"Инвейдеры" в ВВС третьих стран

Первыми после ВВС США самолеты А-26 "Инвейдер" получили Королевские ВВС Великобритании, совсем немного и в самом конце Второй мировой войны. С окончанием войны в Европе прекратила существование и программа ленд-лиза, в рамках которой Великобритании поставлялись американские военные самолеты. После войны США предоставила "Инвейдеры" многим страна в рамках разнообразных программ оказания военной помощи, в том числе Турции, Франции, Перу, Чили, Саудовской Аравии, Кубе и Бразилии.

Больше всего "Инвейдеров" получила Франция. В ВВС Франции "Инвейдеры" эксплуатировались с 1951 по 1968 г. Французы получили самолеты двумя партиями. Первая (самолеты В-26В, В-26С и RB-26C) предназначалась для использования во Французском Индокитае и была поставлена в начале 50-х годов. Самолеты той партии: сохранили серийные номера ВВС США. После бесславного для французов окончания первой вьетнамской войны, уцелевшие "Инвейдеры" вернули американцам. Большинство этих самолетов после Индокитая доживало свой век на филиппинской авиабазе Кларк-Филд.

Для использования в Европе и в Северной Африке французы закупали "Инвейдеры" в разных местах. Изначально были куплены самолеты, предназначенные для использования по различным программам летных испытаний (самолеты получили гражданскую регистрацию) и в качестве буксировщиков мишеней. В июле 19S6 г. была закуплена партия самолетов, предназначенная для вооружения двух бомбардировочных эскадрилий, которым предстояло воевать в Алжире. В Великобритании были куплены самолеты RB-26C, предназначенные' для вооружения одной разведывательной эскадрильи. Несколько уникальных модификаций "Инвейдера" разработали сами французы в начале 60-х годов, включая RB-26Р, оснащенный фотоаппаратурой французского производства; самолет B-26APQ-13 для тренировки операторов РЛС и ночной истребитель B-26N. Несколько самолетов модернизировались французами в рамках нескольких программ летных испытаний. Франция не осталась единственной страной, приложившей руку к конструкции "Инвейдера". В Чили был создан вариант TB/B-26D с новой конфигурацией наступательного стрелкового вооружения в носовой части фюзеляжа. В Бразилии несколько бомбардировщиков переделали в транспортные самолеты. По гражданским каналам самолеты В-26 были проданы в Доминиканскую республику, Индонезию, Гватемалу, Никарагуа, Португалию, Биафру, Сальвадор и Гондурас. К поставкам самолетов в Никарагуа и Гватемалу приложило свою длинную волосатую руку ЦРУ США. Последним военным "Инвейдором" стал единственный В-26В ("276", затем "510") ВВС Гондураса, проданный 7 декабря 1982 г.

Франция

ВВС Фракции стали вторыми в мире после ВВС США по количеству состоящих в них самолетов А-26/В-26 "Инвейдер". Когда Франция основательно увязла в Индокитае, США стали оказывать ей военную помощь. Частью этой помощи стали самолеты "Инвейдер" модификаций А-26В и А-26С. За три года ВВС Франции получили в рамках программы военной помощи 111 "Инвейдеров", которые поступили на вооружение трех бомбардировочных групп (GB-1/19 "Гасконь", GB-I/25 "Тунис" и GB-1/91 "Бургундия"). Кроме того "Инвейдеры" поступили на вооружение разведывательного подразделения ERP-2/19 "Арманьяк".

