Истребительная авиация

 

Италия вступила во вторую мировую войну 10 июня 1940 г. со­вершенно не подготовленной к дли­тельной кампании на истощение. Большинство министров это отлич­но понимало, они неоднократно об­ращались к Муссолини с просьбой воздержаться от вступления в войну. Дуче не посчитался с мнением своих министров. Муссолини считал, что победа Гитлера - вопрос нескольких недель и стремился присоединиться к дележу пирога победителей. Теория дуче очень быстро рухнула, а боевые действия вскрыли вопиющую него­товность страны к войне и устаре­лость боевой техники.

Командование Regia Aeronautica грелось в лучах славы, добытой итальянскими военными летчиками в небе Испании и Эфио­пии, с удовольствием вспоминало действительно выдающиеся перелеты итальянцев и принадлежащие Ита­лии авиационные рекорды межвоен­ного периода, но не сумело подгото­вить ВВС страны к войне. Причем общая отсталость ВВС Италии каса­лась как материальной части, так и подготовки экипажей. Впрочем, по­ложение в армии и во флоте было ничуть не лучше...Однако тогда, народ Италии и вообще мир в целом под впечатлением прошлых заслуг авиаторов дуче верил в высокие бое­вые возможности Regia Aeronautica.

Впервые недостатки Regia Aeronautica проявились в ходе граж­данской войны в Испании, когда Муссолини пришел на помощь Фран­ко. Оказалось, что итальянские само­леты устарели, а их пилоты имеют подготовку худшую, чем летчики рес­публиканцев, точнее - пилоты ВВС РККА, которые сражались на сторо­не законного правительства страны. Относительный успех в Испании име­ли только бомбардировщики Савойя-Маркетти S.79 и истребители-бипланы CR.32, эти самолеты стали ширмой, которая частично скрыла отнюдь не блестящее положение дел в итальянской военной авиации.

Авиационная промышлен­ность получила немедленное указа­ние начать «работу над ошибками» - улучшить летно-технические харак­теристики боевых самолетов, подняв их на уровень самолетов Великобри­тании, США и Германии. Большин­ство конструкторов и заводчан, тем не менее, испытывала чувство глубо­кого удовлетворения и даже гордос­ти от трюков, которые выделывали летчики дуче на их «кустарных» изделиях. Самолеты-истребители вооб­ще отошли на второй план, так как в умах высших военачальников во­зобладала «доктрина Дуэ», приори­тет в которой отдавался бомбарди­ровочной авиации. В пользу бомбо­возов высказывался сам Муссолини, а дуче всегда прав... Муссолини не без оснований считал, что при блицкриге для истребителей работы, в отличии от бомбардировщиков, будет мал, вот только блицкриг не удался.

Учитывая взгляды самого Муссолини и его генералитета нет ничего удивительного в том, что на момент вступления Италии во вто­рую мировую войну в составе Regia Aeronautica имелось 24 бомбардиро­вочных Stormo и всего восемь - истре­бительных. На вооружении после­дних, главным образом, находились истребители Фиат CR.42. Цельноме­таллические истребители-монопла­ны, такие как Макки С.200 и Фиат G.50, по всем статьям превосходили бипланы, хотя и уступали аналогич­ным американским, британским или германским самолетам. Монопланы не любили летчики, привыкшие к маневренным бипланам и не желав­шими перестраивать свою устоявшу­юся тактику ведения воздушных боев. Их тактика основывалась на виртуозном владении техникой пило­тирования, однако, истребитель предназначен для уничтожения себе подобных, а не для упражнений в аэробатике. Де-факто тактика истре­бительной авиации Regia Aeronautica не изменилась со времен боев с авст­ро-венгерскими аэропланами перио­да первой мировой войны.

Неспособность итальянской авиационной промышленности раз­вернуть массовое производство со­временных скоростных истребите­лей-монопланов в комбинации с не­желанием и неумением военных вне­дрять новую тактику фактический вывело к 1940 г. Италию из числа ве­дущих мировых авиационных дер­жав. Все присущие Regia Aeronautica слабости появились уже в первых воз­душных боях второй мировой войны.

