Самолеты асов

 

01.jpg

1.  «Спитфайр» Mk IXC «BR369/EH-T» уинг-коммендера Эрика Томаса, Биггин-Хилл, август 1942 г.

Первые самолеты противника Томас сбил в начале второй мировой войны на «Спитфайрах» Mk I, Mk II и Mk V в составе 222-й и 133-й эскадрилий. На «девятке» Эрик Томас побед в воздушных боях не одержал. В конце войны на сче­ту летчика значились четыре личные победы, один самолет противника он сбил в группе. Одна личная и одна групповая победы зачитаны ему как вероятные; Томас также повредил четыре самолета противника лично и один в группе.

2.  «Спитфайр» Mk IX «EN398/JE-J» уинг-коммендера Джонни Джонсона, Кинли, весна 1943 г.

На самолете «EN398/JE-J» Джонсон сбил 12 самолетов противника лично и не менее пяти в группе. 20 июня 1943 г. на изображенном здесь истребителе командир 412-й эскадрильи скуадрон-лидер Роберт Макнейр сбил Fw-190.

3.  «Спитфайр» Mk XIV «RM787/CG» уинг-коммендера Калина Грея, Лимпни, октябрь 1944 г.

В конце войны на счету Грея числилось 27 личных побед (семь самолетов про­тивника он сбил на «Спитфайре» Mk IX) и две групповые. Шесть личных побед и две групповые засчитаны Грею как вероятные, 12 самолетов противника ас повре­дил. Колин Грей стал самым результативным летчиком-новозеландцем.

4.  «Спитфайр» F Mk VII «MD188/PB» уинг-коммендера Питира Брозерса, Калмхед, июнь 1944 г.

Двухбуквенный код являлся стандартным для высотных истребителей RAF того периода. Верхние и боковые поверхности высотных истребителей окра­шивались в цвет «PR Blue». На рисунке изображен самолет «Спитфайр» F Mk VII одной из самых последних серий. Первый полет этот истребитель вы­полнил 21 мая 1944 г., в июне он был передан в 131-ю эскадрилью, но затем его передали на авиабазу Калмхед. Питир Брозерс начал свою войну в 1940 г. над Францией, принимал участие в Битве за Британию. В конце войны на его счету числилось 16 подтвержденных побед, одна вероятная и три поврежденных самолета. Последнюю победу ас одер­жал 7 августа 1944 г. над Францией - сбил на «Спитфайре» F Mk VII «MD188/PB» истребитель Fw-190.

5.  «Спитфайр» LFMk IX «PT396/EJ-С» уинг-коммендера Джека Чарлза RCAF, Тэнгмир, август .1944 г.

В 1944 г. фронт быстро удалялся от аэродрома Тэнгмир, радиуса действия базировавшихся здесь «Спитфайров» уже не хватало для того, чтобы при­нимать участие в боевых вылетах. На самолете «РТ396» Чарлз не одержал ни одной победы. Всего же за войну канадец сбил 15 самолетов противни­ка лично и один в группе; шесть лич­ных побед и одна групповая засчита­ны как вероятные, пять самолетов Чарлз повредил. Шесть побед ас одер­жал, летая на истребителе «Спит­файр» Mk IX.

6.  «Спитфайр» LF Mk IX «МК483/ VY» командира чешского авиакрыла уинг-коммендера Адольфа Выбирали, Норт-Уилд, 1944г.

Вибирала служил до начала второй мировой войны летчиком-истребителем ВВС Чехословакии. Пилот не ос­тался в оккупированной немцами Че­хии и вступил в ВВС Франции, где ле­тал на истребителе Кертисс «Хок», сбив на нем семь самолетов против­ника. В составе RAF Выбирала не сбил ни одного самолета.

02.jpg

7. «Спитфайр» LFMk VIII «A58-464/CR-C» командира 80-го авиакрыла RAAF гроуп-кэптена Клайва Кэлдуэлла, Моротай, лето 1945 г. К середине 1945 г. активность японской авиации над юго-западной частью Ти­хого океана резко снизилась. Летчики 80-го авиакрыла ВВС Австралии занима­лись, главным образом, штурмовкой наземных целей. На «Спитфайре» LF Mk VIII Кэлдуэлл побед в воздушных боях не одержал, но в конце войны на его сче­ту числилось 27личных побед и три групповые; шесть самолетов он сбил «ве­роятно» и 15 повредил. Все - на «Киттихауках» и «Томагавках» над Северной Африкой и на «Спитфайре» Mk V в окрестностях Дарвина. Изображенный на рисунке истребитель первоначально был поставлен RAF и имел код «JG557», впервые машину подняли в воздух 24 января 1944 г. В Австралию истребитель доставили в мае 1945 г., списали в ноябре 1948 г.

