ВВС на юге

 

После объявления войны Гер­мании 13 октября 1943 г. итальянское правительство юга страны заключи­ло военный союз со странами анти­гитлеровской коалиции, однако союз этот был не полный. Так же как и Aeronautica Reppublicana, Aeronautica Co-Belligerante испыты­вали серьезную нехватку самолетов, запасных частей, подготовленного летного состава, топлива и даже по­мещений для размещения личного состава.

Из всех подразделений Regia Aeronautica, базировавшихся на мо­мент заключения перемирия в Ценртальной Италии, лишь 8 Gruppo смогла перелететь на юг страны в демилитаризованную зону, как это было предусмотрено соглашением маршала Бадоглио с союзниками. Пер­воначально группу перевели в Тунис, но в конце осени 1943 г. она вернулась в Италию. Группой командовал maggiore Марио Басич, а на вооруже­нии находились устаревшие С.200.

Ряд частей, к примеру 4, 5, 51 Stormo, на момент подписания согла­шения базировались в демилитаризо­ванной зоне. Эти соединения остава­лись в Калабрии и на Сардинии до конца августа. Многие летчики само­стоятельно перелетали со всей Италии на южные аэродромы, не желая про­должать войну на стороне Германии.

С учетом нехватки ресурсов, отсутствия авиационной промыш­ленности (главные предприятия ита­льянского авиапрома находились в северных районах страны) было при­нято решение сформировать компак­тные, но эффективные ВВС. Даже такую скромную цель оказалось сложно достигнуть - все пригодные к использованию аэродромы и инфра­структуру моментально приспосаб­ливали под свои нужды союзники. Так завод Альфа Ромео в Помиглиано д'Арко стал обслуживать британ­ский автотранспорт.

Командование Aeronautica Co-Belligerante быстро рассталось с идеями пополнения численного со­става за счет постройки новых само­летов. Более реальным оказалось за­няться восстановлением поврежден­ных и брошенных машин из состава

Regia Aeronautica. Усилия имели оп­ределенный успех. Путем замены двигателей Даймлер-Бенц DB-601 на DB-605 удалось конвертировать в С.205 некоторое количество истреби­телей С.202.

Когда резервы «каннибализации» разбитых самолетов оказались исчерпанными, союзники сжалились и предоставили Aeronautica Co-Belligerante истребители Белл Р-39 «Аэрокобра» и Супермарин «Спитфайр» Mk V, а также средние бомбардировщики Мартин «Балтимор». Помощь союзников позволила ита­льянцам сформировать шесть gruppi. Только осмотрев новую технику ита­льянцы смогли понять какая про­пасть разделяла их собственную авиационную промышленность с авиационной промышленностью США или Великобритании.

Союзники не допускали под­разделения Aeronautica Co-Belligerante к боевым действиям над Италией. Большинство итальянских аэродромов занимала англо-амери­канская авиация. Собственные же ВВС Италии «выжимались» в южные районы. Небольшие группы самоле­тов Aeronautica Co-Belligerante бази­ровались на Сардинии.

Самолеты Aeronautica Co-Belligerante действовали также с аэро­дромов, расположенных в освобожден­ных районах Балкан. Более 500 выле­тов на снабжение югославских парти­зан совершили ВВС Италии в 1943-44 г.г. Raggruppamento Caccia, которой командовал tenente colonnelo Фанали обеспечивала сопровождение транс­портных самолетов и наносила удары по наземным целям, действую на пре­деле дальности полета своих истреби­телей. Действуя с плохо подготовлен­ных и оснащенных аэродромов (все лучшее - союзникам), Aeronautica Co-Belligerante постепенно теряла боеспо­собность. В подразделениях появилось много дезертиров. В конце-концов по­давляющая часть соединений Aeronautica Co-Belligerante зимой 1944-45 г.г. была расформирована. В то же время, небольшие хорошо под­готовленные подразделения сумели дотянуть до Дня Победы. Именно эти части заложили основу ВВС современ­ной Италии.