Желтые повязки

 

Командир группы подполков­ник Джордж Джонс посчитал, что самолеты авиакрыла должны иметь особые отметины. Дело было даже не в кураже летчиков, желавших выде­ляться из общей массы: следовало иметь какую-ту броскую символику, которая могла позволить быстро отличить «Сейбр» от сходного по си­луэту МиГ-15, нечто вроде знаменитых «полос вторжения» времен второй ми­ровой войны. В то же время Джонс не хотел копировать полосы вторжения.

Офицер группы снабжения капитан Эд Матцак, подающий на­дежды художник, карандашами на­бросал рисунок «Сейбра» с широки­ми оранжево-желтыми полосами-по­вязками с черной окантовкой. «По­вязки» имелись на каждой плоскости крыла и вокруг средней части фюзе­ляжа, законцовку киля Матцак пред­ложил также покрасить желтым. Лет­чикам предложение Матцака понра­вилось, по их мнению «Сейбры» с «повязками» выглядела гораздо при­влекательнее самолетов коллег-конкурентов из 4-го авиакрыла. Полоса на фюзеляже имела ширину 28 дюй­мов, на плоскостях крыла - 36 дюй­мов, ширина черной каймы - везде 4 дюймов.

Повязки Матцака позволяли пилотам самолетов Объединенных Наций быстро идентифицировать «Сейбры» и, в немалой степени, спо­собствовали росту морального духа летчиков 51 -го авиакрыла. Позже кили истребителей 51-го авиакрыла стали раскрашивать черными шахматными клетками, такие же «шахматы» име­лись на истребителях 25-й эскадрильи в период второй мировой войны.

Повышению морального духа летчиков способствовала не только броская раскраска, но и появление в Корее «Сейбров» модификации F-86Е, превосходивших МиГ-15 по ма­невренности.

В меньшей, чем летчики степе­ни новой модели «Сейбра» обрадо­вался (если вообще обрадовался) на­земный персонал. Проблемы, связан­ные с техническим обслуживанием истребителей, остались. Механик ка­питана Ивена Кинчилоэ из 51-го авиакрыла Дэниэля Уолкера с не­удовольствием отмечал, что часто подтекают гидроприводы элеронов, причем через прокладки могла вы­течь вся рабочая жидкость гидросис­темы. Очень трудно было снимать хвостовую часть фюзеляжа для де­монтажа или детального осмотра двигателя, часто ломались замки фо­нарей кабин, подламывались носо­вые опоры шасси. Количество неис­правных F-86E неуклонно росло не­смотря на все старания инженерно-технического состава. Впрочем, даже если бы все «Сейбры» в одночасье смогли бы подняться в воздух, то их численность все равно не могла срав­няться с количеством МиГ-15.

В декабре 1951 г. летчики «Сейбров» сбили 31 МиГ-15, кроме того один МиГ-15 сбил на «Шутинг Старе» 2-й лейтенант Роберт Смит из 36-й эскадрильи 8-го истребительно-бомбардировочного авиакрыла. Одну победу записал на свой счет многоопытный командир 335-й эс­кадрильи из 4-го авиакрыла майор Зэн Эмилл. Два МиГа сбил майор Джордж Дэвис, в то время как пол­ковники Пристон и Танг сбили по одному истребителю. 1-й лейтенант Пол Роач, успевший полетать и в 4-м, и в 51-м авиакрыльях, одержал свою третью и последнюю за декабрь победу. Количество МиГов в небе над рекой Ялу даже увеличилось, од­нако летчики «Сейбров» отметили падение дисциплины пилотов истре­бителей противника и их худшую тактику. Видимо, эстафету у русских приняли китайцы. ВВС США теперь противостояли не только ВВС СССР (и не столько), а авиация Красного Китая.

Ожесточенный воздушный бой в районе Ялу имел место 6 янва­ря 1952 г. Летчики 51-го авиакрыла на истребителях F-86E сбили пять МиГ-15, в частности по одному само­леты записали на свой счет полков­ник Уолкер «Бад» Махурин и майор Уильям Уизнир. Махурин получил вожделенный статус аса еще в годы второй мировой войны, летая на пор­шневом «Тандерболте» Р-47.

В декабре небоеспособными считалось примерно 45% всех нахо­дившихся в Корее «Сейбров», 16,6% простаивало по причине отсутствия запасных частей, остальные - из-за разнообразных поломок и отказов. После того как в боях стали прини­мать участие два авиакрыла «Сейб­ров» остро стала проблема нехватки подвесных топливных баков. Мно­гим летчиком приходилось летать на патрулирование с одним, а не с дву­мя как положено, баками. Время пат­рулирования уменьшалось.