8. «Спитфайр» LF Mk VIII «A58-497/RG-V» заместителя командира 80-го авиакрыла RAAF уинг-коммендера Роберта Гиббиса, Саттлир-филд, Север­ные территории, лето 1944 г. Гиббис являлся заместителем Кэлдуэлла. Как и командир, Гиббис не сбил на «Спитфайре» LF Mk VIII ни одного самолета противника по причине низкой активности японской авиации. В конце войны на боевом счету Гиббиса числилось 10 самолетов, сбитых лично, два - в группе, 16 самолетов он повредил, пять побед засчитаны как вероятные. Все победы Гиббис одержал на «Киттихауках» и «Томогавках» над Северной Африкой в составе 3-й эскадрильи RAAF. Истребитель «A58-497/RG-V»разбил на посадке в Саттлир-филд один из летчиков 80-го авиакрыла (не Гиббис) в декабре 1944 г.

9. «Спитфайр» LF Mk VIII «MJ845/HBW» командира 122-го авиакрыла уинг-коммендера Гарольда Бирд-Уилсона, Фантингтоун, январь 1944 г.

Гарольд Бирд-Уилсон быд чрезвычайно опытным пилотом, он летал на 213 типах самолетов от автожира Уэллиса до реактивного истребителя завоевания превосходства в воздухе F-15. Пик боевой карьеры летчика пришелся на период службы в 17-й эскадрильи RAFeo вре­мя боев над Францией и Битвы за Бри­танию. В конце войны на его счету числилось три личные победы, шесть групповых, три поврежденных само­лета и один самолет противника, унич­тоженный на земле. Свою последнюю победу Бирд-Уилсон одержал в августе 1944 г. на «Спитфайре» Mk IX.

10.  «Спитфайр» Mk XIVE «RM809/ GCK» командира 125-го авиакрыла уинг-коммендера Джорджа Клинтона Кифира, Эйдховен, Голландия, март 1945 г.

На изображенном здесь истребителе Кифир 2 марта 1945 г. сбил над Рей­ном B/.109G, а через 17 дней - Bf. 109K. Канадец начал войну на «Харрикейне II» в составе 274-й эскадрильи, дей­ствовавшей в Западной пустыне. За­тем летал на «Спитфайрах» Mk V и Mk IX в составе 412-й эскадрильи, ко­торая базировалась в Англии. Войну Кифир закончил в должности командира 126-го авиакрыла. В ноябре 1944 г. он принял командование оснащенным «Спитфайрами» Mk XIV 125-м авиа­крылом. Его победный счет включал 12 подтвержденных сбитых самолетов, два вероятно сбитых, девять повреж­денных и пять уничтоженных на земле. «Спитфайр» Mk XIVE «RM809» за свою карьеру с сентября 1944 г. по середину 1947 г. эскплуатировался в восьми подразделениях, главным образом - канадских.

11.  «Спитфайр» Mk XIVE «MV268/ JEJ» гроуп-кептэна Джонни Джонсона, 127-е авиакрыло 2-й тактической воздушной армии, Солтау, Германия, май 1945 г.

Джонсон принял командование 127-м авиакрылом в начале апреля 1945 г. В последний военный месяц летчики кры­ла лишь несколько раз встречались в воздухе с самолетами люфтваффе. Джонсон на изображенном здесь ис­требителе не провел ни одного воздушного боя.

12.  «Спитфайр» LF Mk IXC «MJ783/ WX-F» командира 131-го авиакрыла гро­уп-кептэна Александра Габжевича, 2-я тактическая воздушная армия, Лилль/ Виндивиллъ, Франция, сентябрь 1944г. Боевое крещение Александр Габжевич принял в сентябре 1939 г. на истреби­теле PZL PXI. В боях над Польшей летчик на пару с коллегой сбил бом­бардировщик Не-111. После разгрома Польши вступил в ВВС Франции, где петал на истребителе Блок MB-152, затем перебрался в Великобританию. В составе RAF Габжевич летал сна­чала на «Харрикейнах», затем - на «Спитфайрах». Свои последние победы Габжевич одержан на «Спитфайр» Mk IX будучи командиром 2-го «польского» авиакрыла. В июле 1944 г. получил назначение на должность ко­мандира 131-го авиакрыла. В конце войны на счету ветерана воздушных сражений второй мировой войны чис­лилось восемь личных и три групповых достоверных победы, по одной личной и групповой вероятной победы; два самолета противника Габжевич повре­дил. После окончания войны истреби­тель «Спитфайр» LFMk IXC «MJ783» был передан в бельгийские ВВС, в насто­ящее время выставлен в экспозиции Брюссельского музея авиации.

