Финал «Метеоров»

 

В день, когда майор Хагерсто­ун открыл свой боевой счет, летчики 77-й австралийской эскадрильи за­несли на счет своего подразделения четвертую и последнюю подтверж­денную победу над МиГ-15. Отли­чился сержант Джордж Хэл, летав­ший на «Метеоре» F.8 борт «А77-851» с надписью «HALESTORM» (передняя часть фюзеляжа этого ис­требителя в настоящее время экспо­нируется в австралийском музее). Хэл в тот день ушел на штурмовку желез­нодорожной ветки Пхеньян - Сигосан в составе звена скуадрон-лидера Хаббла.

В районе станции Намчонджом звено разбилось на две пары. Хал и его ведомый сержант Ирлэм направились к югу. Австралийцы вскоре увидели как два МиГ-15 ата­куют пару разведчиков RF-80. Хэл немедленно сбросил подвесной топ­ливный бак и развернулся в сторону противника. Под плоскостями кры­ла «Метеора» висели две неуправля­емых ракеты HVAR, их Хэл и выпус­тил по МиГам первым делом. Ракеты прошли между самолетами про­тивника, не причинив им вреда. Ведо­мый уверенно держался за «Метео­ром» Хэла, но пропустил момент, когда его атаковал МиГ. В обшивке истребителя Ирлэма появились дыры. Вторая пара МиГов подошла незамеченной и атаковали «Метео­ры» на пикировании со стороны сол­нца. Хэл выпустил воздушные тормо­за, чтобы пропустить вперед подби­того ведомого и прикрыть его хвост. Атаковавший МиГ также стал сбра­сывать скорость, но все равно про­скочил вперед самолета командира австралийской пары. Хэлл оказался в идеальной позиции для атаки. Вы­пущенные из четырех пушек «Метео­ра» 20-мм снаряды пронзили фюзе­ляж МиГа за кабиной пилота. За ис­требителем потянулся шлейф густо­го черного дыма.

Радоваться австралийцу, од­нако, не стоило. Его атаковало два других МиГа. Хэлл развернулся на встречный курс и открыл огонь. По­пасть в пикирующий МиГ, когда сам летишь на встречном курсе - задача почти не выполнимая, Хэлл прома­зал. Одна угроза миновала, но оче­редная пара «бандитов» уже заходи­ла в хвост «Метеору». Австралиец ухитрился на вираже угостить один из МиГов порцией снарядов - про­тивник вышел из боя за ним тянулся белесый шлейф; скорее всего Хэлл пробил топливный бак МиГа. Бое­комплект «Метеора» закончился, Хэлу ничего не оставалось, как попы­таться «сделать ноги». После посад­ки в Кимпо дотошные технари насчи­тали в самолете Хэлла 112 пробоин. Ниже фонаря кабины «Метеора» за короткий срок появились изображе­ния двух силуэтов МиГ-15, выписан­ные рукой механика Боба Черри. К разочарованию Хэлла и его друзей самолетики пришлось смыть. Коман­дир эскадрильи Хаббл строго выпол­нял требования уставов, а в австра­лийских уставах правила обозначе­ния сбитых самолетов не оговарива­лись.

В апреле 1-й лейтенант Джо Макконнелл довел свой боевой счет до восьми побед, но и сам был сбит. Аса вытащил из вод Желтого моря «Ангел» - вертолет Сикорский Н-19 из 3-й авиационной поисково-спаса­тельной группы. Двумя неделями спустя Макконнелл получил очеред­ное воинское звание капитан, а вско­ре, сбив десятый самолет, стал «асом в квадрате».

Весной 1953 г. в 4-е авиакры­ло для прохождения испытаний в бо­евых условиях прибыли восемь «Сей­бров» F-86F, доработанных по про­грамме «Gun Val». Вместо шести 12,7-мм пулеметов истребители несли четыре 20-мм пушки. О программе «Gun Val» сохранилось мало инфор­мации. ВВС, видимо, хотели прове­рить насколько эффективным ока­жется стандартное вооружение ис­требителей флота США - четыре ав­томатических пушки калибра 20-мм. Модернизированные по этой про­грамме «Сейбры» сбили два или три МиГ-15.

Теперь большинство эскадри­лий имели на вооружении «Сейбры» модификации F-86F. Полковник Джэймс Джонсон говорил, что в мар­те 1953 г. его летчики отзывались о F-86F как об «истребителе, который полностью сравнялся по характери­стикам с МиГ-15», а хорошо подго­товленный инженерно-технический состав научился поддерживать «Сейбры» в должном состоянии.

