«Твин Мустанги»

 

27 июня 1950 г. над аэродро­мом Кимпо появилась большая груп­па северокорейских истребителей. Одним из американских пилотов на­ходившихся тогда в этом районе был летчик «Твин Мустанга» командир 339-й всепогодной истребительной эскадрильи майор Джэймс «Поук» Литтл. 4-я и 339-я всепогодные эскад­рильи базировались в Итацуки, здесь была сосредоточена крупнейшая на Дальнем Востоке группа истребите­лей F-82G «Твин Мустанг», 20-22 са­молета.

Поук Литтл уже имел титул аса, который завоевал в воздушных боях второй мировой войны над Бир­мой, Китаем и Индией. В годы вой­ны Литтл служил в 75-й истребитель­ной эскадрильи 23-й истребительной авиагруппы - в знаменитых «Летаю­щих Тиграх». На боевом счету пило­та значилось шесть сбитых им япон­ских истребителей «Зеро» и один бомбардировщик не установленного типа. Литтл претендует на право счи­таться первым американским летчи­ком, открывшим огонь в Корейской войне. Он также является и претен­дентом на первый сбитый в войне се­верокорейский самолет!

Помимо Литтла в бой вступил «Твин Мустанг» с броской надписью «BUCKET O'BOLTS» на фюзеляже (экипаж - лейтенант Хадсон и лейте­нант Карл Фрэзер). Самолет принад­лежал 68-й всепогодной истребитель­ной эскадрильи. Хадсон и Фрэйзер сбили Як-7У (?! самолетов такого типа в ВВС КНДР не имелось). Эта победа также претендует на право считаться первой в Корейской войне, однако и есть и еще один претендент на первый сбитый в Корейской вой­не самолет - пилот «Твин Мустанга» 1-й лейтенант Чарлз Моран.

Оператор РЛС Карл Фрэзер вспоминал о воздушном бое:

- Мы заканчивали разворот над Кимпо, когда заметили среди низкой облачности два приближав­шихся к аэродрому два северокорей­ских истребителя и атаковали их вслед за «Твин Мустангом» Чарли Морана и Фреда Ларкинса из наше­го звена. Северокорейцы держались увереннее, чем вчера и даже зашли в хвост Чарли и Фреду.

- Мой командир «Скитир» Хадсон зашел в хвост ведущему се­верокорейской пары. После того как он нас обнаружил, пилот истребите­ля противника нырнул в облака, но мы плотно сидели у него на хвосте. Мы его не теряли из вида даже в са­мой сердцевине облака. Первая оче­редь пришлась по хвостовой части фюзеляжа Яка, от нее полетели ка­кие-то куски. Летчик пытался выйти из-под обстрела крутым правым ви­ражом, наша вторая очередь проши­ла правую плоскость крыла истреби­теля противника. В результате заго­релся топливный бак и отлетел эле­рон. Мы подошли настолько близко к Яку, что едва с ним не столкнулись.

- Через стекло фонаря я пре­красно видел, как летчик в кабине Яка обернулся и что-то сказал свое­му напарнику, видимо приказал пры­гать. Наблюдатель был или убит, или ранен, парашютом он не воспользо­вался. Летчик выпрыгнул за мгнове­нье до того, как самолет перешел в беспорядочное падение

- Бой проходил на высоте ме­нее 1000 футов. Как мы узнали потом, Моран и Ларкинс с трудом оторва­лись от преследовавшего их истреби­теля, они даже свалились в штопор. Когда Чарли вывел «Твин Мустанг» из опасного положения, он с удивле­нием увидел перед собой хвост Яка и сбил его.

Майор Литтл патрулировал над Кимпо на большой высоте, он наблюдал воздушный бой ниже себя и слышал призывы Морана по ра­ции снять с его хвоста «бандита». Литл во главе пары «Твин Мустан­гов» устремился на помощь.

Как уже говорилось, Моран сумел уйти из-под удара и сбил слу­чайно подвернувшийся под стволы его пулеметов северокорейский ис­требитель. Примерно в это же время майор Литтл также сбил Як. Двое летчиков 339-й эскадрильи заявили о победе, но ни одну из них не сочли достоверной, так как кроме экипажей «Твин Мустангов», «авторов» побе­ды, других свидетельств не имелось. Разница между сбитыми самолетами составляла всего несколько секунд, поэтому любая из двух «вероятных» побед претендует на право считать­ся первой в Корейской войне.