Американцы предоставили французам "Инвейдеры" буквально по первой просьбе, не смотря на то, что самолеты А/В-26 остро требовались самим янки в Корее. Международная капиталистическая солидарность, однако. Первые четыре В-26 прибыли на авиабазу Тан Сон Нет 4 ноября 1930 г. Французским экипажам "Инвейдеры" очень понравились - пилоты высоко оценили скоростные и маневренные качества самолета, его высокую бомбовую нагрузку и мощное стрелковое вооружение. Ничего удивительного - до прибытия в Индокитай "Инвейдеров" на бомбардировку летали одномоторные истребители и эрзац-бомберы на базе транспортных С-47. В воздухе Вьетнама противников у французов не имелось, поэтому верхние пулеметные турели "Инвейдеров" неподвижно фиксировались стволами вперед, усиливая наступательную мощь бортовой пулеметной батареи при штурмовках наземных целей, а нижние -вообще демонтировались. С А-26С французы часто снимали носовые фюзеляжные пулеметы, так как при стрельбы они вызывали сильную вибрацию в передней кабине и слепили штурмана; взамен снятых пулеметов, для сохранения огневой мощи самолета на должном уровне, пулеметные контейнеры подвешивались под крыло.

В Индокитае по разным причинам было потеряно 25- "Инвейдеров", один самолет французы оставили у себя для испытания, а остальные в 1954 г. после завершения войны во Вьетнаме вернули американцам.

Вскоре французам вновь потребовались американские бомбардировщики - Париж вляпался в очередную колониальную войну, но уже на другом конце света: в Алжире. Для Алжира французы закупили 48 самолетов А-26, поступивших на вооружение двух бомбардировочных учебно-тренировочных подразделений (CIB-328 и CIB-329), подразделения ночных истребителей ECN-1/71, двух бомбардировочных групп (GB-12/91 "Гасконь" и GB-2/91 "Гиен") и двух разведывательных групп (ERP-1/31 "Арманьяк" и ERP-2/32). После проифыша Францией алжирской войны все эти части были расформированы, но "Инвейдеры" переправили во Францию, где самолеты использовались как курьерские, транспортные и в качестве летающих лабораторий в программах летных испытаний различного бортового оборудования. Последний "Инвейдер" был снят с вооружения ВВС Франции в 1968 г.

Бразилия

ВВС Бразилии в ряду эксплуатантов "Инвендеров" стоит на третьем месте вслед за ВВС Франции. В середине SO-х Бразилия закупила в США 36 самолетов В-26В/ С. В 1968 г. большая часть этих машин прошла в США на фирме Хамильтон Эйркрафт из Таксона модернизацию до уровня В-26К. Модернизированные "Инвейдеры" поступили на вооружение 1-й эскадрильи 10-й группы ВВС Бразилии. "Инвейдеры" оставались на вооружении ВВС Бразилии до 1976 г., когда из сменили реактивные самолеты АТ-26 "Шаванте" (бразильское название итальянского учебно-боевого самолета МВ-326).

Чили

С декабря I9S4 г. по март 1958 г. ВВС Чили получили 34 самолета В-26С и четыре В-26В. В чилийских ВВС "Инвейдеры" пришли на смену состоявшим на вооружении 8-й группы бомбардировщикам B-2S "Митчелл". Группа базировалась в Аутофагасте. На протяжении длительного срока эксплуатации немало чилийских "Инвейдеров" разбилось, последние две летные машины использовались в качестве транспортных самолетов в 10-й группе (авиабаза Лос Серрилос) до 1976 г.

Биафра

Мятежная провинция Нигерии закупила один или два В-26 в период неудачной войны за независимость

.
Китай

Неустановленное количество "Инвейдоров" получил националистический Китай (Тайвань). Самолеты использовались для тайных операций над континентальным Китаем, по крайней мере в 1958 г. Большинство китайских "Инвейдеров" было окрашено в черный цвет и лишено всяческой маркировки кроме серийных номеров, нанесенных на вертикальное оперение.

Колумбия

ВВС Колумбии получили 19 самолетов В-26В/С в 1954 - 1956 г.г. В конце 60-х годов восемь уцелевших колумбийских "Инвейдеров" прошли модернизацию до уровня В-26К. Эти самолеты эксплуатировались в ВВС Колумбии до середины 80-х годов.