В апреле летчики Мигов сби­ли капитана Гарольда Фишера из 51-го авиакрыла, Фишер имел на своем счету десять побед. «Аса в квадрате» сбили над Манчжурией, после ката­пультирования он попал в плен. Как и Хиллира его пленили не корейцы, а китайцы, из-за чего освободили Фишера только через два года после окончания войны. К концу месяца капитан Фернандес одержал 11-ю победу в воздушном бою, на одного сбитого его опережал капитан Макконнелл, на две - полковник Бэйкер.

3 мая поршневой моноплан не установленного типа сбил летчик F-94В 2-й лейтенант Стэнтон Уилкоксиз из 319-й истребительной эскадри­льи. Как уже отмечалось выше в вос­поминаниях Фитиана, из того боево­го вылета Уилкокс и его оператор РЛС не вернулись. Причина их гибе­ли осталась не известной. 10 мая в ночном бою экипаж F-94B из 319-й истребительной эскадрильи в соста­ве капитана Джозефа Филлипса и 1-го лейтенанта Билли Атто сбили МиГ-15.

Капитан Филипс вспоминал:

- Мы взлетели примерно в три часа утра и взяли курс в район Ялу. Шел сильный дождь, видимость не превышала 300 футов. На наш зап­рос станция на Чо-до ответила, что нам следует идти в район южнее Аньдуну. Мы набирали высоту 40 000 футов примерно 20 минут. Как толь­ко мы вышли на эшелон, Атто обна­ружил на экране РЛС две засветки от целей, летевших ниже нас. Вскоре я увидел яркие факелы двигателей МиГов.

- Я открыл огонь, в ответ пара МиГов быстро разомкнулась. Один ушел влево, а второй стал заходить нам в хвост. Я продолжал удержи­вать один МиГ в прицеле. После вы­пущенных мной нескольких очередей МиГ взорвался в воздухе. Потеря то­варища подействовала на летчика второго истребителя противника: он немедленно вышел из боя и взял курс на север. В конце боя наша высота не превышала 15 000 футов, это было опасно - нас могли достать зенитки. Мы благополучно вернулись на базу. МиГ был сбить над Пукчином.

Победы засчитывались толь­ко «первому номеру» экипажа F-94B, Филлипсу записали «реактивный ис­требитель», а не МиГ-15.

10 мая, сопровождая истреби­тели-бомбардировщики, капитан Фернандес сбил МиГ, второй истре­битель он сбил в составе группы. В мае Фернандес сбил еще два МиГа, доведя свой счет до 14,5 побед и обо­гнав Бейкера. Теперь Фернандес яв­лялся самым результативным летчи­ком ВВС США в Корее. Фернандес из себя был более чем импозантным парнем - яркая иллюстрация голли­вудского мачо. Тем не менее, большо­го паблисити парень не получил. Су­ществует версия, что «наверху» не понравилось «иностранное» имя лет­чика. В США никогда не чурались идеологических шор -100% америка­нец должен быть англосаксом.

В начале мая потрясающего успеха добился Джо Макконнелл, сбив три МиГа в один день. 18 мая 1953 г. он сбил еще два МиГа, после чего его счет составил 16 побед - Фер­нандес остался позади. 18 мая отли­чился и командир 39-й эскадрильи подполковник Джордж Рудделл сбил пятый МиГ-15 и стал 31 -м реактивным асом ВВС США. Рудделл летал на F-86F 51-12940 надписью «MIG MAD MAVIS». Успех Макконнелла ближе к вечеру 18 мая повторил подполковник Луис Грин из 336-й эскадрильи, запи­сав на свой счет два МиГ-15.

Много позже, в последний день воздушной войны генерал Баркус держал речь перед пилотами:

- Я хочу, чтобы самый резуль­тативный ас закончил паковать чемо­дан и летел в Штаты раньше, чем он успеет дослушать конец этой фразы.

Макконнелл не заставил себя упрашивать. Летчик в темпе схватил свой багаж и нырнул в транспортный самолет командующего 5-й воздуш­ной армии. Асом №2 стал Джим Джабарра с 15 победами, третьим в этом состязании был Фернандес.

26 мая Джабара во главе чет­верки «Сейбров» обнаружил группу из 16 МиГов, которые пересекли Ялу в районе Уйджи. Джабарра со свои­ми товарищи влетел прямо в центр строя самолетов противника, рассе­ял группу и сбил два самолета. Это были его восьмая и девятая победы.

Более двух лет американцы дрались с численно превосходившим их противником. Превосходство в воздухе пилотов «Сейбров» контра­стировало с развитием ситуации на земле, где китайцам удалось проде­лать дыру в обороне сил ООН.