«Твин Мустанг» сложно было считать кандидатом на титул «коро­ля неба Кореи». Истребитель не мог конкурировать не только с реактив­ными, но даже и с обычными одно­моторными поршневыми истребите­лями. Самолет представлял собой два фюзеляжа истребителя XF-51F (именно XF-51F, а не Р-51Н, как час­то пишут в литературе!), соединенные между собой мощным центропланом, в котором находилось вооружение, в районе хвостового оперения фюзеля­жи соединялись стабилизатором. По сравнению с исходным вариантом фюзеляжи «Твин Мустанга» были длиннее на 4 фута 9 дюймов, за счет дополнительной вставки позади ра­диатора. Силовая установка двухфюзеляжного истребителя включала два двигателя жидкостного охлаждения Аллисон V1710 мощностью по 2270 л.с. каждый. Воздушные винты мото­ров вращались в противоположных направлениях для компенсации ги­роскопического момента. «Твин Му­станг» развивал максимальную ско­рость 460 миль/ч на высоте 21 000 футов. На Дальнем Востоке исполь­зовался вариант F-82G - ночной пе­рехватчик, оснащенный поисковой РЛС SCR-720C. Контейнер с РЛС крепился под центропланом между фюзеляжами истребителя. Командир 4-й всепогодной истребительной эс­кадрильи подполковник Дуглас И. Смит писал: «Наши самолеты выпус­кались заводом в Доуне, шт. Кали­форния, с 1946 г. по 1948 г., коман­дование ВВС долго не могло найти для них подходящей задачи». Полно­стью окрашенные в зеркально-чер­ный цвет двухфюзеляжные истреби­тели действовали в Корее до середи­ны 1951 г., пока им на смену не при­шли реактивные машины.

Истребители F-82G «Твин Мустанг» предназначались для дей­ствий в ночное время, поэтому их целиком окрашивали в зеркально-черный цвет. Все надписи выполни­лись ярко-красной краской. «Твин Мустанги» из 4-й, 68-й и 339-й все­погодных эскадрилий часто несли на килях эмблемы своих подразделений. Часто экипажи писали на фюзеляжах своих истребителей названия самоле­тов, например: «MIDNIGHT SINNER», «OUR LI'L LASS» или «DAQUAKE». Белые диагональные полосы вокруг фюзеляжей и подвес­ных топливных баков обозначали принадлежность истребителя коман­диру эскадрильи, авиакрыла или группы.

Вооружение «Твин Мустанга» состояло из шести пулеметов Кольт-Браунинг МЗ, установленных в цен­троплане. Боезапас составлял по 400 патронов на ствол: «Уйма боекомп­лекта», - как выразился адъютант 68-й всепогодной истребительной эскад­рильи 1-й лейтенант Ранальд Адаме.

В третий день Корейской вой­ны отличились летчики оснащенной «Шутинг Старами» 35-й истреби­тельной эскадрильи «Пантеры» из 8-го истребительно-бомбардировочного авиакрыла. В 8-м авиакрыле име­лось три эскадрильи реактивных ис­требителей. Самолеты 35-й эскадри­льи несли полосы голубого цвета, цвет полос истребителей 36-й эскад­рильи установить не удалось, в 80-й -они были красными. В состав крыла входила также эскадрилья всепогод­ных «Твин Мустангов».

27 июня ведомое кэптеном Раймондом Счиллериффом звено ис­требителей F-80 патрулировало над Кимпо и перехватило четверку штур­мовиков Ил-10. Все северокорейские самолеты были сбиты, по одной по­беде записали на свой счет сам Счиллерифф и лейтенант Роберт Дьювальд, лейтенант Роберт Уэйн сбил два Ил-10.

Роберт Уэйн вспоминал:

- Перед нашей группой стояла задача прикрыть транспортные С-53, которые эвакуировали американский персонал с аэродрома Кимпо. Наше звено (звено «С») уже выполнило ут­ром один такой вылет. Командиром звена летал капитан Счиллирифф, его ведомым был лейтенант Роберт Дьювальд, моим ведомым - Ральф Хэлл Роберт Дьювальд. Второй раз за день мы ушли в небо ближе к вече­ру. Район патрулирования распола­гался между 38-й параллелью на се­вере и Сувоном на юге, пересекать параллель категорически запреща­лось. Видимость была превосходный, мы уже достаточно долго крутились на предписанной «орбите», когда «Смайли» Хэлл заметил самолеты противника. Я насчитал семь порш­невых самолетов. Атаковать или нет? На предполетном инструктаже нас информировали о наличии вблизи берегов Кореи британского авианос­ца, на котором базировались «Фарфлаи». Один винт, двухместная каби­на, может англичане? Мы решили подойти ближе, у меня все больше росла уверенность - точно «Фарфлаи». Смайли рвался в атаку, но я приказал ему не спешить давить га­шетку. Трасса воздушного стрелка «британского самолета» развеяла все сомнения - перед нами враг. Я отдал приказ Смайли открыть огонь. По­здно! Его «Шутинг Стар» уже слиш­ком близко подошел к самолету про­тивника. Я же пристроился в хвост головной машине. От выпущенной мной очереди самолет взорвался в воздухе. Заложив левый вираж, мы вышли в повторную атаку. Теперь моей жертвой стал ведомый лидера. Еще очередь - еще один сбитый. Я атаковал в третий раз, но противник скрылся в облаках. Я не верил, что так просто можно сбить два самоле­та! Все мои товарищи также сбили по одному самолету коммунистов.

