Победы «Скайнайтов»

 

В начале 1953 г. количество развернутых в Корее ночных истре­бителей F3D-2 «Скайнайт» возросло до 24 самолетов. Теперь корпус мор­ской пехоты мог обеспечить бомбар­дировщикам В-29 в ночных налетах солидный эскорт. «Жирный» «Скай­найт» проектировался как самолет авианосного базирования, но в бое­вых условиях на авианосцах никог­да не базировался. Первый полет прототип F3D-I выполнил 23 марта 1948 г. Истребитель был оснащен двумя турбореактивными двигателя­ми Вестингауз J-34-WE-24 тягой по 3000 фунта. ТРД монтировались в нижней передней части фюзеляжа истребителя. Летчик и оператор РЛС располагались в общей кабине пле­чо к плечу. Первыми в Корее появи­лись машины самой первой модифи­кации F3D-1, эта модель имела мак­симальную взлетную массу 26 850 фунтов, вооружение - четыре автома­тические пушки калибра 20 мм. Са­молет мог разогнаться на высоте 20 000 футов до скорости 565 миль в час. Вторая модель, F3D-2, отличалась от первой усовершенствованными дви­гателями и радиолокатором. Для обычного истребителя «Скайнайт» был тяжел и не поворотлив, однако с ролью ночного перехватчика само­лет справлялся великолепно.

Майор Джек Данн из эскадри­льи VMF(N)-513 постоянно летал на выкрашенном блестящей черной краской «Скайнайте» с оператором РЛС сержантом Лоуренсом Фортином. Исключением была только ночь 12 января 1953 г., когда майор сбил МиГ-15 над Синьчжу:

- Кругом была жуткая тьма, а мы неслись в самой ее середине. МиГи летели выше нас. Они явно провоцировали нас на атаку, чтобы самим с пикирования нанести удар по бомбардировщикам, после чего немедленно уйти за Ялу. Мы оста­лись на своем месте, отсекая против­ника от В-29. «Сверхкрепости» от­бомбились по Синьчжу без помех.

- Затем бомбардировщики взяли курс на юг, а наши F3D оста­лись в районе цели. Мы наблюдали блики на кромках крыльев МиГов. Мой оператор РЛС приник к экрану и стал давать мне команды наведе­ния. В это время мы получили сооб­щения от оператора наземной РЛС на острове Чо-до: «Кроме вас в рай­оне одни «бандиты». Мы приближа­лись к МиГам, но никак не могли выйти на дистанцию стрельбы. Само­леты противника здоров превосходи­ли «Скайнайт» в скорости. С Чо-до поступила команда идти курсом на Синьчжу, МиГ кружил левее, мы ви­дели его аэронавигационные огни.

- В этот момент включились сразу шесть прожекторов и взяли наш самолет в перекрестие лучей. Казалось, что мы влетели прямо в солнце, мы ослепли. Вокруг начали рваться снаряды зениток, к счастью мы избежали прямых попаданий.

- В конечном итоге мы подо­шли к Мигу на дистанцию открытия огня. Я выпустил три очереди, одна­ко результат не наблюдал. Потом я вновь обнаружил истребитель про­тивника и выпустил еще очередь. Те­перь я сопровождал его до самой зем­ли, пока он не упал. Нас еще три раза брали в клещи прожектора, прежде, чем нам удалось покинуть опасный район.

Сбитый Даном МиГ стал чет­вертым самолетом, сбитым на «Скайнайте». 28 января капитан Джеймс Уивер сбил ночью еще один МиГ-15, тремя днями позже отличился под­полковник Роберт Конли. Победа Конли стала шестой и последней, одержанной на «Скайнайте» в небе Кореи. Вскоре подполковник Конли принял командование эскадрильей VMF(N)-513 у подполковника Хат­чинсона. Всего летчики корпуса мор­ской пехоты одержали десять ночных побед.

17 января другой пилот «Скайнайта» из VMF(N)-513, капитан Джордж Кросс, имел возможность в бою с МиГом проверить прочность планера своего истребителя:

- Я летел со своим постоянным оператором РЛС сержантом Пикутовски, мы прикрывали В-29. С зем­ли нас предупредили о приближении пятерки МиГов.

