Австралийские асы «Спитфайров», 1942-45 г.г.

 

Австралийские пилоты в годы второй мировой войны сражались на истребителях конструкции Реджи­нальда Митчелла в составе RAAF на Тихом океане против японцев, в Ев­ропе в подразделениях RAF и на Среднем Востоке.

С началом в 1939 г. войны в Европе все три рода войск вооружен­ных сил Австралии направили свои подразделения в северное полушарие Земли на помощь сражающейся Бри­тании. Множество австралийцев слу­жило непосредственно в RAF, другие - в составе эскадрилий RAAF, дей­ствовавших в Европе под контролем штаба Истребительного командова­ния RAF. Четыре австралийских эс­кадрильи, 451-я, 453-я, 452-я и 457-я, имели на вооружении истребители «Спитфайр»

В общей сложности с августа 1942 г. по июнь 1945 г. австралийс­кие ВВС получили 656 «Спитфай­ров». Бортовые номера австралийс­ких «Спитов» начинались с аббреви­атуры «А58». Первые 246 «Спитфай­ров» Mk V и 245 «Спитфайров» Mk VC имели бортовые коды с «А58-1» до «А58-162», «А58-164» - «А58-185» и «А58-200»-»А58-259". Один «Спитфайр» Mk VB получил бортовой код «А58-163». Один австралийский «Спитфайр» сохранил бортовой код «ЕЕ731». Интересный факт - «Спит­файр» Mk V с бортовым кодом «А58-259» являлся вообще последним се­рийным истребителем пятой модифи­кации, сошедшим в ноябре 1943 г. со сборочной линии завода в Кэстл-Брумвиче.

Поставки более скоростных, чем «пятерки» истребителей «Спит­файр» Mk VIII начались в октябре 1943 г., всего ВВС Австралии полу­чили 410 «восьмерок» в вариантах F, LF и HF. Истребители «Спитфайр» Mk VIII получили в RAAF бортовые номера «А58-300» - «А58-550» и «А-58-600» - «А58-758». Большое коли­чество «Спитфайров» Mk VIII сразу после поставки передали на базы хра­нения, они так и не поступили в стро­евые эскадрильи.

В начале эксплуатации «Спит­файров» австралийцы столкнулись с рядом проблем, в основном связан­ных с малым радиусом действия и неадекватным тактическим исполь­зованием. Инцидент, произошедший в мае 1943 г. заставил командование ВВС Австралии пересмотреть кон­цепцию использования «Спитфай­ров». Японские бомбардировщики в количестве 18 штук, летевшие в со­провождении 24 истребителей, были обнаружены на подступах к Дарви­ну. На перехват подняли самолеты 1-го авиакрыла, однако несмотря на раннее предупреждение австралийс­кие истребители не успели перехва­тить самолеты противника на подхо­дах к Дарвину, японские бомбарди­ровщики смогли отбомбиться. Воз­душный бой развернулся на значи­тельном расстоянии от аэродрома базирования «Спитфайров». Пять австралийских истребителей в ре­зультате израсходования горючего не смогли вернуться на базу. Из-за малого остатка топлива истребители не смогли провести достаточно дли­тельный по времени воздушный бой.

Несколько эскадрилий RAAF получили на вооружение «Спитфайры», в их числе - 79-я, 85-я, 452-я и 457-я. В январе 1945 г. составившее 80-е авиакрыло 79-я, 452-я и 457-я эскадри­льи были перебазированы на остров Моротай в архипелаге Хэлмэгерас. Две эскадрильи, 548-я и 549-я, остава­лись в системе ПВО Дарвина, осталь­ные вооруженные «Спитфайрами» эс­кадрильи перебазировали на север.

На заключительном этапе войны большинство австралийских эскадрилий, вооруженных «Спит­файрами», были оснащены машина­ми модификациями Mk VIII. В этот период воздушные бои с японскими самолетами уже стали редкостью. «Спитфайры» принимали участие в операциях по подавлению сопротив­ления японцев на острове Моротай и на Новой Гвинее. Подразделения RAAF находились в ведении коман­дующего войсками Юго-Западной части Тихого океана генерала Дугла­са Макартура. Макартур стремился держать австралийские и другие «не­американские» части на вторых ролях: «Дуг» три года лелеял мечту о возвращении на Филиппины, мечту эту должны были осуществить 100-процентные янки. Макартур не хотел делить славу триумфатора ни с кем.

Ситуация стала для австра­лийских летчиков невыносимой. Не­довольство не стеснялись выражать такие опытнейшие пилоты, как са­мый результативный летчик RAAF командир вооруженного «Спитфайрами» 80-го авиакрыла гроуп-кэптен Клив Кэлдуелл и командир оснащен­ного «Киттихоками» 81-го авиакры­ла гроуп-кэптен Уильф Артур.

В это же время разгорелся скандал, связанный с нелегальной торговлей на островах спиртными напитками. В скандале оказались за­мешанными несколько высших чи­нов RAAF. Недовольство австралий­цев вылилось в подачу заявлений об отставке восьмью самыми титуло­ванными и уважаемыми пилотами RAAF, в число которых вошли и Кэлдуелл с Артуром.

Прошение об отставке - жест сугубо символический, так как офи­церы RAAF не имели права подавать в отставку по собственному желанию в военное время. Некоторое время офицеры выглядели героями в глазах остальных летчиков. Однако, скан­дал с торговлей австралийской го­рилкой развивался: выяснилось, что транспортные самолеты RAAF дей­ствительно возили спиртное на ост­рова, но этим бизнесом занимались не только представители Зеленого континента, но и американцы. Боль­ше всех преуспели в ликероводочном бизнесе гроуп-кэптен Кэлдуелл и ску­адрон-лидер Бобби Гиббс, обоих по­низили в званиях.

В самом конце войны на сме­ну «Спитфайрам» в RAAF стали в больших количествах стали посту­пать американские «Мустанги». В начале 1946 г. не менее 339 «Спитфайров» в ожидании списания поступили на австралийские базы длительного хранения. Пятнадцать из них в 1948 г. передали в ВМС Австралии, где они применялись для наземной подготов­ки пилотов. В этом качестве истреби­тели прослужили три-четыре года.