«Сейбры» против МиГов

 

Летчики 4-го авиакрыла быс­тро изучили слабые стороны ранних F-86A, эти самолеты имели техничес­ких проблем больше, чем любой дру­гой самолет ВВС США. Больше все­го пилотов раздражала ненадежная работа бортового оружия. Нарека­ния вызвали и летные характеристи­ки «Сейбров». МиГ-15 имел лучшую скороподъемность и больший прак­тический потолок. Фактически, лет­чики МиГов всегда сами определяли время и место боя.

Сравнивать МиГ-15 и F-86 начали давно, продолжают сегодня и не остановятся завтра. Советский взгляд на «Сейбр» лучше всех отра­зил ветеран войны в Корее генерал-майор Георгий Лобов:

- Истребитель МиГ-15 по ком­плексу летно-тактических характери­стик превосходил все самолеты, кро­ме F-86. По сравнению с последним МиГ-15 обладал лучшей скороподъ­емностью и тяговооруженностью, но несколько проигрывал в горизон­тальном маневре и продолжительно­сти полета. Максимальные скорости обоих самолетов были примерно равными. «Сейбр» имел лучшую аэроди­намику фюзеляжа, он быстрее разго­нялся на пикировании и мел мень­шую просадку при выходе из нее.

- По вооружению МиГ-15 на­много превосходил «Сейбр»: две 23-мм и одна 37-мм пушки против шес­ти пулеметов калибра 12,7 мм. Реаль­ным преимуществом F-86 являлся лучший прицел, особенно - радио­дальномер, автоматически вводив­ший в прицел поправки на дальность. На МиГе дистанция до цели опреде­лялась визуально и вручную вводи­лась в полуавтоматический прицел.

Столкнувшись с количествен­ным превосходством МиГов коман­дир 4-го истребительного авиакрыла полковник Джордж Ф. Смит стал первым из многих (к нему очень быс­тро присоединился подполковник Мейер) жаловаться командованию 5-й воздушной армии на проблемы с техническим обслуживанием истре­бителей и плохое снабжение запасны­ми частями. Нельзя сказать, что ус­ловия базирования в Кимпо являлись абсолютно неприемлемыми, однако мороз и снег затрудняли работу тех­нического состава. Трудности со снабжением приводили к тому, что из-за какой-то мелкой детали «Сейбр» оставался на земле.

«Сейбры» 4-го крыла пробы­ли в Кимпо менее трех недель. Мейер, Хинтон, Фрей и другие команди­ры столкнулись здесь с многочислен­ными техническими проблемами, па­дением морального духа летчиков после первых встреч с Мигами, в до­вершении ко всему - плохая погода... Новый год застал американцев за подготовкой к эвакуации. 1951 г. год начался массированными атаками китайских добровольцев, чья числен­ность достигала 500 000 человек. На аллее МиГов хозяйничали истребите­ли коммунистов, однако их летчикам запрещали отходить далеко на юг от реки Ялу. По мере продвижения ки­тайских войск на аэродроме Кимпо распространялся хаос. Конвой за конвоем покидал аэродром, увозя с собой людей и технику. 4-я («Сейб­ры» и 51 («Шутинг Стары») истреби­тельные авиагруппы, 67-я тактичес­кая разведывательная эскадрилья (RF-51D) покидали Кимпо.

Тяжелая обстановка на аэродроме не могла не обернуться трагеди­ей -1 января при гонке двигателя в воз­духозаборник «Сейбра» засосало меха­ника. 2 января все истребители F-86A покинули Корею. Капитан Ховард М. Лэне поднял в воздух «Сейбр», «съев­ший» незадачливого техника. После­дим, 32-м, с аэродрома Кимпо взлетел капитан Макс Уэйл.

Истребителей хватило не на всех. Группа пилотов, в числе которых находился «МиГ-киллер» подполков­ник Брюс Хинтон в ночь на 3 января улетела из Кимпо на транспортном С-54. Самолет взлетал под ружейно-пулеметным огнем неприятеля - китайцы практически окружили аэродром. На рассвете 4 января 1951 г. коммунисты повторно вошли в Сеул.