Истинная причина

 

Истребитель МиГ-15 заслужи­вает самой высокой оценки, по сво­им характеристикам его можно по­ставить в один ряд с «Сейбром». Ко­мандир эскадрильи Сергей Крамаренко, сбивший 12 фашистских само­летов в Великую Отечественную войну и 13 - в Корейскую, сравнил оба истребителя:

- В небе Кореи самую боль­шую опасность для меня и моих дру­зей представляли «Сейбры». Наш МиГ-15 и американский «Сейбр» яв­лялись самолетами одного класса, похожей конструкции и примерно равными по характеристикам. МиГ имел превосходство в скороподъем­ности, в то время как «Сейбр» обла­дал лучшей маневренностью в гори­зонтальной плоскости, особенно на малых высотах. Использовать в бою свои преимущества удавалось не все­гда. Очень часто исход поединка ре­шала первая атака. После первого удара МиГи быстро уходили на вы­соту, «Сейбры» же, наоборот, в слу­чае неудачного первого захода стре­мились уйти вниз. Каждый стремил­ся использовать в бою лучшие каче­ства своего самолета, поэтому порой схватка и ограничивалась одной ата­кой, после которой МиГи оказыва­лись наверху, а «Сейбры» - внизу.

- МиГ-15 имел одно крайне важное преимущество. «Сейбр» был вооружен шестью скорострельными пулеметами калибра 12,7 мм. Воору­жение МиГа состояло из менее ско­рострельных пушек - двух калибра 23 мм и одной калибра 37 мм. Пушки обладали гораздо большей эффек­тивной дальностью стрельбы и мощ­ным разрушительным эффектом. 37-мм пушка представляла собой иде­альное оружие для борьбы с бомбар­дировщиками, однако при стрельбе по быстро маневрирующей цели, ко­торой являлся «Сейбр», ее скорост­рельности явно не хватало. В то же время, одного 37-мм снаряда чаще всего «Сейбру» вполне хватало. Большинство наших асов считали вооружение МиГа гораздо более адекватными, нежели пулеметы «Сейбра». Недостатком МиГа являл­ся примитивный прицел АСП, кото­рый часто отказывал при маневриро­вании с большими перегрузками и не имел устройства автоматического ввода поправок на дальность (на «Сейбрах» стояли прицелы с радио­локационными дальномерами).

Действия советских ВВС в Корее во многих отношениях разни­лись с действиями ВВС США. СССР скрывал свое прямое участие в кон­фликте двух Корей. Летчикам запре­щалось вести переговоры по радио на русском языке, личный состав 64-го истребительного авиационного кор­пуса носил китайскую униформу без знаков различия. Раненых в обста­новки тайны направляли в советскую военно-морскую базу Порт-Артур. Когда же факт участия советских лет­чиков в Корейской войне стал досто­янием международной общественно­сти, советское правительство стало утверждать, что в Корее воевали ис­ключительно добровольцы.

Равно как пилотам ООН зап­рещалось пересекать реку Ялу, совет­ским летчикам не разрешали летать над морем и южнее линии Пхеньян -Вонсан.

Масштабы участия советской авиации в Корейской войне были ог­раниченными. Генерал Лобов утвер­ждает, что численность 64-го корпу­са никогда не достигала численнос­ти 4-го и 51-го истребительных авиа­крыльев ВВС США. Большое количество истребителей МиГ-15 имелось у китайцев и корей­цев, которые, однако, использовали их не эффективно. На пике событий в состав 64-го истребительного авиацион­ного корпуса входило три истребительных авиадивизии, ни одна из которых не достигала штатного состава. Ди­визии имели по два, а не по три полка. Кроме дивизий в состав корпуса входил ночной истребительный авиаполк. Из-за того, что все 34 северокорейских аэродрома посто­янно находились под ударами американской авиации, ис­пользовать их для базирования советских реактивных са­молетов не представлялось возможным. Подразделения 64-го корпуса располагались на трех маньчжурских аэро­дромах: Аньдун, Манпо и, с 1952 г., Тапао.

