Скуадрон-лидер Невилл Дюк

 

Невилл Дюк родился в Танбридже, графство Кент, вступил в RAF в июне 1940 г. В боевое подраз­деление, 92-ю эскадрилью, будущий ас получил назначение в апреле 1941 г.; эскадрилья была укомплектована истребителями «Спитфайр» Mk V. Первый боевой опыт летчик приоб­рел в ходе рейдов истребителей над оккупированной Европой. Несколь­ко полетов Дюк совершил в качестве ведомого уинг-коммендера «Сэйлора» Мэлэна, который возглавлял ба­зировавшееся в Бигген-Хилл авиа­крыло. Невилл Дюк открыл свой бо­евой счет 25 июня 1941 г., сбив над Дюнкерком истребитель Bf.l09F.

Осенью 1941 г. Дюк получил назначение на Средний Восток в 112-го эскадрилью, вооруженную снача­ла «Томагавками», затем «Киттихауками». В Северной Африке личный счет пилота стал быстро расти: в кон­це февраля на нем значилось восемь подтвержденных и три вероятных побед.

В апреле 1942 г. Дюка переве­ли на должность инструктора в дис­лоцированную в Эль-Баллале, Еги­пет, летную школу. В ноябре ас вер­нулся в свою старую 92-ю эскадри­лью, которую перебросили в Тунис. На вооружении подразделения состо­яли истребители «Спитфайр» Mk V.

Дюка назначили командиром 92-й эскадрильи, в марте 1943 г. он был награжден DSO.

Вторая военная командиров­ка Дюка подошла к концу в июне 1943 г., ему присвоили звание скуадрон-лидера и направили старшим летчиком-инструктором в 73-й опе­ративно-тренировочный центр в Абу-Суэйре. В марте 1944 г. Дюк ста­новится командиром действовавшей в тот период в Италии 145-й эскад­рильи, на вооружении которой нахо­дились «Спитфайры» Mk VIII. Тре­тья командировка завершилась в сен­тябре 1944 г. Дюк убыл в Британию, его боевой счет состоял из 26 само­летов сбитых лично и (8 на «Спит­файрах» Mk VIII и Mk IX) двух в группе, одной вероятной победы, шести поврежденных и двух вероят­но поврежденных самолетов, шести самолетов уничтоженных на земле лично и двух в группе, одного веро­ятно уничтоженного на земле само­лета противника. Невилл Дюк стал самым результативным пилотом RAF из числа летчиков, воевавших на Средиземноморье.

В январе 1945 г. ветеран воз­душной войны стал летчиком-испы­тателем на фирме Хаукер Эйркрафт Компани. К июню 1946 г. Дюк закон­чил знаменитую на весь мир школу летчиков-испытателей в Крэнфилде, с начала 1947 г. проходил службу в испытательном центре RAF в Боскомбдауне. Военную службу Дюк ос­тавил в июне 1948 г., после чего вер­нулся на фирму Хаукер, старшим лет­чиком-испытателем которой стал в 1951 г. Невилл Дюк провел програм­му испытаний истребителя «Хантер». В 1953 г. на специально подготовленном «Хантере» он установил абсо­лютный мировой рекорд скорости полета - 727 миль/ч.