03.jpg

13.  «Спитфайр» LF Mk IX «ML294/RAB» командира 132-го авиакрыла уинг-коммендера Рольфа Берга, 2-я тактическая воздушная армия, Гримберген, Бельгия, декабрь 1944г.

Норвежец Берг был сбит огнем зенитной артиллерии и погиб 3 февраля 1945 г. На его счету было шесть достоверных личных побед и две неподтвержденных; три групповые победы; шесть самолетов Берг уничтожил на земле. Большинство сво­их побед Берг одержал в период службы в 331-й эскадрильи в 1942-43 г.г.

14.  «Спитфайр» LF Mk IX «MK392/JE-J» командира 144-го авиакрыла уинг-коммендера Джонни Джонсона, Форд, июнь 1944 г.

Именно так выглядел самолет Джонни Джонсона 16 июня 1944 г., когда он сбил над Францией Fw-190. На самолете «МК392» Джонсон в воздушных боях сбил 12 самолетов лично (все Fw-190 и Bf. 109), один в группе и уничтожил на земле бомбардировщик Ju-88. На этом же «Спитфайре» ас одержал свою пос­леднюю победу 27 сентября 1944 г. За свой срок эксплуатации истребитель «МК392» сменил несколько эскадрилий канадских ВВС: 441-ю, 443-ю, 403-ю, 416-ю и 401-ю. Самолет списали в марте 1945 г., когда 401-я эскадрилья бази­ровалась в Голландии.

15.  «Спитфайр» LF Mk VIII «MD371/FB» командира 239-го авиакрыла гроуп-кэптена Роберта Бойда, Байгачи, Индия, 1944 г.

Известно, что Бойд в должности командира 239-го авиакрыла сбил несколько японских самолетов, однако ни одна из побед не была подтверждена официаль­но. Всего за войну Роберт Бойд сбил 14 самолетов лично и семь в группе, семь самолетов он повредил, а три победы засчитаны как вероятные. Все свои побе­ды Бойд одержал летая на «Спитфайрах» Mk I, Mk II и Mk IV в 1940-42 г.г., еще до перевода в Бирму.

16.  «Спитфайр» LF Mk IX «MH884/DS» командира 324-го авиакрыла гроуп-кэптена Уилвреда Дункан-Смита, Кальви, Корсика, август 1944г.

На самолете «МН884» Дункан-Смит совершал инспекционный облет в со­ставе пары «Спитфайров» аэродрома Раматюлль в Южной Франции - пер­вого западноевропейского аэродрома на который перелетели самолеты со­юзников после вторжения в Европу. За военные годы Дункан-Смит сбил 1 самолетов лично и два в группе, сбил вероятно - шесть лично и два в груп­пе, восемь самолетов повредил. Боль­ше половины побед ас одержал на «Спитфайре» MklX. «Спитфайр» LF Mk IX «МН884» пришлось списать в апреле 1946 г. после того как самолет столкнулся на австрийском аэродро­ме Руттелъфилъд со «Спитфайром» Mk IX «NH453» из 111-й эскадрильи.

17.  «Спитфайр» Mk XIV «RN135/YB-А» командира 17-й эскадрильи скуадрон-лидера Гингира Лэси, Силитэр, Сингапур, осень 1945 г. Существует довольно много графи­ческих изображений этого истреби­теля в различных камуфляжных ок­расках, однако ставшие известными новые снимки позволили художнику исправить ошибки в рисунках. Лэси сбил лично 28 самолетов противника, пять - вероятно, девять самолетов он повредил. Единственную победу на «Спитфайрах» поздних модификаций он одержал в Бирме на «Спитфайре» Mk VIII, жертвой Лэси стал истре­битель Ки-43 «Оскар».

18.  «Спитфайр» Mk XII «EN237/EB-V» командира 41-й эскадрильи скуад-рон-лидера Томаса Нейла, Хаукинг, весна 1943 г.

Ветеран Битвы за Британию Нейл все свои победы одержал в 1940-41 г.г., петая на «Харрикейне». Всего он сбил 12 самолетов противника лично и че­тыре в группе. Изображенный на ри­сунке истребитель был одним из 14-х «Спитфайров» полученных 41-й эскад­рильей в марте 1943 г. Машина была потеряна годом позже.

