«Сейбр» с жестким крылом

 

В августе 1952 г. произошли важнейшие события, которые позво­лили летчикам «Сейбров» вырвать инициативу в долине МиГов у своих противников. В августе полковник Митчелл впервые возглавил тройку F-86F, имевшие жесткие крылья, в реальном боевом вылете. Истреби­тель F-86F с крылом типа «6-3» стал венцом развития самолетов данного типа: от многообещающего F-86A через обладающий улучшенной ма­невренностью F-86E к высотному, оснащенному крылом с предкрылком F-86F. Летчики «Сейбров» по пре­жнему сражались в меньшинстве, но теперь они почувствовали себя хозя­евами в небе. Истребитель F-86F с крылом «6-3» господствовал в воз­душном бою.

4 сентября майор «Бутс» Блисс одержал четвертую и пятую победу, став 19-м американским асом Корейской войны. В этот день летчи­ки «Сейбров» сбили сразу 13 МиГов, собственные потери составили четы­ре самолета. Через шесть дней атаке МиГов подверглись самолеты эскад­рильи VMA-312 «Checkerboards» корпуса морской пехоты США, ко­торые работали с палубы эскортно­го авианосца CVE-118 «Сицилия». Капитаны Джесси Фолмар и Вальтер Дэниэльс попали под удар восьмер­ки МиГ-15. Во время одной из атак МиГ вместо того, чтобы отвались в сторону, проскочил прямо под нос «Корсара» Фолмара, американцу ос­тавалось только нажать на гашетку, что он и сделал. Выпущенная в упор короткая очередь 20-мм пушек F4U-4В разнесла самолет противника вдребезги. Радость Фолмара оказа­лось чересчур короткой - по его «Корсару» загрохотали 37-мм снаря­ды МиГа. Летчик покинул самолет с парашютом, поисково-спасательная служба сработала оперативно - Фол­мара выловили из моря и в сжатые сроки доставили на борт «Сицилии». Капитан Дэниэльс вернулся на авиа­носец «своим ходом».

20-м асом Корейской войны стал капитан Робисон Райзнер из 336-й эскадрильи , 21 сентября он одер­жал свои четвертую и пятую победы. В годы второй мировой войны Райз­нер служил летчиком истребителем в подразделении, которое базирова­лось в Панаме, после окончания вой­ны - в авиации Национальной гвар­дии штата Оклахома. В Корее пилот сначала летал на разведчике, а затем добился перевода в эскадрилью «Сейбров». В официальной истории воз­душной войны в Корее генерал Мильтон уделил место Райзнеру:

- «Сейбр» стал машиной, ко­торая позволила новичку-асу завое­вать статус звезды в небе над доли­ной МиГов. В то время как наземные сражения затухли, а американское общество стало относиться к войне с апатией, схватки над долиной МиГов приобрели характер международно­го спортивного состязания. Среди лучших «спортсменов» можно отме­тить Джо Макконнела, Джима Джа-барру, Пита Фернандеса. Их фотографии не сходили с первых полос американских газет. Их известность превзошла известность ветеранов второй мировой войны Фрэнсиса Габрески, Джона Мейера или Роби­на Олдса. Последние не в коей мере ни считали войну детской забавой или спортом. В боях с Мигами про­явили себя и совсем неизвестные пи­лоты вроде Райзнера.

- Райзнера перевели в 4-е ис­требительное авиакрыло не без со­мнений в его профессиональной при­годности к полетам на «Сейбре». Сомнения быстро рассеялись: с пер­вых дней летчик проявил себя как настоящий воздушный боец. «Стари­ки» ревниво относились к новичку, быстро наращивавшему свой личный счет. Подобная ревность отражала нравы того времени. Летчики «Сей­бров» были бравыми парнями, кото­рые, однако, принимали участие в непопулярной войне. В то же время, летчики отдавали дань уважения Рай­знеру. Пит Фернандес как-то выра­зился, что Райзнер способен загнать в лузу хоть 30 МиГов, лишь бы ему кто-нибудь захотел помочь.

- Сбив за короткий срок во­семь МиГов Райзнер вошел в пре­мьер-лигу летчиков-истребителей. В тот день когда Райзнер сбил сразу два МиГа, он провел один из самых яр­ких поединков Корейской войны.

- Райзнер с ведомым сопро­вождали истребители-бомбардиров­щики, перед которым стояла задача разрушить химический комбинат в устье реки Ялу. Самолеты было хо­рошо видны с китайского аэродрома Аньдун, поэтому летчики «Сейбров» очень быстро столкнулись с МиГами. Воздушный бой разгорелся в широ­ком диапазоне высот: от земли до 30 000 футов. Характер маневров напо­минал знаменитые сцены из фильма «Звездные войны». Преследуя Райз­нера, летчики МиГов повторяли все его маневры: виражи, полупетли, бочки, развороты в вертикальной плоскости, причем истребители про­тивника держались в плотном строю, крыло к крылу. Один из Мигов на пикировании разогнался почти до скорости звука. Летчик попробовал погасить скорость полубочкой с пос­ледующим выполнением ножниц. Самоубийственные маневры пилот проделывал на высоте всего 1500 фу­тов, однако летчик МиГа сумел выр­вать машину из смертельного сниже­ния у самой земли на такой малой высоте, что за истребителем потянул­ся шлейф пыли. Воздушный бой со стороны больше всего напоминал авиационное шоу.

- Райзнер сел на хвост МиГу, в кабине которого находился явно неординарной пилот. Все же Райзнер оказался летчиком, класс которого был выше. В погоне за противником «Сейбр» пролетел над аэродромом Анбдун, МиГ промчался между анга­рами, но, в конце концов, столкнул­ся с землей. Райзнер считал, что он столкнулся с самым сильным за свою карьеру противником. «Сейбр» ведо­мого Райзнера получил прямое попа­дание зенитным снарядом крупного калибра, был пробит топливный бак. Шансов вернуться на базу у ведомо­го не имелось, однако совсем рядом, на острове Чо-до, имелось специаль­ное поисково-спасательное подразде­ление. Райзнер приказал подчиненно­му выключить двигатель и катапуль­тироваться. Катапультирование про­шло успешно, но сильный порыв вет­ра загасил купол парашюта - летчик погиб.

Через несколько дней ката­пультироваться пришлось уже само­му Райзнеру. У него кончилось горю­чее над аллей МиГов. Райзнер бла­гополучно опустился в воды Желто­го моря, откуда его вытащил экипаж спасательного гидросамолета SA-16 «Альбатрос». На счету аса на тот момент значилось восемь сбитых МиГ-15 и один Ла-9.