Эпизоды боевого применения По-2

О боевом применении По-2 написано немало, но - большей частью фрагментарно. Данный труд также не претендует на всестороннее освещение использование знаменитого самолета в годы Великой Отечественной войны. Ниже приведены данные о боевой работе всего-навсего одного полка, вооруженного самолетами У-2 - 930-го Комсо-мольско-Трансильванского Краснознаменного полка. Думается, что читателю будут интересны предельно сухие, но исторически достоверные выдержки из Исторического формуляра полка. Боевую подготовку полк начал с момента организации 5-7 июля 1942 г. За небольшой период, 20 дней, несмотря на то. что личный состав представлял из себя молодежь с налетом 100 - 120 ч днем и имеющую перерыв в полетах от 6-ти месяцев до года, ос новная масса экипажей (90 - 95 %) была обучена полетам ночью. Полк убыл на фронт, не закончив программу обучения. Пришлось дорабатывать в процессе выполнения боевых заданий. Ввод в бое вую работу экипажей прошел успешно в течение 4-5 дней 21 июля 1942 г. полк убыл на Калининский фронт на аэродром Игнатьеве и вошел в состав 3-й воздушной армии в качестве от дельного полка.

В период aeiycT - сентябрь полк в составе 3-й воздушной армии участвовал в Ржевской операции 1942 г. За этот период полком произ ведено 2030 самолетовылетов на бомбардировку и разведку войск про тивника, в результате которых оказано большое содействие наступаю щим наземным частям Красной Армии. За этот период полк потерял самолетов - 1 шт., летного состава - 2 человека.

После Ржевской операции, базируясь на аэродроме Филатово, что в 8 км южнее ж.д. станции Селижарово, а затем - на аэродроме Михалево, что в 60 км юго-западнее Старой Торопы, полк до 15 апреля 1943 г. преимущественно вел разведку войск противника в районе Ржев, Оленине Белый, а также выполнял бомбардировоч ные задачи. В декабре месяце 1942 г. полк в составе 20-й ночной бомбардировочной авиадивизии принимал участие в Велико-Лукс- кой операции. Предшествующий этой операции период отдельная ipyiina под командованием заместителя командира полка майора Кузоваткина в течение месяца вела разведку в районе Великие Луки, Вслиж, Новосокольники, наблюдая за оперативными и тактически ми передвижениями войск4 противника.

С декабря 1942 г. по март 1943 г. отдельные группы в составе 4-х самолетов под командованием заместителя командира авиаэс кадрильи старшего лейтенанта Кричевского Д.В.. а затем в составе 9-ти самолетов под командованием командира авиаэскадрильи ка питана Дорошенко, с аэродрома Бужарово, что в 24 км северо-за паднее г. Велижа доставляли боеприпасы, вооружение, медикомен- ты белорусским и калининским партизанам. Произведено 133 по лета с посадкой в тылу и 60 полетов на сбрасывание. Доставлено 21 835 кг груза.

Всего на Калининском фронте в составе 3-й воздушной армии произведено:
Боевых вылетов ночью 2758, из них на разведку 277. Сброшено бомб 436 933 кг. Вылетов на дневные задания - 2307. Общий налет 7442 ч 51 мин.
Боевые потери: летного состава 5 человек
самолетов 5 штук

15 апреля 1943 г. полк выведен в резерв Главною командова ния на аэродром Тушино, Москва. Полк вошел в состав 312-й ноч ной бомбардировочной авиадивизии.

19 августа 1943 г. полк под командованием майора Еренкова в составе 312-й ночной бомбардировочной авиадивизии убыл в рас поряжение 5-й воздушной армии. Степной фронт. По 20 января 1944 г. полк принимал участие в операциях:
а) постоянно следуя за наступающими наземными войсками по направлению Харьков - Кременчуг оказывал им содействие в пре одолении сопротивления противника.
б) Первым из соединений и частей 5-й воздушной армии пере базировался на правый берег Днепра для выполнения наиболее от ветственных боевых заданий.
в) Участвовал в налетах на крупные опорные пункты против ника Кривой Рог, Кировоград, железнодорожную станцию Знамен ка. За эффективные действия по ж.д. станции Знаменка 312-й ноч ной бомбардировочной авиадивизии, в которую входит полк, при своено почетное наименование "Знаменская". На протяжении все го периода полк 5 - 7-ю самолетами вел ночную разведку, достав ляя ценные сведения командованию.