04.jpg

19. «Спитфайр» LF Mk IX «MB882/EB-B» флайт-лейтенанта Дональда Сми­та, 41-я эскадрильи, Фристоун, апрель 1944 г. Самолет «Спитфайр» LF Mk IX «МВ882/ЕВ-В» стал самой последней маши­ной данного типа, сошедшей с заводской сборочной линии. После перевооруже­ния в сентябре 1944 г. 41-й эскадрильи «Спитфайрами» Mk XIVданный истре­битель передали в школу авиационных командиров в Милфилд.

20.  «Спитфайр» Mk XIVE «MV266/EB-J» командира 41-й эскадрильи скуадрон-лидера Джона Шепхирда, Туинти, Голландия, апрель 1945 г.

На «Спитфайре» с бортовым кодом «MV266/EB-J» весной 1945 г. Шепхирд одержал свою последнюю победу в воздушном бою. Всего он сбил восемь само­летов противника лично и пять в группе, одна групповая победа засчитана как вероятная, два самолета Шепхирд повредил, он также сбил семь самолетов-снарядов V-1.

21.  «Спитфайр» Mk IXC «BR581/V-SH» командира 64-й эскадрильи скуадрон-лидера Уилфреда Дункан-Смита, Хорнчарч, Август 1942 г.

Один из первых «Спитфайров» модификации Mk IX был потерян 19 августа 1942 г. над Дьеппом, его сбил воздушный стрелок бомбардировщика Do-217 Дункан-Смит выпрыгнул с парашютом, после приводнения его спас катер бри­танских Королевских ВВС. Всего на «BR581» Дункан-Смит сбил три самолета противника лично и два в группе.

22.  «Спитфайр» Mk IXC «BR600/Z-SH» пайлот-офицер а Дональда Кингэби, 64-я эскадрилья, Хорнчарч, июль 1942 г.

На самолете с бортовым кодом «BR600/Z-SH» Дональд Кингэби 30 июля 1942 г. сбил самолет противника - это была самая первая победа в воздушном бою, одер­жанная на «девятке». Самолет прошел всю войну и был списан в ноябре 1949 г.

23.  «Спитфайр» F Mk VIII «JF502/QJ-F» флайт-лейтенанта Эдди Эдвардса, 92-я эскадрилья, Мэрсианиз, Италия, начало 1944 г.

Канадец Эвардс сбил 15 самолетов противника лично, три в группе, веро­ятных побед у него 8 личных и одна групповая, 13 самолетов он повредил; девять самолетов он уничтожил на земле и пять на земле повредил. Боль­шинство побед Эдварде одержал в 1942-43 г.г. на «Киттихауках» над Северной Африкой; на «Спитфайре» Mk VIII он сбил три самолета лично и два в группе.

24. «Спитфайр» Mk IX «MH934/HN-С» уоррент-офицера Бобби Бантинга, 93-я эскадрилья, Лаго, Италия, февраль 1944 г.

Ниже фонаря кабины на борту фюзе­ляжа истребителя изображена пер­сональная эмблема летчика. На «Спитфайре» Mk IX «MH934/HN-C» Бобби Бантинг одержал свою пятую победу в воздушном бою.

05.jpg

25.  «Спитфайр» Mk IX «MA 766/GO-F» командира 94-й эскадрильи скуадрон-лидера Рассела Фоскетта, Киренаика, июнь 1944 г.

На «Спитфайре» Mk IX «MA 766/GO-F» Фоскетт одержал свою последнюю победу в воздушном бою - сбил транспортный самолет Ju-52/3m.

26.  «Спитфайр» Mk IX «MA48I/JU-O» флэг-офицера Ирвинга «Хэп» Кеннеди, 11-я эскадрилья, Фальконе, Сицилия, сентябрь 1943г.

Канадец Ирвинг Кеннеди имел на своем счету 10 личных побед, пять группо­вых, одну вероятную. Истребитель «Спитфайр» Mk IX «MA481/JU-O» эксп­луатировался почти 20 месяцев, прежде чем был сбит в апреле 1945 г.

27.  «Спитфайр» F Mk VII»MD139/ON-W» флэг-офицера Уолтера Хибберта, 124-я эскадрилья, Брэдуэлл-Бэй, июнь 1944 г.

На «Спитфайре» F Mk VII»MD139/ON-W» Хибберт сбил 12 июня 1944 г. над Францией истребитель Bf. 109. Всего он одержал в воздушных боях четыре лич­ных победы и две групповых, два самолета противника повредил в воздухе, еще два уничтожил на земле.

