Оборона Сицилии и Италии

 

На конференции в Касаблан­ке, проходившей в январе 1943 г. пре­зидент США Рузвельт и премьер-министр Великобритании Черчилль до­говорились после разгрома войск Оси в Северной Африке осуществить высадку на Сицилии. План уточни­ли на Трайдентской конференции в Вашингтоне (май 1943 г.), тогда же Черчилль предложил высадку в Сицилии продолжить вторжением в Италию, дабы ослабить давление немцев на Восточном фронте.

Десант на Сицилию считает­ся первым шагом в этой кампании, однако прежде союзники установили контроль над островом Пантеллерия, которые лежит в Средиземном море между Тунисом и Сицилией. Неболь­шой островок имел для итальянцев и немцев стратегическое значение - на­ряду с островком Лампедуза он слу­жил им «глазами». На Лампедузе и Пантеллерии стояли радиолокацион­ные станции.

ПВО острова Пантеллерия обеспечивала базировавшаяся здесь же эскадрилья истребителей С.202 из 151 Gruppo и ночное звено истреби­телей CR.42. Из-за постоянных об­стрелов с моря боевыми кораблями ВМС США и Royal Navy итальянцы приняли 21 мая 1943 г. эвакуировать все самолеты с Пантеллерии на Си­цилию.

Союзники захватили Пантеллерию 11 июня. В последние 11 дней боев за остров всего 250 итальянских и немецких самолетов числилось бо­еспособными, 57 из их сбили союзни­ки. В свою очередь, англо-американ­ская авиация лишилась над Пантеллерией 43 самолетов.

Армада союзников заканчива­ла подготовку к захвату южного фланга «крепости Европа». Тем временем итальянцы готовили Сицилию к обороне. Regia Aeronautica выста­вила 359 самолетов из следующих соединений: 4 Stormo (48 С.202), 9 Gruppo (C.205V), 10 Gruppo (C.205V), 21 Gruppo (12 С.202), 3 Gruppo (17 Bf.109), 150 Gruppo (25 Bf.109), зве­но из семи С.202 из 153 Gruppo. Авиа­ция базировалась на аэродромы Ка­тания, Чиниция, Комизо, Скьяцца, Палермо.

Кроме того, в центральной Италии имелось еще 60 боеспособ­ных истребителей, которые базиро­вались в римском аэропорту Чьямпино. Эти машины находились в готов­ности принять участие в обороне Сицилии. Истребители принадлежа­ли 3 и 51 Stormi (22, 160, 24 Gruppi, группы имели на вооружении С.202, C.205V, Re.2001, Re.2002). Ряд бом­бардировочных, разведывательных, истребительно-бомбардировочных и истребительных «автономных» под­разделений был рассеян по аэродро­мам Сардинии, Калабрии, Пуглии и Кампании, Корсики. Эти подразделе­ния также могли использоваться для отражения вторжения союзных войск на Сицилию.

К отражению десанта гото­вился и 2-й воздушный флот люфт­ваффе, в составе которого имелось пять истребительных, четыре истре­бительно-бомбардировочных и шесть бомбардировочных групп -примерно 350-400 самолетов. Немец­кая авиация базировалась на Сици­лии и Сардинии, в Калабрии, Пуглии и Кампании.

Даже теоретически немцы и итальянцы не могли противостоять воздушной мощи союзников. Амери­канцы и англичане с запада и восто­ка бомбами молотили по сицилийс­ким аэродромам в течение десяти дней и ночей. После таких налетов все аэродромы стали абсолютно не пригодны для использования их авиацией. Остатки своих самолетов итальянцы сконцентрировали на авиабазе под Катанией, где они и нашли свой конец. Разведывательные самолеты союзников обнаружили итало-немецкие истребители, после чего, 5 июня, 104 истребителя превра­тились в обломки под бомбовым дождем. Бомбардировщики союзников сбросили на Катанью груз мас­сой 1400 т.

Через два разведчики обнару­жили авиабазу в восточной Сицилии, где находился 71 итальянский и 179 немецких истребителей, а также во­семь бомбардировщиков. Базу по­стигла участь Катаньи.