Количество боевых самолетов с обоих сторон постоянно росло. В январе 1952 «бандитские поезда» (так американцы называли боевой поря­док МиГов) стали насчитывать до сотни «вагончиков». Летчики МиГов старались использовать преимуще­ство своих истребителей над «Сейбрами» в практическом потолке, час­то атакуя с высоты 50 000 футов. На пикировании МиГи нередко разгоня­лись до скорости 0,9М. На вооруже­нии 4-го авиакрыла пока оставались истребители F-86A, несколько более скоростные, чем F-86E, но менее ма­невренные. «Сейбры» новой модели в 4-м крыле получили только коман­диры эскадрилий и штабное звено.

Как уже говорилось, хотя ко­личество МиГов возросло, средний уровень мастерства их летчиков по­низился. Теперь, скорее всего, в ка­бинах МиГ-15, русских было мень­шинство. В ряде случаев летчикам «Сейбров» удавалось достаточно просто отсекать замыкающие группы самолеты, после чего сбивать их. В январе американцы сбили 31 МиГ ценой потери пяти «Сейбров». Поло­вину из этих победы записали на свой счет летчики 51-го авиакрыла.

Примерно в это время появи­лись сообщения летчиков о встречах в районе Ялу с МиГ-15, имевшими опознавательные знаки советских ВВС - красные звезды. Однако, есть основания полагать, что эти рапор­ты, также как и донесения лета 1950 г. о встречах с северокорейскими «Кингкобрами» или более поздними по времени рапортами о «Сейбрах» коммунистов, являются добросовес­тными заблуждениями наблюдате­лей. Сегодня многие секретные документы времен СССР стали открыты­ми, и совершенно точно известно, что русским достался один-единственный F-86, совершивший вынужденную посадку на территории Северной Ко­реи. «Сейбр» был переправлен в Со­ветский Союз, где его тщательно ис­следовали специалисты ЛИИ, ЦАГИ и ведущих авиастроительных КБ. Никакой достоверной информации об использовании «живых» «Сейб­ров» северокорейцами или китайца­ми также не имеется.

10 февраля майор Джордж Дэвис стал ведущим асом Корейской войны, он уже имел на своем счету 12 побед (плюс семь сбитых в годы вто­рой мировой войны самолетов). Дэвис в составе группы «Сейбров» при­крывал бомбардировщики. При отра­жении атаки МиГов он в короткий срок сбил два самолета, это были его последние (13-я и 14-я) победы в небе Кореи. Через несколько секунд, пос­ле того как Дэвис сбил 14-й МиГ, он сам пал жертвой пушечной очереди, выпущенной советским летчиком. Боевые товарищи майора долго не хотели верить в гибель лучшего аса корейской войны.

С потерей Дэвиса ВВС США лишились выдающегося командира и прекрасного тактика. Многие ви­дели в нем будущего лидера масш­таба военно-воздушных сил в целом. Дэвис стал единственным пилотом «Сейбра» удостоенным посмертно медали Почета. В феврале погибли два летчика «Сейбров» (включая Дэ­виса), в то же время американцы сби­ли 17 МиГов. Один из Мигов сбил 17 февраля командир 335-й эскадри­льи майор Зэн Эмилл, он и стал вто­рым летчиком, погибшим в феврале-месяце.

1 марта 1952 г. в Сувоне по­явилась 319-я истребительная эскад­рилья, имевшая на вооружении ноч­ные истребители F-94B. Ночники могли привнести новое измерение в воздушную кампанию. Летчики и операторы РЛС имели прекрасную подготовку, тем не менее, их не пус­кали на передовую. Командование ВВС США не без основание опаса­лось за потерю оснащенной совре­меннейшим и секретнейшим радио­локатором истребителя над террито­рией, контролируемой коммуниста­ми. Такая машина представляла ог­ромный интерес для русских. Летчи­кам эскадрильи категорически зап­ретили залетать далеко на север.

В воздушных боях марта 1952 г. летчики «Сейбров» сбили 39 Ми­Гов, потеряв три F-86. 20 марта лет­чики 2-й эскадрильи ВВС Южной Африки одержали свою вторую победу в небе Кореи. Четверку «Мус­тангов» атаковали пять МиГ-15. Са­молет лейтенанта Тейлора получил повреждения. На выручку Тейлору поспешил лейтенант Инслин, длин­ной очередью вспоровший правую плоскость крыла МиГа, северокорей­ский истребитель со снижением ушел в северном направлении.

В марте зенитная артиллерия сбила два австралийских «Метеора» F.8 (A77-920 и А77-120) из 77-й эскад­рильи. Австралийцев подловили при штурмовке наземных целей. Летчики «Метеоров» записали на свой счет одну общую победу над МиГ-15.

По два МиГ-15 сбили 1 апре­ля 1952 г. капитан Ивен Кинчилои и майор Уильям Уискотт, оба - из 25-й эскадрильи 51-го авиакрыла. Количе­ство пилотов F-86, с полным правом именовавших себя асами, стреми­тельно росло. В число асов 23 февра­ля вошел командир 25-й эскадрильи Билл Уизнер (7-й ас войны в Корее и первый в 51-м авиакрыле). Восьмым асом стал Фрэнсис Габрески (1 апре­ля), девятым - капитан Роберт Мур (3 апреля), десятым - капитан Кинчи­лои (6 апреля), 11-м - капитан Роберт Лов (21 апреля) и 12-м - майор Уис­котт (26 апреля).