28.  «Спитфайр» LF Mk IX «ML2I4/5J-K» командира 126-й эскадрильи скуад-рон-лидера Джона Плэгиса, Калмхед, июль 1944 г.

На изображенном здесь истребителе Плэгис сбил 24 июля 1944 г. над Францией истребитель Bf. 109. Всего за войну Плэгис одержал 15 личных побед в воздуш­ных боях, две групповые, шесть самолетов повредил.

29.  «Спитфайр» Mk IX «MA621/DV-A» флайт-лейтенанта Тони Гэзи, 129-я эскадрилья, Хорнчарч, август 1943 г.

На истребителе с бортовым кодом «MA621/DV-A» Гэзи сбил 17августа 1943 г. в окрестностях Антверпена Fw-190. Самолет списали в июле 1945 г.

30.  «Спитфайр» F Mk VII «MD120/NX-O» командира 131-й эскадрильи скуад-рон-лидера Джеймса О'Мира, Колирни, март 1944 г.

Ветеран Битвы за Британию Джеймс О 'Мира служил в 64-й, 72-й и 91-й эс­кадрильях, прежде чем принял коман­дование 131-й эскадрильей в марте 1943 г., в этой должности он не одер­жал побед в воздушных боях, но на его счету уже числилось 11 личных побед, две групповые, 4 личных вероятных по­беды, кроме того он повредил 11 са­молетов противника лично и один в группе.

06.jpg

31.  «Спитфайр» Mk XIVE «RN133/FF-B» командира 132-й эскадрильи скуад-рон-лидера Кеннета Чэрни, Мадура, Индия, август 1945 г.

Первые победы в воздушных боях Чэрни одержал над Мальтой в 1942 г, в со­ставе 185-й эскадрильи. В последующие два года он воевал в составе базировав­шихся в Англии 602-й и 132-й эскадрилий. Всего он сбил шесть самолетов лично, четыре вероятно, семь самолетов повредил.

32.  «Спитфайр» Mk IX «EN459/ZX-1» флайт-лейтенанта Эугениуша Горба­чевского, приданное 145-й эскадрилье польское истребительное подразделение, Тунис, весна 1943 г.

Горбачевский погиб в бою с Fw-190 18 августа 1944 г. на «Мустанге». К этому времени на счету польского летчика числилось 16 личных побед, одна группо­вая, один самолет он сбил вероятно и один повредил. Большинство побед Гор­бачевский одержал в 1942-43 г.г. на «Спитфайрах» Mk VB и Mk IX.

33.  «Спитфайр» Mk IX «EN315/ZX-6» командира польского истребительного подразделения скуадрон-лидера Станислава Скальского, Тунис, весна 1943 г. Скальский сбил первый немецкий самолет в сентябре 1939 г., защищая Польшу летчик одержал шесть побед в воздушных боях. В период Битвы за Британию Скальский летал на «Харрикейнах» в составе 501-й эскадрильи, затем воевал на «Спитфайрах» в 306-й и 318-й эскадрильях. В середине 1944 г. ас стал ко­мандиром авиакрыла, вооруженного «Мустангами». К маю 1945 г. на боевом счету Скальского значилось 21 сбитый лично самолет (по другим данным - 24), один вероятно сбитый и пять поврежденных. В Тунисе Скалъский сбил три самолета противника и один повредил.

34.  «Спитфайр» Mk IXC «BS451/RF-M» командира 303-й эскадрильи скуад­рон-лидера Яна Фалковского, Нортхолт, июнь 1943 г.

Ян Фалковский сначала воевал на «Харрикейнах» в составе 32-й эскадрильи, затем - на «Спитфайрах» Mk II и Mk V в составе 315-й эскадрильи. До конца войны польский летчик сбил девять самолетов достоверно и один вероят­но: на «Спитфайре» Mk IX он сбил достоверно два самолета противни­ка и один вероятно.

35.  «Спитфайр» HF Mk IX «ML296/ DU-N» флайт-лейтенанта Отто Смика, 312-я эскадрилья, Лимпни, сен­тябрь 1944 г.

В 1943 г. Смик служил в 122-й и 222-й эскадрильях, сбил за этот период не­сколько самолетов противника. В но­ябре 1944 г. его самолет был сбит ог­нем зенитной артиллерии, пилот погиб. На счету Смика числилось восемь лич­но сбитых самолетов, два в группе, два вероятно сбитых, три поврежденных и один сбитый самолет-снаряд V-1.