К 9 июля потери Regia Aeronautica составили 220 машин, разбитых на аэродромах Сицилии и еще 53 самолета, сбитых в воздушных боях, люфтваффе потеряли 93 истре­бителя. После удара авиации союзни­ков по базам Скьяцца и Комизо де-факто прекратили существование 3 и 150 Gruppi, хотя 4 Stormo и 21 Gruppo понесли существенно мень­шие потери. В результате налета на Скьяццо 11 июля были уничтожены почти все базировавшиеся на Сици­лии итальянские мессершмитты, по­гибло 344 человека.

В первый же день вторжения на Сицилию, 10 июля, союзники бы­стро захватили аэродромы Гела и Пачино, на них с Мальты немедлен­но перелетели «Спитфайры» и «Уархоки». Реакцией итальянцев стал на­лет вечером 10 июля тринадцати бомбардировщиков Z. 1007 из Перуджии на десантно-высадочные сред­ства союзников. Несколько кораблей самолеты потопили, однако на базу не вернулось четыре Z.1007. Это был первый, но не последний налет - все­го в первый день вторжения итало-германская авиация совершила более 500 боевых вылетов на бомбежку ко­раблей союзников.

Для срыва вторжения на Си­цилию авиацию стягивали со всей Италии: восемь Re.2005 из 22 Gruppo, базировавшейся в Неаполе; восемь С.202 из 3 Stormo покинули Серветири; десять С.205 из 51 Stormo - Капотерро и Монтесератто; 14 Ju-87 из 13 Gruppo Tuffatori были на­правлены к Сицилии из Децимо. Кро­ме того, к участию в боях подключи­лись 15 CR.42 из 15 Stormo Assalto (аэродром Ористано), 32 Re.2002 из 5 Stormo (Таргиньо), 45 G.50 из 158 и 159 Gruppo Assalto (Пистоя), 14 Ju-87 из 121 Gruppo (Сиена), 11 S.84 (Лонато-Поццоло).

В первые дни сражения италь­янцы потеряли в воздушных боях и от огня зениток примерно 160 само­летов, причем 57 из них - между 10 и 12 июля. 16 июля командующий авиацией Оси на Сицилии получил приказ об эвакуации остатков своих подразделений. Через пять дней по­чти все уцелевшие самолеты переле­тели в Италию. На аэродромах Катарья и Гербини остались немногочисленные С.202 из 155 Gruppo и CR.42 из 46 Gruppo Assalto да немно­го мессершмиттов люфтваффе. Эти силы, конечно же, не могли оказать на ситуацию сколь-нибудь заметно­го влияния. Оборонявшие Сицилию 17 августа итальянские и германские войска сложили оружие.

В июле-августе истребители Regia Aeronautica совершили 1152 бо­евых вылета над Сицилией. К момен­ту падения обороны острова авиация союзников имела тотальное превос­ходство в воздухе над Сицилией.

Воздушная мощь союзников после падения Сицилии переключи­лась на нанесение ударов по терри­тории материковой Италии. Целью налетов являлось воздействие на мо­ральный дух гражданского населе­ния, налеты должны были стать пре­людией коллапса режима Муссоли­ни. Так и получилось. Ожесточенным бомбежкам подверглись Турин, Ми­лан, Генуя, Специя, Неаполь. Ослаб­ленные боями над Сицилией истреби­тели итальянских ВВС не могли зак­рыть небо страны от вражеских са­молетов. Тем не менее, пилоты Regia Aeronautica сбили не менее 275 само­летов противника.

Этот внушительный счет го­ворит о быстрой адаптации тактики истребителей Regia Aeronautica к противодействию тяжелым четырех­моторным бомбардировщикам. Изу­чив богатый германский опыт борь­бы с «Либерейторами» и «Крепостями», особенно отличились tenente Бордони Бислери и sergente Мажжори Горрини.

Точку поставили бомбарди­ровки Рима. Бенито Муссолини и его фашистскую партию отстранили от власти. В Италии с 25 июля 1943 г. установилась монархия во главе с королем Виктором-Эммануилом III. 3 сентября правительство маршала Пьетре Бадоглио подписало переми­рие с союзниками, через пять дней о перемирии было объявлено публич­но. В тот же день в Италии высади­лись американцы и англичане. Ита­лия раскололась на две части. На юге - поддерживали союзников, север продолжил войну в одном лагере с Германией.