Гироскопический прицел

 

В бою эффективность борто­вого вооружения истребителя во многом определяется способностью лет­чика удерживать прицельную марку на цели. В середине войны истреби­тели RAF оснащались простейшими рефлекторными прицелами GM-2. Подсвеченная лампочкой прицель­ная метка отражалась в центре стек­ла-рефлектора, для удобства коррек­тировки угла упреждения при стрельбе метка окружалась окружно­стями. Собственно, способность пра­вильно вычислить угол упреждения и отличала аса от среднестатистичес­кого летчика.

Автоматическое устройство, способное корректировать угол уп­реждения при маневрировании само­лета могло значительно повысить эффективность истребителя. Разра­ботка такого устройства началась в начале второй мировой войны. Пос­ле четырех лет напряженного труда инженеров Королевского авиацион­ного управления из Фарнборо, RAF получили гироскопический прицел Mk II, который был запущен в мас­совое производство в конце 1943 г.

Концепция прицела базирова­лась на нехитром постулате - если самолет преследует противника на вираже, то перемещение прицельной метки в поле зрения прицела должно быть пропорционально изменению курсового угла цели. Угловую ско­рость можно измерить двухстепен­ным гироскопом, в соответствии с его показаниями следовало перемещать зеркало, отражавшее «зайчик» - при­цельную метку. Угол упреждения за­висит не только от углового переме­щения цели относительно «охотни­ка», но и от дистанции стрельбы. В конструкцию прицела интегрирова­ли простейший оптический дально­мер. Перед атакой пилот вводил в прицел приближенный размах крыла самолета-цели, регулируя диаметр зайчика-метки. Аналоговое вычисли­тельное устройство рассчитывало требуемый угол упреждения цели.

Как только пилоты преодоле­ли свои фобии перед новым прице­лом, а инженеры «вылечили» свой прибор от «детских болезней» точ­ность стрельбы стала улучшаться просто драматически. В 1944 г. был проведен сравнительный анализ воз­душных боев, проведенных на «Спитфайрах» Mk IX, оснащенных рефлек­торными и гироскопическими прице­лами. На истребителях с рефлектор­ными прицелами было проведено 130 воздушных боев и сбито 34 самолета - результативность составила 26%. Летчики «Спитфайров» с гироскопи­ческими прицелами провели 38 воз­душных боев, сбив 19 самолетов - ре­зультативность 50%. Новый прицел почти вдвое повысил эффективность действий истребителей. Имея новый прицел летчики порой поражали цель с дистанций порядка 600 ярдов и при курсовых углах до 50 град.

Многие асы противились ус­тановке на их самолеты гироскопи­ческих прицелов, аргументируя свое нежелание ухудшением обзора в пе­реднюю полусферу (гироскопический прицел имел большие габариты, чем рефлекторный и действительно ухудшал обзор). Но лишь очень не­многие даже из числа летчиков-асов могли за доли секунды интуитивно определить нужный угол упрежде­ния, прообраз современный систем управления огнем делал эту работу вне зависимости от квалификации летчика. Для этих уникумов недо­статки гироскопического прицела действительно перевешивали его до­стоинства.

Исход войны или даже круп­ного воздушного боя определяли не асы с компьютерами в головах, а обычные средние пилоты со средни­ми навыками и мозгами. Этим летчикам гироскопический прицел сильно облегчал боевую работу. Сложно пе­реоценить значение гироскопическо­го прицела в последний год войны, во многом именно этот прицел позво­лил удержать авиации союзников господство в воздухе, несмотря на появление у люфтваффе реактивных истребителей Ме-262. Превосходный прицел отчасти компенсировал раз­ность в скоростях поршневых истре­бителей союзников и реактивных са­молетов ВВС Германии. В результа­те пилоты союзников удерживали соотношение два сбитых реактивных мессершмитта на каждый сбитый ре­активными мессершмиттами бомбар­дировщик или истребитель.

Значение прицела отмечал в своем рапорте о воздушном бое с реактивным Ме-262 флайт-лейтенант «Текс» Дэвинпорт из 401-й эскадри­льи (канадской). Дэвинпорт вместе с коллегами записал первый сбитый Ме-262 на счет эскадрильи 5 октября 1944 г. Это был вообще первый Me-262, сбитый на «Спитфайре»:

- Я летал на истребителе с бор­товым номером «1» желтого цвета. Мы засекли Ме-262 as высоте У2 000 футов в пяти милях северо-вос­точнее Ниймигена. Все 12 «Спитфайров» нашей 401-й эскадрильи приня­ли участие в охоте на «джета». Ско­рость мессершмитта составляла при­мерно 450 миль/ч, я выждал пока кур­совой угол между нами не достиг 20 град., после чего с дистанции 400 яр­дов дал трехсекундную очередь. Сна­ряды нашли цель. Я сумел сократить дистанцию до 300 ярдов. С этой дис­танции я выпустил длинной очередью продолжительностью 10-12 с весь бое­комплект. Самолет противника заго­релся. Гироскопический прицел функ­ционировал безукоризненно. Мне зас­читали 1/5 победы над Ме-262.