За период пребывания на Степном и 2-ом Украинском фрон тах произведено: боевых вылетов ночью - 2126, из них на разведку - 280. Сброшено бомб - 293 534 кг, разбросано листовок - 44 000 шт. Полетов днем: на связь - 1124. Дневной начет - 1033 ч 44 мин., ночной налет - 3277 ч 16 мин. Общий налет - 4305 ч 16 мин. Боевые потери: самолетов - 1.

За участие в боевых действиях по овладению городом Зна менка Верховным Главнокомандующим маршалом Советского Со юза Сталиным 930 авиационному полку объявлена благодарность. Полк, базируясь на аэродроме Машарино, выделил из своего со става 12 лучших экипажей под руководством заместителя командира авиаполка майора Чсрнобурова для участия в Корсунь-Шевченковс- кой операции. Группа перебазировалась на аэродром Ротмистровка, откуда и действовала по прямому указанию штаба 5-й воздушной ар мии. Полеты в район окруженной фуппировки немцев экипажи про изводили днем и ночью в сложных метеоусловиях. Всего произведено боевых вылетов на бомбардировку живой силы и техники противника с попутной разведкой и выброской листовок: 62 вылета, из них 22 вы- лега днем. За образцовое выполнение заданий командования в боях по уничтожению немецких захватчиков в районе города Корсунь-Шсв- ченковский и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Прези диума Верховного совета от 26.2.1944 г. 930 авиационный полк ночных бомбардировщиков награжден орденом Красного Знамени. После Корсунь- Шсвчснковской операции 930-й Краснознаменный Комсомольский авиа ционный полк ночных бомбардировщиков продолжал своими действиями помогать наземным войскам 2-го Украинского фронта в изгнании немец ких захватчиков с территории Советской Украины.

17 апреля 1944 г. полк в полном составе перебазировался на аэродром Нсчурени Молдавской ССР. После перебазирования в Молдавию в течение мая, июня и июля полк с аэродрома подскока Сарата своими беспрерывными полетами ночью вел визуальную и фоторазведку войск противника на территории Румынии в интере- сах наземных войск по подготовке Ясско-Кишеневской операции. 24 июня 1944 г. от имени Президиума Верховною Совета СССР командир 312-й авиационной дивизии полковник Кузнецов вручил 930 Краснознаменному Комсомольскому авиационному полку ночных бомбардировщиков Боевое Красное знамя.

В ночь с 20 на 21 августа 1944 г. полк принял активное участие в Ясско-Кишеневской операции 26 экипажами с аэродрома Виашора; бомбардировал войска и технику противника на ближних подступах и в самом городе Яссы. За участие в боевых действиях по взятию города Яссы Верховным Главнокомандующим маршалом Совегского Союза тов. Сталиным личному составу полка объявлена благодарность. После разгрома немецких войск в Румынии полк продвигался вместе с войсками 2-го Украинского фронта в Венгрию.

За участие в боевых действиях по овладению городом Дебрецен, Венгрия, личному составу полка Верховным Главнокомандующим маршалом Советского Союза тов. Сталиным объявлена благодарность. За разгром и изгнание немцев из Трансильвании приказом Верховного Главнокомандующего Советского Союза 930 Красно знаменному Комсомольскому полку ночных бомбардировщиков присвоено наименование Трансильванский.

Полк принимал активное участие по разгрому немецких войск в столице Венгрии г. Будапешт. Произведено боевых вылетов но чью - 650. сброшено бомб 61 969 кг. За участие в боевых действиях по прорыву обороны противника северо-восточнее города Будапешт и овладением городом Будапешт Верховным Главнокомандующим маршалом Советского Союза тов. Сталиным личному составу пол ка объявлена благодарность.

После разгрома немцев на территории Венгрии 930-й полк вместе с наземными войсками начал разгром и изгнание немецких оккупантов на территории Чехословакии. За участие в боевых дей ствиях по овладению городом Банеска-Штенвница, Чехословакия. Верховным Главнокомандующим маршалом Советского Союза тов. Сталиным личному составу полка объявлена благодарность. За участие в боевых действиях по овладению городом Комар- но личному составу полка Верховным Главнокомандующим мар шалом Советского Союза тов. Сталиным объявлена благодарность.