36.  «Спитфайр» MklX«BS157/FN-D» флайт-лейтенанта Рэгнэра Доггера, 331-я эскадрилья, Норт Уилд, июль 1943 г.

На истребителе с бортовым кодом «BS157/FN-D» Доггер сбил 1 июля 1943 г. над Францией Fw-190. Норве­жец воевал исключительно на «Спит­файрах» Mk IX и Mk IXB. К маю 1945 г. на счету Доггера значилось шесть сбитых самолетов противника и один поврежденный. Истребитель «BS157» со временем передали в 229-ю эскадрилью, самолет был сбит 11 июня 1944 г. над Нормандией.

07.jpg

37.  «Спитфайр» Mk IXC «BS428/AH-O» сержанта Ола Ааниесена, 332-я эс­кадрилья, Норт-Уилд, лето 1943 г.

Ааниесен начал воевать в 1943 г., а в апреле 1945 г. он уже командовал 332-й эскадрильей, на его счету числилось пять сбитых лично самолетов противни­ка, один в группе, один поврежденный, один сбитый самолет-снаряд V-1 - все победы он одержал на «Спитфайре» Mk IX. Низке кабины илота изображена эмблема подразделения.

38.   «Спитфайр» Mk IX «BS393/GW-Z» лейтенанта Мичела Боудъе, 340-я эс­кадрилья, Биггин-Хилл, октябрь 1942 г.

На истребителе с бортовым кодом «BS393/GW-Z» Боудъе сбил 27 октября 1942 г. над Ла-Маншем Fw-190, на нем же двумя месяцами спустя - еще один Fw-190. Позже француз воевал в составе 341-й эскадрильи. В день высадки со­юзников в Нормандии самолет Боудъе был сбит, летчик выпрыгнул с парашю­том. Раненый пилот три недели провел в немецком плену, прежде чем его осво­бодили сухопутные войска. Боудъе сбил восемь самолетов противника и семь повредил.

39.  «Спитфайр» Mk IX «BS538/NL-B» сержанта Пьера Клостермана из 341-й эскадрильи, Биггин-Хилл, июнь 1943 г.

На этой переделанной из «Спитфайра» Mk V «девятке» француз сбил 17 июня над Францией истребитель Bf.109, открыв свой боевой счет. О количестве по­бед, одержанных в воздушных боях одним из самых результативных летчи­ков-истребителей союзников историки спорят до сих пор. Наиболее часто при­водятся следующие данные: 11 сбитых достоверно (возможно -18), два веро­ятно (возможно пять), девять поврежденных самолетов и два самолета, унич­тоженных на земле.

40.  «Спитфайр» Mk XIVE «SM825/MN-M» командира 350-й эскадрильи ску-адрон-лидера Гарольда Уэлмсли, Цилли, Германия, апрель 1945 г.

На «Спитфайре» с маркировкой «SM825/MN-M» Уэлмсли сбил 24 и 25 апреля 1945 г. по одному Fw-190. За вой­ну летчик записал на свой счет 11 лично сбитых самолетов, один в группе, один вероятно сбитый, четыре поврежден­ных и два уничтоженных на земле.

41.    «Спитфайр»   FR   Mk   XIVE «RM785/T» командира 401-й эскадри­льи скуадрон-лидера Уильяма Клирси, Вюнсторф, Германия, май 1945 г. Самолет «Спитфайр» FR Mk XIVE представляет собой разведыватель­ный варианты известного британско­го истребителя, на нем устанавливал­ся панорамный аэрофотоаппарат. Один из лучших асов RCAF и 2-й тактической воздушной армии последних военных месяцев, Уильям Клирси, раз­бился в авиакатастрофе на изобра­женном здесь самолете вскоре после окончания боевых действий в Европе. Уильям Клирси сбил в воздушных боях 14 самолетов противника, два унич­тожил на земле, один самолет он сбил в группе, еще три повредил. Все свои победы канадец одержал на «Спитфайре» Mk IX.

42.  «Спитфайр» LFIX «ML420/KH-D» флайт-летенанта Джэймса Лин-дси, 403-я эскадрилья,   Тэнгмири, июнь 1944 г.

На самолете с бортовым кодом «ML420/KH-D» флайт-летенант Джэймс Линдси подбил 26 июня 1944 г. над Нормандией истребитель Bf.109. В 1952 г. канадец воевал на ре­активном истребителе F-86 «Сейбр» в Корее, где сбил два МиГ-15 и еще два повредил. Всего за свою карьеру летчи­ка-истребителя Джэймс Линдси сбил восемь самолетов (шесть в годы вто­рой мировой войны) и повредил восемь (шесть в годы второй мировой войны).

