Франко Бордони-Бислери

 

Карьера Франко Бордони-Бислери в Regia Aeronautica стала продолжением спортивных достиже­ний пилота. Юноша не увлекся се­мейным бизнесом - его семья владе­ла торговой маркой известного по всей Италии ликера Ферро-Чайна Бислери. Парня увлекло небо, пого­ня за скоростью опьяняет сильнее ликера, пусть даже и знаменитого.

Франко Бордони-Бислери ро­дился 10 января 1913 г. в Милане. К моменту завершения обучения в пре­стижнейшем Сан-Карло Колледже Бодоне-Бислери успел проявить себя талантливым автогонщиком. Из-за проблем с носоглоткой надежда се­мейного бизнеса не прошел при по­ступлении в Regia Aeronautica медко­миссию, однако от неба не отказал­ся. Бислери получил диплом пилота-любителя и в 1937 г. все-таки про­рвался в ВВС, правда в качестве лет­чика запаса.

В ВВС Бислери призвали не­посредственно перед вступлением Италии в войну. В составе 95-й эс­кадрильи 18-й группы он принимал осенью 1940 г. участие в боях над Ла-Маншем. Бислери быстро убедился в отсталости своего CR.42 по сравне­нию с истребителями-монопланами RAF.

В январе 1941 г. 18-я группа вернулась в Италию, откуда ее почти сразу же перебросили в Северную Африку. Открытая кабина биплана условиям пустыни больше подходи­ла. Зимой в Европе летчики CR.32 и CR.42 замерзали на холодном ветру.

Бордони-Бислери получили прозвище «Робур», прозвище было связано с проходившей по всей Ита­лии в то время рекламной кампани­ей семейного ликера; на борту фюзе­ляжа своего биплана летчик написал свое прозвище - «Robur». Первую победу наследник ликероводов одер­жал в марте 1941 г. - его жертвой стал упавший в 100 км от Бенгази «Блен­хейм». Победа была засчитана как коллективная - на пару с Марчелло Лонги.

За время первой командиров­ки в Северную Африку Бордони-Бис­лери сбил несколько самолетов: два - в апреле, «Харрикейн» 14-го числа и «Бленхейм» 17-го; два - в июне (оба - «Бленхеймы»). В августе 18-я груп­па вернулась в Италию, где личный состав получил истребители G.50, но к моменту отправки в Грецию эти самолеты сменили более совершен­ные С.200. В Греции ни один летчик группы не смог добиться успеха в воздушных боях.

В июле 1942 г. группа вновь появилась в северной Африке. Перед личным составом поставили задачу наносить удары по наземным целям, оказывая поддержку наступающим соединениям Роммеля. Бордони-Бис­лери, однако, предпочел демонстри­ровать свои достижения в качестве «чистого» летчика-истребителя: с 20 октября по 7 ноября он сбил шесть истребителей Р-40 и бомбардиров­щик «Бостон». По иронии судьбы без царапины прошедший горнило воз­душных боев ас получил серьезные ранения в автокатастрофе. 19 нояб­ря раненого Бордони-Бислери эваку­ировали морем в Италию.

После длительного лечения летчик вернулся к службе в июне 1943 г., он был направлен на базу Черветери, где базировались подразделе­ния 3 Stormo. Летая на более скорос­тных и лучше вооруженных истреби­телях C.205V «Велтро», Stormo отве­чала за ПВО центральной Италии и в первую очередь - Рима. Над мате­риковой Италией в период с 30 июля по 5 сентября Бордони-Бислери сбил шесть «Летающих Крепостей» и один бомбардировщик В-26. Вместе со своим коллегой «Гиги» Горрини, Бордони-Бислери стал самым резуль­тативным итальянским летчиком-ис­требителем, оставшимся в живых после боев второй мировой войны. На его счету значилось 19 побед. Он был награжден тремя Серебряными медалями и Железным крестом вто­рого класса. После войны асу-ветера­ну все-таки пришлось заняться ликероводством., но для души Бордони-Бислери стал принимать участие в автогонках, причем с большим успе­хом: в 1953 г. он выиграл чемпионат Италии по автогонкам на спортив­ных автомобилях.

Бордони-Бислери погиб в авиакатастрофе 15 сентября 1975 г. Легкий одномоторный самолет SIAI-Маркетти F.260, который пилотиро­вал ветеран, в условиях плохой пого­ды столкнулся с горой Анчетта в Ли­гурии. Вместе с Бордони-Бислери погиб его десятилетний сын Франческо и друг Джанни Аллегри. Ас воз­вращался в Милан из Рима, где об­суждал проблемы, связанные с про­ведением соревнований парашютис­тов. В последние годы жизни Бордо­ни-Бислери являлся президентом Миланского аэроклуба. На смерть Франко Бордони-Бислери откликну­лась пресса всей Италии - погибший был уважаемым и известным челове­ком, но только редкие газеты вспом­нили в некрологах о Франко Бордо­ни-Бислери как об одном из лучших летчиков-истребителей Regia Aeronautica.