- Наш «Скайнайт» шел на вы­соте 30 000 футов, когда я заметил очередь, выпущенную из пушек МиГа. Я моментально сделал ножни­цы и убрал до минимальной тягу дви­гателя. В почти отвесном пикирова­нии мы потеряли 10 000 футов высо­ты. Пытаясь выйти в горизонталь­ный полет, я обнаружил, что руль высоты не действует! Двинул ручку управления от себя и на себя - ника­кого эффекта! Первая мысль была, что снаряд перебил тягу управления. Я бросил взгляд на указатель скоро­сти: стрелка перешла за красную чер­ту. Красная черта показывало предельную для прочности планера ско­рость в 750 миль в час, что для дан­ной высоты соответствовало числу М=1,02! Мы летели на 150 миль в час быстрее максимально допустимой скорости!

- Мы преодолели скорость звука, скачок уплотнения хлестал по хвостовому оперению самолета. Я выпустил тормозные щитки и убрал газ насколько возможно, лишь бы не заглохли двигатели. Скорость мед­ленно падала, стали функциониро­вать рули высоты. Мы вышли из пи­кирования над самыми волнами Жел­того моря. Я осторожно набрал вы­соту 10 000 футов и на малой скорос­ти направился на базу. Мы благопо­лучно сели в Кунсане.

При осмотре в истребителя Кросса обнаружили пробоины в хво­стовом оперении, один снаряд про­шел точно между двигателями, про­бив 19 фюзеляжных стрингеров (!). Наружу снаряд вылетел через фонарь кабины, отклонись он чуть в сторо­ну - погиб бы или летчик, или опера­тор. Пилоты были уверены, что их атаковал МиГ-15, оснащенный бор­товой РЛС.

В январе 1953 г. в список луч­ших летчиков «Сейбров» вошли Фер­нандес, Макконнелл. Хиллир, Овер-тон и Фишер. Командир 16-й эскад­рильи подполковник Эдвин Хиллир сбил два МиГ-15 22 января 1953 г. Его победный счет к концу Корейс­кой войны составил 3,5, но на его сче­ту числилось 5,5 побед, одержанных в период второй мировой войны, ког­да он служил в 8-й воздушной армии.

24 января капитан Дофин Овертон и Гарольд Фишер (оба - из 51-го авиакрыла) стали 24-м и 25-м реактивными асами ВВС США. Фишер служил в 39-й эскадрилье и уже успел повоевать в Корее на «Шутинг Старе», прежде, чем пересел на «Сейбр». Он летал на самолете F-86F-10-NA «PAPER TIGR» (51-12958).

Овертон был летчиком 16-й эскадрильи, его «Сейбр» назывался «DOLPHIN'S DEVIL» (на правом борту фюзеляжа механик самолета Вилбур Котрон написал свое назва­ние - «ANGEL IN DISGUISE»), Овертон, как и Фишер, стал асом пос­ле того, как успел повоевать на ис­требителях-бомбардировщиках: в своей первой корейской командиров­ке он сделал 102 боевых вылета на «Тандерджете». Первую победу он одержал в 144-м боевом вылете. В последних своих боевых вылетах Овертон сбил пять МиГов - рекорд результативности!

Командир эскадрильи Овер-тона, подполковник Хиллер, являл­ся ярким примером агрессивного ко­мандира летчиков-истребителей. Хиллер летал, по меньшей мере, на двух «Сейбрах» с одинаковыми на­званиями - «HELL-ER BUST». Такое же имя имел «Мустанг» Р-51В, на котором Хиллер воевал в Европе. Летчики эскадрильи Хиллера регу­лярно летали на китайскую сторону Ялу, в надежде подловить МиГ над Маньчжурией. С одной стороны, та­кие полеты являлись нарушением приказа, с другой - общепринятая в подразделении практика. Один офи­цер вспоминал: «Они возвращались с черными пулеметными портами после каждого полета».

Другой летчик 51-го авиакры­ла вспоминал, как ему показали кад­ры кинофотопулемета, на которых отлично было видно, как 12,7-м пули решетят заходящий на посадку в Аньдуне МиГ-15 с выпущенным шасси. Третий офицер вспоминал: «Это было время, когда каждый мечтал сбить МиГ Они хотели использовать любой шанс, не взирая на установ­ленные запреты». Комментарий сей относится только к 16-й истребитель­ной эскадрильи, но никак к 51-му авиакрылу в целом.