Для другой пары Илы вовсе не показались уж очень простой добы­чей. Вспоминает лейтенант Дью­вальд:

- Мы только что прошли Ким­по и держали курс строго на север. Я заметил прямо по курсу темно-зеле­ные поршневые самолеты, летевшие вдоль русла реки Нактонг. Босс (ка­питан Счиллирифф) противника (если это был противник) не видел. Мы проскочили над подозрительны­ми самолетами выше, развернулись и легли на обратный курс. Я быстро загнал один самолет в сетку прицела - в том, что это северо-кореец у меня сомнений уже не оставалось. Я иден­тифицировал самолеты как одноме­стные истребители. Вдруг от каби­ны «одноместного истребителя) к моей машине потянулись трассы -там есть воздушный стрелок, и он по мне стреляет! Я выпустил длинную очередь из всех шести пулеметов по кабине самолета противника. Судя по всему, летчик не пострадал, так как самолет уверенно продолжал по­лет. Правда, противник не предпри­нимал попыток уйти маневром из-под удара. Я атаковал во второй раз, теперь огонек на кабине вражеской машины уже не пульсировал. Види­мо, очередью я вывел из строя стрел­ка. Мне никто не мешал, благодаря чему я всадил длинную очередь в рай­он расположения двигателя. Я попал, но противник как ни в чем не бывало продолжал полет: ни дыма, ни беспо­рядочного падения самолета не на­блюдалось. Он дразнил меня. В тре­тьем захода я подошел на предель­ную дистанцию и вел огонь пока это было возможным. Я опять не видел никаких повреждений. В это время мой истребитель вдруг ни с того, ни с сего стал задирать нос, а лобовое стекло залили потоки масла, масло показалась и на предкрылках. Беда! Настроение подняло брошенная по радио фраза командира: «Ты сбил!» Я все-таки смог дотянуть до Итацуки за счет запаса высоты и попутного ветра. Проявленная пленка фото-кинопулемета показала, что я сбил штурмовик Ил-10. Босс также запи­сал на свой счет один штурмовик. Мне эта победа досталась исключи­тельно тяжело...

Прежде чем пилоты «Шутинг Старов» разделались с Илами, штур­мовики успели поджечь на летном поле аэродрома Кимпо семь южно­корейских самолетов Т-6 «Тексан».

Разработка реактивного истребителя F-80 «Шутинг Стар» нача­лась на фирме Локхид в 1943 г. «Шу­тинг Стар» стал первым американс­ким реактивным истребителем, запу­щенным в массовое производство. Самолеты модификации F-80C, дей­ствовавшие в Корее на первом этапе войны, имели двигатели J33-A-23 тя­гой 4600 фунтов, на F-80C более по­здних выпусков ставились движки J33-A-35 тягой 5400 фунтов. Воору­жение истребителя состояло из шес­ти 12,7-мм пулеметов - стандартное для американских истребителей. Все пулеметы размещались в носовой ча­сти фюзеляжа, боекомплект - по 300 патронов на ствол. Первоначально самолеты F-80C планировалось ис­пользовать в качестве истребителей-перехватчиков, и самолеты не имели подкрыльевых пилонов для подвески бомб. Вскоре путем незначительных доработок под плоскостями крыльев истребителей оборудовали по одно­му пилону, на которые можно было подвешивать по одной бомбе массой 1000 футов, дополнительный топлив­ный бак, четыре неуправляемых ра­кеты. С другой стороны, цена такой модификации оказалась достаточно высокой. Чтобы сохранить центров­ку самолета в заданных пределах при наличии грузов на пилонах приходи­лось значительно сокращать боеком­плект к пулеметам. В Корейской вой­не принимали участие вооруженные истребителями F-80C 8-е, 49-е и 51-е авиакрылья.

Несмотря на успех кэптена Счиллириффа и его товарищей, мало кто верил в то, что «Шутинг Стар» -это именно тот самолет, который в схватках с ВВС КНДР сможет стать хозяином неба Кореи. Ряд летчиков отмечали чрезмерно большой расход топлива реактивного истребителя и ругали его за слишком большую ско­рость, на которой сложно вести воз­душный бой с поршневыми Яками. Як-9 с легкостью выписывал вираж внутри виража F-80.

Командование 8-го авиакры­ла решило использовать новые так­тические приемы для компенсации слабых сторон реактивных истреби­телей. Перед вылетом «Шутинг Ста­ры» загружались полным боекомп­лектом к пулеметам, но пилоны ос­тавались чистыми. Истребители вы­ходили в район Сеула и вставали в широкий вираж на высоте 10 000 футов - это была зона патрулирования. На «станции» самолеты оставались всего 15-20 минут, в случае появле­ния самолетов противника (Северокорейцы обычно летали ниже) «джеты» пикировали на них. Если противник не появлялся, то «Шутинг Стары» направлялись в сторону линии фрон­та и выполняли один-два захода на штурмовку ведущих к передовой до­рог, после чего возвращались на базу в Итацуки.

Утром 28 июня войска КНДР сломили оборону защитников Сеула, после чего столица Южной Кореи была взята штурмом. Труман отдал Макартуру распоряжение эвакуиро­вать только граждан США. Воздуш­ные операции ограничивались толь­ко южной Кореей, авиация (истреби­тели F-80 и F-82, бомбардировщики В-26 и В-29) действовала с баз в Япо­нии и на Гуаме.