«Шутинг Стары» наращивают счет

 

Утром 29 июня северокорейс­кая авиация вновь бомбила и штур­мовала аэродром Кимпо. Атаке по­мешали истребители боевого воздуш­ного патруля. В воздушном бою пи­лоты F-80C лейтенанты Уильям Норрис и Рой Марш сбили Ла-7 и Ил-10. В ходе второго налета самолеты ком­мунистов уничтожили стоявший на летном поле транспортный С-54 ВВС США, сильные повреждения получи­ло здание аэропорта.

29 июня состоялся боевой де­бют в небе Кореи поршневого истре­бителя Р-51 «Мустанг»: 1-й лейтенант Ричард Варне сбил Ил-10. Лейтенан­ту Оррину Фоксу повезло больше -он записал на свой счет два уничто­женных штурмовика. Ближе к вече­ру отличился еще один летчик «Мус­танга» - лейтенант Гарри Сэндлин сбил Ла-7.

На следующий день, 30 июня, «Шутинг Стары» из Итацуки прове­ли очередной воздушный бой с севе­рокорейскими истребителями. Лейте­нанты Чарлз Вурстер и Джон Томас (оба из 36-й эскадрильи 8-го истребительно-бомбардировочного авиа­крыла) сбили по одному Як-9. На сей раз инициатива принадлежала ком­мунистам. Пара Яков атаковала над Сувоном пару F-80 Томаса и Вусте­ра. Вустер, используя преимущество «джета» в скорости вышел из-под удара и занял выгодное положение для атаки. Лейтенанту не составило особого труда сбить Як-9. Летчик поршневого истребителя выпрыгнул из кабины, но его парашют не раскрылся. Томас заметил противника только после того, как ведущий пары проорал ему по рации: «Бандит на шести часах». Томас сумел оторвать­ся и стал пытаться сам зайти Яку в хвост. К удивлению американцев, северокорейский пилот вовсе не спешил уносить ноги, а стал навязывать так­тику маневренного боя на виражах. Тем не менее, Томас все-таки смог достать своего «бандита». В небе Сувона раскрылся купол парашюта - летчику второго Яка повезло боль­ше. Как дополнительное подтвержде­ние победы Томас сделал несколько проходов мимо парящего неудачни­ка и отснял его фотокинопулеметом. В своих рапортах о проведенном бое оба американца отметили агрессив­ность и летное мастерство летчиков Яков. Общественное мнение эскадри­льи решило, что были сбиты два ве­терана второй мировой войны, сра­жавшиеся в составе ВВС император­ской Японии. Японцы считали Ко­рею «младшим братом», поэтому ко­рейцам разрешалось вступать в япон­ские вооруженные силы и даже полу­чать офицерские звания. Совершен­но точно, что в составе ВВС Японии действительно сражались корейские летчики. Вероятно, сбитыми истреби­телями действительно управляли пилоты, пересевшие с «Зеро» на Яки.

К вечеру 30 июня коммунис­ты установили контроль практичес­ки над всем Сеулом. Посол США и дипломаты покинули здание посоль­ства в столицы Кореи.

Реакцией на взятие Сеула ста­ло санкционирование Вашингтоном разрешения наносить авиационные удары по всей территории Корейско­го полуострова, «против аэродро­мов, мест скопления бронетехники, колоннам войск и прочим объектам, имеющим военное значение, напри­мер мостам». В течение суток Макар-тур отдал приказ приступить к пере­броске личного состава и техники 24-й пехотной дивизии армии США ге­нерал-майора Уильяма Дина из Япо­нии в южнокорейский порт Пусан. Генеральная Ассамблея ООН в от­сутствие представителя Советского Союза приняла резолюцию в поддер­жку справедливой борьбы народа Южной Кореи против поползнове­ний коммунистов Пхеньяна. ООН приняла решение направить на по­мощь режиму Ли Сын Ману между­народной воинский контингент. Под­разделения сухопутных войск напра­вили в Корею 16 государств. Подраз­деления ВВС, помимо США, выдели­ли Австралия и Великобритания, Южная Африка предоставила эскадрилью истребителей F-51 «Мустанг». Канадские летчики на ротационной основе воевали в частях ВВС США.