Полковник Габрески сбил пя­тый самолет в корейской войне на F-86Е с заводским номером 51-2746. Обычно на этом истребителе летал Билл Уискотт, который окрестил ма­шину «LADY FRANCES», наземный экипаж к названию Уискотта доба­вил свое: «MICHIGAN CENTER». Название, данное «Сейбру» летчи­ком, красовалось на левой носовой части фюзеляжа, механик и оружей­ник написали свое имечко на правом борту. Уискотт также сбил свой пя­тый МиГ на этом «Сейбре». Капитан Ивен Кинчилои стал первым асом, сбившем все пять самолетов, летая на одном истребителе (51 -2731), механиком этой машины был Дэн Уэлкер.

В апреле 1952 г. над Ялу было сбито 44 МиГа и потеряно четыре «Сейбра». Попытку коммунистов использовать аэродром на южном берегу Ялу американцы пресекли первый раз 22 апреля 1952 г. Майор Элмер Харрис и капитан Кинчилои штурмовым ударом уничтожили на летном поле два Як-9 и возможно повредили один МиГ-15. В Корее уничтоженные на земле самолеты не засчитывались как победы, однако противник-то все равно терял истре­бители...

Известны случай, когда летчи­ки «Сейбров» увлекались погоней за Мигами и пересекали запретный ру­беж - реку Ялу, игнорируя приказы высшего командования и политиков. Однако был короткий период, когда трансграничные полеты на регуляр­ной основе практиковали несколько летчиков, причем делали они это со­вершенно осознанно.

Группа летчиков 51-го авиа­крыла, в том числе полковник Габ­рески, подполковник Джордж Джонс, полковник Балд Махурин, майор Уильям Уизнер и ряд других, называла полеты в Маньчжурию «Мэйпл Спешиал». Полеты «за грани­цу» эти летчики совершали в тайне от своих товарищей по авиакрылу.

Полеты в Маньчжурию могли привести к дополнительным сложно­стям в отношениях с командованием. Так, 1-й лейтенант Билл Гинтер при­вез из одного такого полета занятную пленку фотокинопулемета, на кото­рой было зафиксировано как он ата­ковал МиГ в воздушном простран­стве Маньчжурии. Летчик МиГа про­несся прямо над аэродромом Аньдун, что и зафиксировал беспристрастный фотокинопулемет «Сейбра». Как рас­сказывал Махурин на кадрах четко были видны «МиГи, ряд за рядом, выстроенные по обоим сторонам взлетно-посадочной полосы. Созда­валось впечатление, что «Сейбр» нес­ся ниже верхушек килей МиГов». Гинтер «уложил» МиГ прямо на лет­ное поле на глазах техников против­ника. «Нарушитель конвенции» пос­ле возвращения на базу сумел «на­греть» командование и заныкать опасную пленку. Редкий фильм лет­чик показывал только особо доверен­ным людям.

1-й лейтенант Джо Кэннон, летавший на F-86E в составе 25-й эс­кадрильи, любил вспоминать об од­ном из боев с Мигами:

- Свой 91-й боевой вылет я со­вершил в кампании с такими пило­тами, как «Кинч» (капитан Кинчи­лои) и «Габби» (командир 51-го авиа­крыла полковник Габрески). 2 апре­ля я в паре с Кинчем вышел в район Синьчжу на высоте 48 000 футов. Мы сбросили подвесные баки, как толь­ко заметили три звена МиГов, кото­рые шли на 5000 футов ниже. К счас­тью они нас не видели. Мы развер­нулись и спикировали на противни­ка. Кинч сбил один истребитель, ле­тевший в самой середине группы. Я едва увернулся от столкновения с МиГом. Мы разошлись так близко, что я увидел выражение ужаса на лице летчика МиГ-15. Кинч вызвал меня по рации и приказал набрать вы­соту для второго захода. Выполняя разворот, я вновь увидел самолет про­тивника, с которым едва не столкнул­ся. МиГ направлялся в сторону Ялу. Ножницами я погасил скорость и при­строился ему в хвост. После трехсекундной очереди Миг загорелся.

- В этот момент в наушниках раздался вопль Кинча: «Прими влево!» Я начал крутить головой - так и есть: на хвосте сидит МиГ. Снаряды, выпущенные из пушек истребителя противника, сорвали с лица кисло­родную маску, проделали здоровен­ную дыру в левой плоскости и измочалили стабилизатор. Пришлось по­кинуть самолет, в раскрывшемся ку­поле парашюта красовались дыры от осколков. Кинч отважно отвлекал на себя внимание вражеских летчиков. Приводнился в море, откуда меня быстро вытащили наши моряки, а к обеду я уже был в Сувоне.