В одном из полетов в глуби­ны Маньчжурии Овертон сбил два МиГ-15 (шестая и седьмая победы аса), но их ему не засчитали. В том же самом вылете «Сейбр» Хиллера получил порцию снарядов из пушки, направленной твердой рукой летчи­ка МиГ-15. Подполковник получил ранение в правую руку, а катапуль­тируемое сиденье его самолета при­шло в негодность. Неуправляемый «Сейбр» пикировал с высоты 40 000 футов (12 834 м), лишь у самой земли Хиллер смог побить дыру в фонаре кабины. Летчик выбрался через нее, прыгнул, но попал под удар стабили­затора. Парашют аса, тем не менее, открылся вовремя. Прыжок был со­вершен в 150 милях к северу от Ялу - о спасении не могло быть и речи.

Хиллер попал в плен к китай­цам, где испытал тяжелейшие пытки. Два сбитых МиГа и пленный Хиллер послужил поводом для дипломати­ческого скандала, устроенного восточноевропейскими политиками.

Скандал получил развитие на уровне командира 51-го авиакрыла полковника Митчелла. Один из лет­чиков так отзывался о своем коман­дире: «Таких сумасшедших полканов я не видел ни до, ни после». Митчел выяснил, что границу перелетала чет­верка «Сейбров», все летчики кото­рых являлись командирами звеньев. Подчиненный Митчелла вспоминал:

- Мы получили такую оплеу­ху... На следующий день после исчез­новения Хиллера в Сувон прибыл командующий 5-й воздушной арми­ей генерал Баркус и устроил жуткий разнос, которого не избежал и сам Митчелл.

Под горячую руку попал ка­питан Дольф Овертон, именно он и стал козлом отпущения. Овертон окончил Вест-Пойнт в 1949 г., в Ко­рее он сделал 150 боевых вылетов на «Тандерджете» и «Сейбре», сбил семь МиГов. Теперь же, его лишили ста­туса аса и приказали немедленно со­бирать чемодан и оправляться в Шта­ты. Овертону пришлось расстаться со службой в ВВС США. Гроза над го­ловами летчиков 16-й эскадрильи бушевала несколько дней. Досталось всем.

Прежде, чем в эскадрилье про­изошли эти не самые веселые собы­тия, еще один летчик из 16 FIS стал асом. 24 января 1953 г. капитан Се­сил Фостер сбил два МиГ-15. Коман­дование ВВС наказало нарушителей границы, не засчитало им сбитые се­вернее Ялу победы, включив их, тем не менее, в общую статистику причи­ненного противнику ущерба. Достиг­нутые показатели начальство не желало портить ни в Советском Союзе, ни в США.

30 января лейтенант Раймонд Кинси из 4-го авиакрыла сбил бом­бардировщик Ту-2, а 1-й лейтенант Джозеф Макконнелл - МиГ-15. 31 января 1953 г. экипаж истребителя F-94В в составе летчика капитана Бена Физиана и оператора РЛС 1-го лей­тенанта Сэма Лайонса открыли бое­вой счет 319-й истребительной эскад­рильи. Скорее всего, они сбили Ла-9, в официальные документы был зане­сен просто «поршневой истреби­тель».

Фитиан вспоминал:

- Была ясная морозная ночь с прекрасной видимостью. Меня и Сэма Лайонса подняли по тревоге. Мы находились в состоянии боевого дежурства, наш самолет был третьи­ми в составе дежурного звена. На инструктаже офицеры разведотдела сказали, что в эту ночь отмечается активность авиации противника. С КП нас запросили, сможет ли один из нас взлететь, чтобы найти и привес­ти на аэродром «Шутинг Стару» из 8-го истребительно-бомбардировочного крыла, у которого отказали пилотажно-навигационные приборы. Выбор командира звена выпал а нашу машину. Задание мы выполни­ли быстро - всего за 15 минут. «Шу­тинг Стар» благополучно приземлил­ся в Кимпо, мы же сесть не могли. Перед взлетом наши баки были зали­ты топливом под завязку, вырабо­тать его мы не успели, теперь масса истребителя превышала максималь­но допустимую посадочную. Мы зап­росили разрешения лететь на охоту в Северную Корею.