30 июня 1950 г. на японской авиабазе Ивакуни появилась 77-я эс­кадрилья ВВС Австралии, эскадри­лья имела на вооружении истребите­ли «Мустанг». Через неделю (7 июля) эскадрилья понесла первую потерю -из боевого вылета не вернулся коман­дир. «Мустанг» (А68-757) «скуадрон лидера» Строута был сбит зенитками.

Командование сил ООН при­нимало все возможные меры, чтобы за счет усилий авиации остановить наступление коммунистов, а также нейтрализовать ВВС КНДР. Авиация северокорейцев достаточно уверенно чувствовала себя в небе. Звенья Яков­левых, Лавочкиных и Ильюшиных наносили удары по наземным целям. Насколько известно, в ВВС КНДР не существовало самого понятия «ас», учет сбитых самолетов в индивиду­альном порядке не велся, приоритет же отдавался не воздушным боям, а штурмовкам и бомбометанию. Восьмерка реактивных истребителей F9F-3 «Пантера» 3 июля 1950 г. ото­рвалась от деревянной палубы авиа­носца «Вэлли Форж». Истребители эскортировали ударные самолеты в налете на аэродром Пхеньян. Это был первый боевой вылет реактив­ных палубных самолетов ВМС США, и одно из первых появлений амери­канских самолетов над Пхеньяном. В этом вылете пилоты «Пантер» энсин Браун и лейтенант Леонард Плог сбили по одному Як-9; еще два летчика из эскадрильи VF-51 уничтожи­ли пару Яков на земле.

Адаптация реактивных истре­бителей со стреловидными крыльями в авиации флота США шла гораздо более медленными темпами, чем в ВВС - прямокрылые «Пантеры» ос­тавались стандартными истребителя­ми палубных авиакрыльев на протя­жении всей Корейской войны. На вооружении авиации ВМС и корпу­са морской пехоты США имелись «Пантеры» модификаций F9F-2, ос­нащенные двигателями Пратт-Уиттни J42-P-6 (лицензионный вариант бри­танского ТРД «Нин») тягой по 4600 фунтов, и F9F-5 с двигателями Аллисон J48-P-6A (лицензионный вариант британского ТРД «Тэй»). Самолеты, имевшие по шесть подкрыльевых пи­лонов для подвески вооружения, обо­значались F9F-2B. Все «Пантеры» имели встроенное стрелковое воору­жение - четыре автоматические пуш­ки калибра 20 мм.

Сувон пал. Тем временем транспортные самолеты С-54 доста­вили в Корею первых солдат армии США. Не имевшие тяжелого воору­жения, слабые морально, американ­цы не смогли остановить Т-34. В кон­це 40-х годов в армии США чрезмер­но уповали на А-бомбу. Солдаты были глубоко убеждены, что атомное оружие решит едва ли все проблемы. Атомную бомбу применять не стали, а винтовкой М-1 лучший танк второй мировой войны остановить сложно... «Тридцатьчетверки» продолжили движение на юг.

«Шутинг Стары» были слиш­ком стремительны, чтобы вести воз­душный бой с Яками, избыточной оказалась их скорость также и при нанесении ударов по наземным це­лям. Поддержка наземных войск ста­ла основной задачей истребителей-бомбардировщиков F-80C. «F-80C являлся стабильной платформой при стрельбе»,- вспоминал летчики из 8-го истребительного авиакрыла: «но мы знали, что на нем невозможно выполнить энергичный противозе­нитный маневр или вовремя скоррек­тировать прицел при заходе на цель». Недавние триумфаторы воздушных боев вынуждены были переключиться на атаки наземных целей, так как по­ложение на юге Корейского полуост­рова менялось от плохого к ужасному.

