Сравнительные испытания: «Спитфайр» Mk IX против Fw-190

 

В июле 1942 г. проводились сравнительные испытания истребите­лей «Спитфайр» Mk IX раннего вы­пуска с двигателем «Мерлин-61» и трофейного Fw-190. Фактически «Спитфайр» и Fw-190 являлись со­вершенно разными самолетами, со­зданными под разные концепции так­тического использования, но как ни странно чрезвычайно близкими по своим летным характеристикам.

Скорость:

С точки зрения скорости и маневренности Fw-190 сравним со «Спитфайром» Mk IX до высоты 25 000 футов. Выше «Спитфайр» Mk IX несколько превосходит Fw-190. Ниже приведены сравнительные данные о максимальной скорости полета по высотам:

- на высоте 2000 футов Fw-190 на 7-8 миль/ч быстрее, чем «Спит­файр» Mk IX;

- на высоте 5000 футов макси­мальные скорости  Fw-190 и «Спитфайра» Mk IX примерно одинаковы;

- на высоте 8000 футов «Спитфайра» Mk IX на 8 миль/ч быстрее Fw-190;

- на высоте  15 000 футов «Спитфайра» Mk IX на 5 миль/ч бы­стрее Fw-190;

- на высоте 18 000 футов Fw-190 на 3 мили/ч быстрее, чем «Спит­файр» Mk IX;

- на высоте 21 000 футов мак­симальные скорости Fw-190 и «Спит­файра» Mk IX примерно одинаковы;

- на высоте 25 000 футов «Спитфайра» Mk IX на 5-7 миль/ч быстрее Fw-190.

Скороподъемность:

На высотах до 23 000 футов ско­роподъемность обоих истребителей, продемонстрированная в ходе сравни­тельных летных испытаний, близка, но в целом «Спитфайр» Mk IX незначи­тельно превосходит Fw-190.

Выше 22 000 футов скоро­подъемность Fw-190 прогрессивно снижается, в то время как скороподъ­емность «Спитфайра» Mk IX растет.

При переходе из горизонталь­ного полета в набор высоты Fw-190 имеет на ранней стадии небольшое преимущество за счет лучших разгон­ных характеристик, превосходство Fw-190 более очевидно при переходе в набор высоты из пикирования.

В целом различия в характеристиках скороподъемности обоих истре­бителей незначительны, в бою будет иметь преимущество самолет, летчик которого владеет инициативой.

Пикирование:

На пикировании Fw-190 раз­гоняется значительно быстрее «Спитфайра» Mk IX и имеет большую ско­рость. Особенно преимущество Fw-190 заметно на начальной стадии пи­кирования.

Маневренность:

По маневренности Fw-190 превосходит «Спитфайр» Mk IX, ус­тупая лишь по величине радиуса ви­ража. На вираже «Спитфайр» Mk IX без труда заходит в хвост Fw-190.

Большая чем у «Спитфайра» угловая скорость крена позволяет Fw-190 легко уходить от атаки на вираже. Точно также Fw-190 может легко уйти из-под удара переворотом с последующим пикированием. По­добный маневр всегда вызывает зат­руднения у летчиков «Спитфайров» Mk V и Mk IX. Несколько проще пи­кирование с переворотом должен выполнять «Спитфайр» Mk IX, дви­гатель которого оснащен карбюрато­ром, способным работать при отри­цательных перегрузках (в испытани­ях принимал участие «Спитфайр» Mk IX с обычным карбюратором).

«Спитфайр» Mk IX с точки зре­ния ведения воздушного боя уступает Fw-190 в диапазоне высот от 18 000 до 20 000 футов и ниже 3000 футов, где максимальная скорость немецкого ис­требителя несколько выше.

В бою между «Спитфайром» Mk IX и Fw-190 определяющую роль играет тактика. В целом летчики об­лета отдали предпочтение «Спитфайру» Mk IX, считая, что в случае зах­вата инициативы пилот «Спитфай­ра» Mk IX имеет хороший шанс до­биться успеха в бою с Fw-190.