К этому времени командова­ние ВВС США на Дальнем Востоке расширила разрешенную зону опера­ций истребителей F-94, оснащенных радиолокатором АРС-33. Самолетам разрешили действовать на террито­рией Северной Кореи.

Фитиан продолжает:

- Мы пошли курсом на север. Я слышал по рации, как экипаж од­ного F-94B мучился, пытаясь устано­вить радиолокационный контакт по наводке, полученный от РЛС остро­ва Чо-до. В конечном итоге летчики разобрался, что Чо-До наводил его на торчащие из моря скалы. Вскоре Чо-до стал работать на нас. Мы за­нимали эшелон 25 000 футов, когда пункт наведения выдал азимут на «бандита». Он находился примерно в 30 милях от нас на одном часе. Нам пришлось снизиться до 5000 футов и подошли к Пхеньяну на расстояние 10-15 миль, до противника остава­лось примерно шесть миль. Самосто­ятельно мы установили радиолока­ционный контакт, когда дистанция до вражеского самолета уменьши­лась до пяти миль.

- Чтобы обеспечить лучшие условия работы радиолокатора я снизился до самой земли. Стояла пре­красная лунная ночью, я мог видеть землю под нами, но не впереди. Под самым крылом проносились кроны деревьев, иногда я даже различал по­роды - платаны, черные тополя. Ког­да контакт с целью стал устойчивым, я набрал высоту 1200 футов.

- Я открыл огонь, полагаясь только на данные радара. Выпустил длинную очередь - никакого резуль­тата. Дистанция до цели сократилась, и я вновь нажал гашетку, очередь опять прошла мимо. Попаданий я смог добиться только тогда, когда расстояние между нашим истребите­лем и самолетом противника соста­вило 600 футов. «Бандит» загорелся и перешел в неуправляемое падение. Самолет падал с закрытым фонарем, летчику, скорее всего, спастись не удалось.

- Оператор РЛС с острова Чо-до выдал нам целеуказание на другой самолет противника. «Бандит» нахо­дился в восьми милях от нас. У нас уже оставалось мало топлива, да и высота была слишком мала, поэтому атаки не получилось.

- Над своим аэродромом я выполнил победную бочку после чего приземлился. Когда мы остановили двигатели и выбрались из кабины, к нам устремился весь личный состав эскадрильи, все хотели пожать нам руки. После этой победной ночи не­сколько месяцев северокорейские са­молеты ночью не летали или же их не могла обнаружить наша РЛС на Чо-до. Когда авиация противника возоб­новила ночную активность, из ноч­ного боевого вылета не вернулся эки­паж нашего звена - бравые парни Уилкокс и Голдберг. Возможно их сби­ли, возможно их самолет столкнулся с землей. Последнее, что мы от них ус­лышали по радио это: «Вспышка!»

16 февраля 1-й лейтенант Джо­зеф Макконнелл из 39-й эскадрильи 51-го авиакрыла сбил свой пятый МиГ, с занесением победы в офици­альный реестр вышла заминка, Макконнелл стал 27-м асом войны в Корее. Номер «26» получил капитан Мануэль «Пит» Фернандес из 334-й эскадрильи 4-го авиакрыла, хотя он стал асом 18 февраля, когда сбил свои пятый и шестой МиГи. Личный счет подполковника Ройала Бэйкера оста­вил 13 побед, он является самым ре­зультативном летчиком Корейской войны из оставшихся в живых.

27 марта майор Джэймс Хагерстоун поджег двух МиГов, дове­дя свой счет до 8,5 побед. Первые два самолета Хагерстоун сбил, летая в составе 334-й эскадрильи 4-го авиа­крыла, но все остальные - на F-86F в составе 67-й эскадрильи 18-й истре­бительной бомбардировочной груп­пы. Группу перевооружили «Сейбрами» во второй половине 1952 г. Хагерстоун был единственным летчиком 18-й группы, сумевшим стать асом. Командир 4-го авиакрыла полковник Джеймс Джонсон 28 марта сбил два МиГа и стал 29-м реактивным асом ВВС США, еще одна победа числи­лась за Джонсоном со времен второй мировой войны. 29 марта количество асов округлилось - командир 4-й ис­требительной авиагруппы подпол­ковник Джордж Джонс стал 30-м асом.