Итальянская авиация на Восточном фронте

 

После начала 22 июня 1941 г. операции «Барбаросса» первой реак­цией союзников Германии, Финлян­дии, Румынии и Венгрии, стало не­медленное объявление войны Совет­скому Союзу. Италия не стала исклю­чением, однако вклад ее вооружен­ных сил в войну на востоке невелик.

Муссолини 30 июня предло­жил Гитлеру выделить из состава во­оруженных сил Италии танковый корпус для действий на русском фронте. 10 июля такой корпус был сформирован, он получил наимено­вание Corpo di Spedizione in Russia, CSIR. В составе корпуса 30 июня были сформированы собственные авиационные силы; в них вошли 22 Gruppo Caccia и 61 Gruppo Obsservazione Aerea. Перелетевший на румынский аэродром Тудора из Тираны истребительный элемент CSIR состоял из четырех Squadriglie - 359, 362, 369, 371-51 самолет С.200. Из Тудора итальянские летчики на­правились дальше на северо-восток: сначала в Кривой Рог, потом - в За­порожье. В Запорожье эскадрильи очутились в конце октября.

Итальянские истребители, главным образом, выполняли задачи по непосредственной авиационной поддержке сухопутных войск, иног­да - сопровождали бомбардировщи­ки и разведчики люфтваффе. Пона­чалу советские истребители не пред­ставляли собой большой угрозы, пи­лоты-ветераны Regia Aeronautica встретили в воздухе старых «испанс­ких» знакомых - истребители И-16. Однако, со временем у ВВС Красной Армии стало все больше современ­ных истребителей, превосходивших по своим характеристикам итальян­ские. Все же гораздо более страшным испытанием для итальянских летчи­ков стали вовсе не советские истре­бители, а ужасная русская зима. Мо­торы С.200 требовали перед запуском обязательного прогрева, в маслосистеме загустевала смазка, не работала гидравлика. Несмотря на ужасные условия. Пилоты летали на задания вплоть до 31 декабря 1941 г., всего на Восточном фронте в 1941 г. итальян­ские летчики сбили 12 советских са­молетов.

Экстремальные условия рус­ской зимы привела почти к полному свертыванию активности, как италь­янской, так и германской авиации. Итальянцы возобновили боевые вы­леты с аэродрома Красный Лиман только 5 февраля 1942 г. Воздушные бои с И-16 имели место 24 и 28 фев­раля, итальянцы сбили два «ишака».

После зимнего затишья дуче принял решение в ожидании удачно­го лета усилить группировку италь­янских войск на Восточном фронте. GSIR превратился в ARMIR, Armata Italiana in Russia. Воздушная компо­нента ARMIR получила название Comando Aeronautica Fronte Orientale, CAFO. В мае истощенную боями и погодой 22 Gruppo сменила 21 Gruppo (356, 382, 386 Squdrigle), позже к группе присоединилась чет­вертая эскадрилья - 361-я.

В ходе летнего наступления на Восточном фронте итальянцы рабо­тали сначала с аэродрома Сталине, затем - из Ворошиловграда. Вороши­ловград стал основной оперативной базой истребителей CAFO, откуда они по мере необходимости переле­тали на расположенные вблизи ли­нии фронта аэродромы подскока.

В сентябре в Сталине появи­лись 12 новейших С.202 (в том числе два фоторазведчика), итальянцы пи­тали надежды, что они окажутся не хуже русских Яков. Плохая погода препятствовала эффективной работе новых истребителей. Летчики С.202 совершили всего 17 боевых вылетов, сбили один самолет противника без потерь своей стороны.

Долгая дорога отступления закончилась для Красной Армии на берегу Волги, в Сталинграде. В кон­це ноябре советские войска неожи­данно перешли в наступления. В кот­ле оказались 6-я немецкая и 8-я ита­льянская армии. Последний боевой вылет на Восточном фронте истреби­тели Regia Aeronautica выполнили 17 января 1943 г. Через пять дней пило­ты вернулись в Сталине, откуда, бро­сив 15 небоеспособных Макки, отбы­ли в солнечную Италию, где никогда не бывает ужасающей русской зимы.