Постоянно кичившаяся своей развитой по сравнению с другими индустриальными странами авиаци­онной промышленностью Италия неожиданно столкнулась с проблема­ми немедленной модернизации суще­ствующего парка боевых самолетов. Так, истребитель Макки С.202 (пер­вый, по настоящему, современный истребитель-моноплан итальянской конструкции) удалось довести до бо­еспособного состояния только к осе­ни 1941 г. Из-за малого количества этих самолетах в войсках, они не сыг­рали сколь-нибудь заметной роли в воздушных боях над Северной Афри­кой. Поступление монопланов С.202 в строевые подразделения Regia Aeronautica шло такими медленными темпами, что даже на момент выхо­да Италии из войны в сентябре 1943 г. некоторые части (например 8 Gruppo) все еще имели на вооруже­нии абсолютно устаревшие С.200.

Как отмечалось выше не одна нехватка современной техники ска­зывалась на боеспособности истреби­тельных групп ВВС Италии. Серьез­ные просчеты вскрылись с началом боевых действий в подготовке летчиков-истребителей, особенно в отно­шении воздушной стрельбы и нави­гации. На эффективности использо­вания авиации сказывался плохо на­лаженный радиообмен между само­летами в воздухе, самолетами и зем­лей, отсутствие радиолокационных станций.

Учитывая весь комплекс фак­торов, несложно понять, почему пи­лоты Regia Aeronautica уступали в воздушных боях коллегам из Royal Air Force. Тем не менее, в сражени­ях над Восточной и Северной Афри­кой итальянские летчики превзошли себя. Недостатка в храбрых и отча­янных парнях Regia Aeronautica как раз не испытывала.

 

Истребительные подразделения Regia Aeronautica по состоянию на 10 июня 1940 г.

1 Squadra Aerea

3 Stormo                                 CR.42         18 Gruppo          Нови Лигури

                                                                   23 Gruppo          Кервери

53  Stormo                              CR.42         150 Gruppo         Касилли Торинизи

                                                                   151 Gruppo        Касабланка

54 Stormo                               C.200          152 Gruppo        Аираска

                                                                   153 Gruppo        Вергити

9 Gruppo                                 CR.42                                    Гориция

2 Squadra Aerea

Stormo                          CR.42/CR.32    17 Gruppo           Палермо

                                                                   157 Gruppo        Трапани

6 Gruppo Autonomo                C.200                                     Катания

3 Squadra Aerea

51  Stormo                                G.50            20 Gruppo          Чампино

21 Gruppo

52 Stormo                        G.50/CR.32         22 Gruppo          Понтедера

24 Gruppo                                                                               Сарцана

4 Squadra Aerea

2 Gruppo Autonomo               CR.32                                       Гроттагли

Aeronautica della Sardegna

3 Gruppo Autonomo               CR.32                                       Монсератто

Aeronautica dell'Albania

160 Gruppo Autonomo           CR.32                                       Тирана

Aeronautica dell'Egeo

163 Squadriglia Autonomo    CR.32                                        Роди

Aeronautica della Libia

2 Stormo                             CR.32/CR.42     13 Gruppo          Кастельбенито

                                                   CR.32          8 Gruppo           Тобрук

10 Gruppo                                                                                Тобрук

Aeronautica dell'AOI

410 Squadriglia Autonomo         CR.32                                    Джиджига

411  Squadriglia Autonomo         CR.32                                   Дире Дауа

412 Squadriglia Autonomo          CR.42                                   Гора

413 Squadriglia Autonomo        CR.42                                     Ассаб

 

В частях первой линии насчитывалось 77 самолетов С.200, 88 G.50,200 CR.42 и 177 CR.32; еще 165 истребителей были небоеспособны, 287 машин находи­лись в ремонте на предприятиях фирм Макки и Фиат.