До конца войны тов. Сталин не раз вспоминал в своих приказах 930-й полк, объявив личному составу благодарности за содействие в овладении городами Комаром, Трнава, Братислава, Зноймо. - Всего за время боевых действий полк произвел боевых выле тов по уничтожению живой силы и техники противника 9860 с на летом 14 785 ч. Произведено полетов по специальным заданиям командования 5291 с налетом 7197 ч.

Отношение пилотов к своим "ночным бомбардировщикам" поразительным образом совпадало. Вряд ли есть еще в истории советской авиации летательный аппарат со столь однозначно положительной репутацией. Впрочем, положительно боевые качества "кукурузника" летчики оценивали только повоевав на нем. Константин Фомич Михаленко всю войну прошел в составе 45-го гвардейского авиаполка ночных бомбардировщиков, вооруженного У-2. Вот как вспоминал Михаленко свое первое знакомство с матчас-тью, на которой ему предстояло воевать:
- Самолеты - У-2. Небесные тихоходы, простейшие учебные самолеты, собранные по военным училищам и сибирским аэроклу бам. И вот эта техника, предназначенная только для учебных поле тов начинающих летчиков, теперь составляет основу нашего авиа ционного полка. Смотрю на зеленые двукрылые машины, открывшие не одному поколению летчиков дорогу в небо, и ощущаю в душе двойственное чувство. С одной стороны, уважение к старому самолету, с другой - сомнение: неужели на нем можно воевать?!
- Самолет из учебника истории. Каких-то два десятка лет отделя ют его от братьев Райт! Его тактико-технические данные весьма опре деленны: скорость - сто километров в час, потолок - две тысячи мет ров, броня - фанера вперемежку с перкалью, вооружение - дерзость... И это против современных скоростей, против самолетов ич дюраля и брони, против скорострельных пушек и пулеметов! И все же мы долж ны воевать на этом самолете. Должны... А как воевать?
Еще как воевали! За свои полеты на "небесном тихоходе" К.М. Михаленко был удостоен звания Герой Советского Союза. Не он, кстати, один. Примечательна оценка, которую дали летному опыту пилота "кукурузника" после войны "высокие товарищи". Как известно, после войны началось массовое сокращение армии, в том числе и ВВС. Многие уходили сами, многих - "уходили". Михаленко ушел сам, но бросать летную работу не желал и попытался устроится в Гражданский воздушный флот по специальности, пилотом: Москва. В длинной очереди таких же, как я, бывших военных летчиков стою в коридоре Главного управления ГВФ. ... Передо мной в очереди капитан. Герой Советского Союза, в прошлом лет чик-испытатель, и мне слышен его разговор по телефону:
На чем летал?
Я - истребитель! - отвечает капитан. Летал на Яках, на "Ла вочкине".
Налет?
Около семисот часов!
Не подходит. Следующий!
Следующий - я. Если уж отказали этому парню, стоит ли мне брать трубку? Но... Чем черт не шутит? Возьму...
На чем летал?
На По-2.
Налет?
Больше двух тысяч часов.
Фамилия, имя отчество? Заказываю пропуск.

Михаленко взяли не просто в ГВФ. он попал в Полярную Авиацию! Сегодня Полярная Авиация особо не звучит, но в те времена туда отбирали самых опытных пилотов, лучших из лучших. Обратите внимание на налей пилота истребителя и налет летчика "небесного тихохода" - 700 часов против 2000! Только этих цифр вполне достаточно, чтобы понять насколько интенсивно летали У-2 в военном небе. Девять - десять боевых вылетов за ночь для У-2 считалось нормой.

Полк, в котором служил Михаленко, стал 45-м гвардейским в декабре 1942 г. За "мужество и проявленный героизм" в боях под Сталинградом 680-й авиаполк ночных бомбардировщиков был преобразован в 45-й гвардейский авиаполк ночных бомбардировщиков. Один из летчиков полка, Федор Маслов, в одном из боевых вылетов получил тяжелое ранение в ногу. Ногу ампутировали, но Маслов вернулся в родной полку и продолжал летать с протезом вместо ноги до самого Дня Победы. Федор Маслов совершил 750 боевых вылетов, из них 110 на протезе, но звания Героя так и не получил - кукурузник... Последние боевые вылеты экипажа 45-го полка выполнили по Берлину. Полное наименование полка говорит само за себя: 45-й гвардейский Краснознаменный Варшавский ордена Суворова авиационный полк ночных бомбардировщиков 9-й гвардейской Краснознаменной Сталинградско-Речицкой ордена Суворова авиадивизии ночных бомбардировщиков.