали нести потери.

Период относительно зати­шья закончился 8 февраля с началом японского наступления в районе Аракана. Наступавшие использовали тактику просачивания мелких групп через линию фронта, которая, к тому же, здесь не была сплошной. Япон­цы стремились перерезать линий снабжения передовых частей войск союзников, заставляя их тем самым оставлять свои позиции. Командую­щий 14-й британской армией генерал Уильям Слим предложил использо­вать для снабжения отрезанных от баз войск авиацию, попавшим в ок­ружение в районе Сизвея войскам численностью 5000 человек был от­дан приказ держаться. «Спитфайры» обеспечивали господство в воздухе, в то время как транспортные «Дако­ты» и С-46 «Команде» перебрасыва­ли по воздуху подкрепления.

Три подразделения «Спитфайров», каждым из которых командовал ас, перебросили на передовой аэро­дром в Раму, расположенный вблизи индийско-бирманской границы. Эти­ми подразделениями являлись: 67-я эс­кадрилья (командир скуадрон-лидер Томас Паркер), 81 -я (командир скуад­рон-лидер Уильям Уайтэмоур) и 152-я (командир скуадрон-лидер Мервин Ингрэм). С прибытием этих эскадри­лий ситуация в воздухе изменилась кардинальным образом. «Спитфайры» Mk V по своим характеристикам при­мерно соответствовали лучшему япон­скому истребителю из числа имевших­ся на театре военных действий - Накаяма Ки-44 «Тодзё». «Спитфайры» Mk VIII превосходил «Тодзё» по скорос­ти на 40 миль/ч, а более «скромного» по характеристикам истребителя Накаяма Ки-43-II «Оскар» на все 90 миль/ч. Эскадрильи «Спитфайров» нанесли тяжелейшие потери японс­ким ВВС. Угроза воздушному мосту к окруженной группировки переста­ла существовать.

Как только фронт на земле стабилизировался, тактика просачи­вания сыграла против японцев. Мел­кие группы японцев скрытно пере­двигались по тропам в джунглях, имея при себе минимальный запас провизии, воды и боеприпасов. Все необходимое они добывали с боем у противника. Теперь делать это стало сложно, почти невозможно, а япон­цы не имели эффективных средств доставки грузов в тыл противника. Проникшие в тыл союзников японс­кие войска пришлось отводить. Пос­ледний полет по воздушному мосту транспортные самолеты выполнили 23 февраля. Бои за Сизвею стали пре­людией к еще более масштабной воз­душной операции. В июне в резуль­тате японского наступления в Бирме отрезанной от баз снабжения оказа­лась группировка численностью 55 000 человек. Ее снабжение взяла на себя авиация. «Спитфайры» вновь обеспечили господство в воздухе авиации союзников. Воздушный мост просуществовал 80 дней, за этот период японским истребителям уда­лось сбить только три транспортных самолета. В конце этой операции «Спитфайры» Mk VIII получили 136-я, 607-я и 615-я эскадрильи. Японская авиация уже никогда более не претен­довала на господство в небе Бирмы.