08.jpg

43.  «Спитфайр» LF Mk IXE «RR201/DB-A» флайт-летенанта Дика Юдита, 411-я эскадрилья, Хииш, Голландия, декабрь 1944 г.

Именно так выглядел истребитель Юдита 29 декабря 1944 г., когда он провел свой знаменательный воздушный бой. К 31 января Юдит удвоил свой боевой счет, но 3 марта погиб - его «Спитфайр» сбила зенитная артиллерия. Дик Юдит сбил в воздушных боях десять самолетов противника лично и один в группе, один самолет повредил и еще один уничтожил на земле.

44.  «Спитфайр» LF Mk VIII «JF469/AN-M» флайт-летенанта Альберта Хоу-iu, 417-я эскадрилья, Джиойя-делъ-Колли, Италия, октябрь 1943 г.

Хоули сбил 4 октября 1943 г. на «Спитфайре» с маркировкой «JF469/AN-M» ^w-190 из III./SKG-10, в том же воздушном бою восточнее Рима он повредил еще два фокке-вульфа. Канадец Хоули начал боевую карьеру в Западной пусты-че, летая на «Харрикейнах ПС» в составе 217-й эскадрильи. К концу войны на счету Хоули значилось 11 лично сбитых в воздушных боях самолетов и один в группе, еще один самолет он сбил вероятно, а семь повредил.

45.  «Спитфайр» Mk IX «BS152/AU-P» командира 421-й эскадрильи скуадрон-лидера Роберта Макнэйра, июнь 1943 г.

На «Спитфайре» Mk IX «BS152/A U-P» Роберт Макнэйр сбил 24 июня 1943 г. чад Францией Fw-190. До конца войны канадец записал на свой счет 16 под­твержденных побед в воздушных боях, пять вероятных побед и 14 поврежден­ных самолетов.

46.  «Спитфайр» LF Mk IXE «MK399/9G-K» флайт-лейтенанта Фредерика Уилсона, 441-я эскадрилья, Уестхэмпнетт, май 1944 г.

Уилсон сбил 5 мая 1944 г. над Францией на «Спитфайре» с маркировкой «МК399/ 9G-K» истребитель Fw-190. Первые боевые вылеты канадский летчик совершил на «Харрикейне» над Сирией в составе 80-й эскадрильи, затем воевал в Западной пус-пыне в составе 213-й эскадрильи. До конца войны Уилсон сбил восемь самолетов противника лично, один - в группе, пять повредил в воздушных боях и четыре уничтожил на земле.

47.  «Спитфайр» Mk IXE «MK321/2I-Н» командира 443-й эскадрильи скуад-уон-лидера Генри Маклеода, Уестхэм-чнетт, апрель 1944 г.

Канадский ас Генри Маклеод сбил на «Спитфайре» Mk IXB «MK321/2I-H» 19 апреля 1944г. бомбардировщик Do-217, а через шесть дней был потерян и истребитель канадца - из-за нехватки топлива Маклеод совершил вынуж­денную посадку в Падделтоне, граф­ство Дорсет.

48.  «Спитфайр» Mk IXE «EN522/FU-F» командира 453-й эскадрильи скуадрон-лидера Джона Раттена, Хорн-чарч, апрель 1943 г.

На «Спитфайре» Mk IXB «EN522, FU-F» Джон Раттен повредил над Францией 8 апреля 1943 г. истребитель Fw-190. В мае австралийцу было присвоено звание уинг-коммендера, oi стал командовать авиакрылом, кото-уое базировалось в Хорнчарче. Джон Раттен погиб в феврале 1945 г., на его счету значилось два сбитых лично са­молета и два - в группе, еще два само­лета противника он повредил. Само­лет с заводским номером «EN522» был изготовлен как «Спитфайр» Mk V, затем доработан на заводе фирмы Роллс-Ройс в вариант Mk IXB.

09.jpg

49.  «Спитфайр» LF Mk IX «MJ239/LO-B» флайт-лейтенанта Кеннета Чэр-ни, 602-я эскадрилья, Лонгю, Нормандия, июль 1944 г.

На этом «Спитфайре» 14 июля 1944 г. Чэрни сбил в окрестностях Лисью ис­требитель Fw-190.

50.  «Спитфайр» LF Mk VIII «JG559/A F-N» флайт-лейтенанта Уилфреда Гул-да, 607-я эскадрилья, Импхэл, май 1944 г.

На этом самолете Уилфред Гулд сбил 18 мая 1944 г. один истребитель Ки-43 «Оскар» и два повредил.