Подразделения советских ВВС воевали в Корее на ротационной основе, менялись целиком дивизии. Ветера­ны имели очень небольшой срок, чтобы передать свой опыт вновь прибывшим летчикам. Причем передача опы­та проходило на земле в устной форме. Никогда «стари­ки» и «молодняк» не летали на боевые задания вместе, в то время как в авиации сил ООН такая практика явля­лась общепринятой. Фактически приобретенный пилота­ми драгоценный, порой оплаченный кровью, опыт про­падал втуне. Новички повторяли ошибки своих предше­ственников. Качество боевой подготовки подразделений сильно варьировалось, поэтому серьезно отличались и ре­зультаты, продемонстрированные различными подразде­лениями в Корее.

Согласно советским историкам конфликт в Корее делится на три фазы. На первом этапе авиации ООН про­тивостоять было некому. Серьезной угрозы господству в воздухе ВВС и авиации флота США плохо обученные и оснащенные поршневыми самолетами ВВС КНДР не мог­ли. «Парадный» 29-й истребительный авиаполк, который базировался в подмосковной Кубинке, направили в Ки­тай еще до начала войны. Полк вошел в состав 151-й ис­требительной авиационной дивизии вновь формируемо­го 64-го истребительного авиационного корпуса. Летчики полка выполнили первые боевые вылеты в ноябре 1950 г.

Летчики Мигов успешно дра­лись с истребителями-бомбардиров­щиками, однако воздушные бои с «Сейбрами» по началу напоминали игру в одни ворота, не в пользу рус­ских. Летчики МиГов имели недоста­точную подготовку и использовали устаревшие тактические приемы. Об уровне «мастерства» свидетельству­ет и порядок награждения: звание Героя Советского Союза присваива­лось за три победы в воздушных боях, а орденом Ленина награждали за 40 боевых вылетов. Вторую груп­пу летчиков, прибывшую на театр военных действий, подготовили го­раздо более серьезно. Эта группа су­мела добиться более впечатляющих успехов.

Вторая группа представляла собой 324-ю истребительную авиади­визию, который командовал леген­дарный Иван Кожедуб, сбивший в Великую Отечественную войну не менее 62 самолетов. Вместе с 324-й дивизией в Манчжурию прибыла 303-я авиадивизия Георгия Лобова, который позже стал командиром 64-го истребительного авиационного корпуса. В состав 324-й дивизии вхо­дили 176-й гвардейский истребитель­ный и 196-й истребительный авиа­полки. Среди летчиков этих полков имелось немало ветеранов Великой Отечественной войны. Дивизия при­была в Корею в марте 1951 г. 196-м полком командовал Евгений Пепеляев, в обучении своих подчиненных исповедовавший суворовское прави­ло «тяжело в ученье - легко в бою». Особое внимание Пепеляев уделял обучению летчиков искусству веде­ния боев на малых высотах, тщатель­но отрабатывал взаимодействие при ведении воздушного боя внутри пар, звеньев, эскадрилий и даже полка в целом. Результаты, продемонстриро­ванные в боях летчиками 196-го пол­ка вполне соответствовали уровню их подготовки. Пепеляев считал, что его полк имел лучшую среди всех со­ветских подразделений в Корее под­готовку, но даже он признавал, что уровень подготовки американских летчиков был выше.

За время своей «командиров­ки на войну» летчики 196-го полка по советским данным сбили 104 самоле­та, потеряв десять МиГов и четверых летчиков. 23 самолета сбил лично командир полка. 176-й гвардейский полк воевать начал неудачно, поте­ряв три истребителя в первом боевом вылете, но потом «исправился». Его «корейская бухгалтерия» выглядит следующим образом: сбито 103 само­лета, потеряно 17 МиГов и пятеро пилотов. Оба полка базировались на аэродроме Аньдун.