7 июня летчики F-94B из 319-й эскадрильи записали на счет под­разделения третью и последнюю по­беду в воздушном бою. МиГ-15 был сбит подполковником Робертом Макхэли. Командир 335-й эскадри­льи подполковник Вермон Гаррисон сбил 5 июня два МиГа, в результате его победный счет достиг пяти, он стал 32-м американским асом. Гаррисона никто не смог бы назвать юно­шей, ему стукнуло уже 37 лет - солид­ный для летчика-истребителя возраст. В годы второй мировой войны Гарри-сон летал в составе 336-й истребитель­ной эскадрильи, его вклад в разгром Германии составил 7,33 победы. 18 июня 33-м и 34-м асом стали капитаны Лонни Мур и Ральф Парр.

Полковник Роберт Бадвин, командир 51 -и истребительной авиа­группы, стал 22 июня 1953 г. 35-м ре­активным асом. Самым юным асом ВВС США в Корее, 36-м по счету, в возрасте 23 лет стал 30 июня 1-й лей­тенант Гентри «Хэнк» Буттельман. Всего он в Корее сбил семь самоле­тов противника.

К концу июня 1953 г. на счету Джабарры имелось уже 14 побед, от Макконнела его отделяли две побе­ды, а от Фернандеса - всего половин­ка. В июне пилоты «Сейбров» сбили 77 МиГ-15, причем 16 самолетов про­тивника было уничтожено 30 июня.

В июле еще два летчика, капи­тан Клайд Куртин и майор Стивен Биттингер, получили право имено­ваться асами. Биттингер был сбит и попал в плен в том же бою, в каком он сам сбил МиГ-15. Его ведомый доложил по инстанции об одержан­ной командиром победе, но офици­ально ее зарегистрировали только после возвращения его из плена 2 октября 1953 г.

Из 40 американских летчиков, ставших в Корее асами, только один пилот получил этот титул, летая не на «Сейбре». Им стал лейтенант авиации ВМС США Гай «Лаки Пьер» Борделон, пилот ночного «Корсара» F4U-5NL )№ 124453 «NP-21») из эскадрильи VC-3. Палубная эскадрилья действовала с берегово­го аэродрома, Борделон сбил пять «Бессонных Чарли». Ночные «Корса­ры» морской авиации за счет своей меньшей, чем у реактивных ночных истребителей ВВС скорости, более эф­фективно могли бороться с медлитель­ными По-2 или Як-18. 29 июня и 1 июля 1953 г. Борделон сбил по одному Як-18, 17 июля - поршневой истребитель конструкции Лавочкина. Борделон столкнулся в воздухе с самолетом дру­гого летчика и погиб вскоре после окончания войны в Корее.

Прежде чем 27 июля 1953 г. было подписано соглашение о пере­мирии, майор Джабарра успел сбить 15-й самолет коммунистов и обо­гнать Фернадеса в гонке за право называться лучшим асом неба Кореи. Джабарра и Макконнелл -два пило­та, которые стали «тройными аса­ми». 22 июля пилот F-86 1-й лейте­нант Сэм Янг из 51-го авиакрыла сбил МиГ-15 - последний в Корейс­кой войне. Соглашение о перемирии было подписано примерно в полдень 27 июля 1953 г. Между тем утром едва не произошел воздушный бой: 12 темно-зеленых МиГов пересекли Ялу, но обнаружив «Сейбры», пред­почли не играть с судьбой и ушли в Маньчжурию. Вечером 27 июля ка­питан Ральф Парр сбил транспорт­ный Ил-12, после того, как два раза облетел его, чтобы точно идентифицировать. Уничтожение Ил-12 вызва­ло дипломатические протесты, тем не менее десятую победу Парру засчи­тали.

За всю Корейскую войну ВВС США потеряли 971 самолет, ВМС и корпус морской пехоты лишились 1033 самолетов, однако на долю авиации противника приходится не более 10% от этого количества. Глав­ным врагом американских летчиков являлась зенитная артиллерия. Точ­ные потери коммунистов не извест­ны, по оценкам ВВС США они соста­вили 792 истребителя Миг-15, сбитых в воздушных боях достоверно и еще 143 - вероятно. Соотношение потерь МиГов и «Сейбров» составило по различным оценкам от 14:1 до 7:1, причем последняя цифра не оспари­вается российскими историками. Даже соотношение 7:1 является вы­дающимся достижением, учитывая подавляющее численное превосход­ство МиГов на протяжении всего конфликта.