51.  «Спитфайр» Mk XIV «RB159/DW-D» командира 610-й эскадрильи скуадрон-лидера Р. Ньюбери, Вест-Маллинг, 1944 г.

На «Спитфайре» Mk XIVс бортовым кодом «RB159/DW-D» скуадрон-лидер Ньюбери сбил над графством Кент семь самолетов-снарядов V-1.

52.  «Спитфайр» Mk IX «BS435/FY-F» командира 611-й эскадрильи скуадрон-лидера Нуго Армстронга, Биггин-Хилл, февраль 1942 г.

Австралиец Армстронг одержал на «Спитфайре» Mk IX «BS435/FY-F» три под­твержденных и две вероятных победы в воздушных боях, прежде чем его самого сочли 5 февраля 1943 г. в бою с восьмеркой Fw-190 из I1./JG-26 над Ла-Маншем.

53. «Спитфайр» LF MklX «EN572/FY-H» флайт-лейтенанта Джона Чеккет-та. 611-я эскадрилья, Биггин-Хилл, май 1943 г.

Большинство своих побед Чеккетт одержал на «Спитфайре» LF Mk IX «EN572/FY-H». истребитель был конверсирован на заводе фирмы Роллс-Ройс из Mk I'. Новозеландец Чеккетт был сбит на этом истребителе 6 сентября 1943 г. над Францией, но ему улыбнулась фортуна - через семь недель счастлив­чик оказался в Британии. К боевым вылетам Чеккетт вновь приступил в сере­дине 1944 г. Точное число его побед вызывает споры: лично сбитых от 13 до 15, два или три сбиты вероятно, восемь повреждено. Чекетт сбил два самолета-снаряда V-1.

10.jpg

54.  «Спитфайр» Mk IX «MA419/N-V» флайт-лейтенанта Уоррена Шрэдера, 1435-я эскадрилья, Бриндизи, Италия, декабрь 1943 г.

На «Спитфайре» Mk IX «MA419/N-V» флайт-лейтенант Шрэдер сбил 17 де­кабря 1943 г. над Адриатикой недалеко от побережья Албании два истребите­ля B/.109G. Эскадрилья № 1435 была сформирована на Мальте, ее номер так и не был официально внесен в списки RAF, так же как и идентификационная ли­тера « У». К концу войны на счету новозеландца Уоррена Шрэдера значилось 11 сбитых лично самолетов противника и два в группе, четыре самолета ас унич­тожил на земле.

55.  «Спитфайр» MklX «BF273» флэг-офицера Иммануила Галитцини, высотное звено, Нортхолт, сентябрь 1942 г.

Данный истребитель «Спитфайр» Mk IX был специально модернизирован для высотных перехватов, в частности с него были демонтированы пулеметы, броня, ряд бортового оборудования. Обратите внимание на нестандартную окраску.

56. «Спитфайр» Mk VIII «СМ-М» командира 31-й истребительной группы ВВС США подполковника Чарлза «Сэнди» Маккоркли, 12-я воздушная армия, Кастл-Волтурно, Италия, январь 1944г.

К январю 1944 г. Маккоркли сбил три самолета противника. В первой половине 1944 г. 31-я истребительная группа ВВС США была перевооружена «Мустан­гами». До конца войны Маккоркли одержал в воздушных боях 11 побед, из них пять - на «Спитфайрах».

57.  «Спитфайр» Mk VIII «HL-X» лейтенанта Лилэнда Моллэнда, 308-я истре­бительная эскадрилья 31-й истребительной авиагруппы 12-й воздушной армии ВВС США, Кастл-Волтурно, Италия, январь 1944 г.

Белая свастика, изображенная на борту фюзеляжа ниже козырька фонаря кабины означает подтвержденную по­беду в воздушном бою, пять изобра­жений свастики черного цвета - веро­ятные победы. До конца войны Мол-лэнд одержал в воздушных боях 11,5 побед, из них четыре на «Спитфайре».

58. «Спитфайр» FMk VIII «JF626/AX-W» майора Генри Гейнора, 1-я эскадри­лья SAAF, Италия, Декабрь 1943 г.

Южноафриканец Генри Гейнор на «Спитфайре» F Mk VIII с бортовым кодом «JF626/AX-W» одержал 2 декаб­ря 1943 г. свою последнюю пятую побе­ду в воздушном бою, сбив Fw-190. Вете­ран североафриканской кампании раз­бился в авиакатастрофе в марте 1944 г. - в полете на малой высоте самолет налетел на линию электропередачи.