Первую за 17 дней победу в воздушном бою 17 июля одержал на «Шутинг Старе» кэптен Фрэнсис Кларк из 35-й эскадрильи 8-го истребительно-бомбардировочного авиа­крыла, его жертвой стал Як-9. Через два дня пилоты F-80C сбили еще три самолета. По одному Як-9 записали на свой счет 2-й лейтенант Элвод Кис и 1-е лейтенанты Роберт Макки и Чарлз Вурстер. Вурстер стал вторым после Уэйна американским летчи­ком, сбившим два северокорейских самолета, а всего в 1950 г. три летчи­ка одержали по две победы в воздуш­ных боях.

Тэджон пал 20 июля 1950 г. Силы ООН удерживали лишь неболь­шой плацдарм на самом юге полуос­трова - Пусанский периметр. 20 июля пилоты «Шутинг Старое» 2-й лейте­нант Дэвид Гудноу и кэптен Роберт Ли (35-я эскадрилья 8-го авиакрыла) сбили по Як-9. Корейская война всту­пила в критическую фазу, однако сле­дующий воздушный бой произошел только через 103 дня.

На земле боевые действия ве­лись неудачно для сил ООН. одна отрада - у ВВС КНДР не имелось ре­активных истребителей, а возможно­сти по оказанию авиационной под­держки своим войскам были сильно ограничены. Уничтожив в воздуш­ных боях порядка 20 северокорейс­ких самолетов, американская авиа­ция перехватила инициативу в небе Кореи у ВВС КНДР.

Самолеты с британского авиа­носца «Триумф» с подходом кораб­ля к берегам полуострова также ста­ли выполнять боевые задания в небе Кореи, однако на первых порах в воз­душных боях им участия принять не довелось. К 22 июлю 1950 г. основ­ной задачей пилотов морской авиа­ции США стала непосредственная поддержка наземных войск, обороня­ющих Пусанский периметр.

К крейсировавшему у берегов Кореи авианосцу «Филиппин Си» 1 августа 1950 г. присоединились эс­кортные авианосцы CVE-116 «Бадоинг Стрэйт» и CVE-118 «Сицилия». В состав палубной авиагруппы «Фи­липпин Си» (Carrier Air Group 11) входили эскадрильи VF-111, VF-112 (истребители F9F-2 «Пантера», VF-113, VF-114 (истребители F4U-4 «Корсар») и VA-115 (штурмовики AD-4Q). НА борту «Бадоинг Стрит» находилась эскадрилья VMF-214 «Death Rattlers» корпуса морской пехоты США, оснащенная истреби­телями F4U-4 и F4U-4B «Корсар». Эскадрилью VMF-214 «Blacksheep», которая базировалась на «Сицилии» возглавлял летчик, ставший асом в годы второй мировой войны - кэптен Джэймс Тач. На вооружении VMF-214 состояли истребители F4U-4B «Корсар». Вскоре в Итацуки была развернута ночная истребительная эскадрилья корпуса морской пехоты США VMF(N)-513 «Flying

Nightmares», которой командовал майор Нантер Рейнбург. Эскадрилья была вооружена оснащенными ра­диолокаторами «Корсарами» истре­бителями F4U-5N.

Командир очередной новой на театре военных действий эскадри­льи - 67 FBS 18-го истребительно-бомбардировочного авиакрыла -майор Луис Зибель 5 августа 1950 г. возглавил группу «Мустангов» в бо­евом вылете на штурмовку позиций северокорейской артиллерии под Хамчангом. На своем P-51D (борто­вой номер 44-74394) майор успешно выполнил первый заход, вышел из атаки и на вираже отдал команду ведомому о второй атаке.

Снаряды зениток рвались вок­руг «Мустангов». Истребитель Зибеля получил повреждения, и командир стал вызвать по рации ведомого, что­бы тот прикрыл командира. Повреж­дения «Мустанга» были достаточно серьезны, чтобы прервать выполне­ние задание и взять курс к ближай­шему аэродрому в Тэгу, но Зибель решил выполнить еще один заход на цель. «Мустанг» командира полу­чил еще несколько попаданий и взорвался в воздухе. Майор Луис Дж. Зибель посмертно был удосто­ен медали Почета, он стал первым летчиком-участником Корейской войны, награжденным этим высо­ким знаком отличия.