На службе после Второй мировой войны

По своим летно-техническим характеристикам "Инвейдер" являлся одним из самых скоростных и эффективных легких бомбардировщиков конца Второй мировой войны. Неудивительно, что после окончания войны самолет остался на вооружении американских ВВС. Резкое послевоенное сокращение вооруженных сил позволило американцам снять с вооружения бомбардировщики Дуглас А-20 "Хэвок", Норт Америкэн В-25 "Митчелл" и Мартин В-26 "Мародер". На вооружении ВВС и авиации Национальной Гвардии в сравнительно небольшом количестве в немногих бомбардировочных группах остались только легкие бомбардировщики "Инвейдер".

С началом войны в Корее 25 июня 1950 г. "Инваейдеры" вновь оказались востребованными в боевой обстановке. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что дело тут было не столько в выдающихся характеристиках аэроплана, просто самолет оказался в нужное время и в нужном месте. Единственной дислоцированной на Дальнем Востоке бомбардировочной группой, имевшей на вооружении легкие бомбардировщики, была 3-я группа (в составе 8-й, 13-й и 90-й бомбардировочных эскадрилий), которая дислоцировалась в Японии на авиабазе Джонсон. На вооружении группы состояли, главным образом, самолеты В-26В (обозначение самолета после войны было изменено с А-26 на В-26). Группу бросили в бои на Корейском полуострове. Первый боевой вылет в Корее "Инвейдеры" выполнили 28 июня 1950 г., нанеся удары по северокорейским железнодорожным станциям. На следующий день В-26В бомбили аэродром Пхеньян, на земле было уничтожено 28 северокорейских самолетов, воздушные стрелки "Инвейдеров" сбили один Як-3, который пытался атаковать бомбардировщики. Сбитый Як-3, скорее всего, относится к области легенд, так единственная "официальная" победа "Инвейдера" в воздушном бою над Кореей - это сбитый 23 июня 1951, г. По-2. "Кукурузник" сбил в ночном боевом вылете капитан Ричард Хейман из 8-й бомбардировочной эскадрильи 3-го бомбардировочного крыла. Ранее Хейман был летчиком-истребителем. Хейман вывел на северокорейский биплан наземный командный пункт аэродрома Кимпо. Летчик точно вышел в хвост По-2 и развеял биплан на кусочки в ночном небе.

В течении всей Корейской войны "Инвейдеры" использовались, в основном, как ночные бомбардировщики и штурмовики. В 1947 - 1948 гг. тактика ночных полетов на изоляцию района боевых действий активно отрабатывалась экипажами 47-й бомбардировочной группы, на вооружении которой тогда состояли "Инвейдеры". Как принято у военных всего мира, к 1950 г. тот опыт оказался прочно забытым. Экипажи двух "корейских" бомбардировочных групп учились на своих ошибках.

452-я бомбардировочная группа (лег-: кая) из состава резерва ВВС США базировалась в Лонг-Биче, шт. Калифорния. Группу перебросили в Корею на помощь 3-й бомбардировочной авиагруппы. Три эскадрильи группы - 728-я, 719-я и 730-я - были пере-: брошены сначала в Японии на авиабазу Мило, затем - в южнокорейский Пусан. Четвертую, 731-ю, эскадрилью 452-й группы придали непосредственно 3-й группе. Позже обе группы были преобразованы соответственно в 3-е и 17-е бомбардировочные авиакрылья. Эскадрильи 17-го авиакрыла получили новые номера - 34-я, 37-я и 95-я.:.

Летом 1951 г. 3-я группа перебазировалась из Японии на корейскую базу К-8 (Куньсань), а 452-я - на базу К-9 (Пусан). Радиус действия "Инвейдеров" с этих баз перекрывал половину Корейского полуострова. Ночные боевые полеты заставили уделить большее внимание штурманскому оборудованию. На часть самолетов установили радионавигационные системы ближнего действия SHORAN, с помощью которых экипажи могли точно выходить на стационарные объекты - мосты, туннели, ж.д. станции. На некоторых В-26В непрозрачные части фюзеляжей заменили прозрачными от В-26С, после чего на самолетах появились полноценные штурманы. Другой проблемой являлась подсветка целей. Одно время для подсветки использовали самолеты С-47 "Фарфлай", который взаимодействовали с "Инвемдерами", подсвечивая цели осветительными бомбами и ракетами. "Инвейде-ры" пытались оснащать прожекторами, но экипажам такой подход очень сильно не понравился, так как включенные прожектор моментально превращал самолет в отличную цель для зениток.

Экипажи этих двух авиакрыльев выполнили в Корее 55 000 боевых вылетов, главным образом, в темное время суток, уничтожив 38 500 единиц техники, 406 локомотивов и 3700 железнодорожных вагонов.

На момент начала войны в Корее в ВВС США имелось 1054 самолетов "Инвейдер", большинство из них находилось на хранении. За три года войны общие потери в самолетах данного типа составили 226 бомбардировщиков, причем только 56 машин было потеряно от огня противника. "Инвсйдеры" в Корее также выполняли дневные и ночные полеты на фоторазведку. Этой работой занимались самолеты из 162-н тактической разведывательной эскадрильи (с февраля 1951 г. - 12-я тактическая разведывательная эскадрилья), входившей в состав 67-го тактического разведывательного авиакрыла. С октября 1950 г. 162-я эскадрилья базировалась в Корее на аэродроме Талгер (К-2). Перемирие застало 12-ю эскадрилью на базе К-14 (Кимпо).

Война в Корее способствовала появлению новых модификаций "Инвейдсра", включая самолеты, оснащенные прожекторами, РЛС и инфракрасным оборудованием.