Конго

В период войны в бельгийском Конго в начале 60-х годов здесь действовали В-26К с кубинскими экипажами. Операциями "Инвейдеров" руководили люди из ЦРУ США. Девять самолетов состояло на вооружении 211-й эскадрильи, "Инвейдеры" использовались, главным образом, для борьбы с партизанами.

Куба

18 самолетов В-26В/С и ТВ-26С были закуплены ВВС Кубы незадолго до прихода к власти в Гаване майора Фиделя Кастро Рус. После падения режима Батисты "инвейдеры" перешли по наследству к Революционным ВВС Кубы. В апреле 1961 г. эти машины помогли отразить высадку десанта "гусанос" в заливе свиней. В свою очередь, "гусанос" поддерживали "Инвейдеры" ЦРУ США, действовавшие с базы в Никарагуа. Потери в самолетах В-26 имелись с обоих сторон.

Кубинские контрреволюционеры

ВВС Кубы в противовес Революционным ВВС Кубы создавались людьми ЦРУ и на деньги ЦРУ США. "Гусанос" получили 17 самолетов В-26В/С. Над заливом свиней контрики потеряли не менее пяти "Инвейдеров", причем два сбитых самолета пилотировали американские наемники.

Доминиканская республика

В конце 50-х годов Доминиканская республика закупила в различных местах девять "Инвейдеров". Уцелевшие самолеты в конце 60-х годов возможно довели до уровня В-26К.

Гватемала

Семь В-26В и один В-26С были закуплены Гватемалой в начале 60-х годов. Еще один "Инвйедер" гватемальцы купили после провала кубинской авантюры ЦРУ в заливе Кочинос, в ВВС Гватемалы эта машина получила регистрацию "FAG-420". "Инвейдеры" эксплуатировались в Гватемале до начала 70-х годов, когда им на смену пришли реактивные штурмовики А-37В.

Индонезия

На вооружении 1-й эскадрильи ВВС Индонезии состояли бомбардировщики В-25J и В-26В до начала 60-х годов. Позже "Инвейдеры" эксплуатировались в подразделениях второй линии до конца 60-х годов. На смену "Инвейдерам" пришли реактивные бомбардировщики Ил-28 советского производства. Изменение политического курса Джакарты привело к тому, что Илы остались без запасных частей, после чего уцелевшие В-26 вновь стали бомбардировщиками первой линии. Последние боевые вылеты индонезийские "Инвендсры" выполнили в 1976 г. против повстанцев в Восточном Тиморе.

Лаос

Мало чего известно об эксплуатации "Инвейдеров" в Лаосе, тут опять прослеживается волосатая лапа ЦРУ США. По некоторым сведениям, на В-26 в Лаосе летали экипажи ВВС США, сданные в лизинг своим командованием парням из Лэнгли.

В марте 1961 г. на авиабазе Такли базировалось А-26В авиакомпании "Эйр Америка". Данная авиакомпания была "подставой" ЦРУ. Самолеты "Эйр Америки" пилотировали пилоты ВВС США, временно или постоянно оставившие службу и заключившие контракт с ЦРУ. Четыре "Инвсйдера" перелетели в Лаос с Тайваня в I960 г. Они были окрашены в черный цвет и не несли опознавательных знаков, вооружение носовой части фюзеляжа -шесть 12,7-мм пулеметов. Весной 1961 г. в Такли с Окинавы перебросили еще несколько самолетов В-26В/С. Эти машины летали неокрашенными и тоже без опознавательных знаков. По ряду публикаций можно сделать вывод, что ЦРУ имело серьезные планы относительно боевого применения "Инвейдеров" в Лаосе, но планы пришлось аннулировать под давлением Белого Дома, в котором справедливо опасались повторения в Лаосе кубинского провала в заливе Свиней.

В 1967 г. кампания "Эйр Америка" использовала в Лаосе минимум один "Инвей-дер", модернизированный в транспортно-пассажирский самолет (борт "N46S98"). Самолет использовался для точного сброса грузов беспарашютным способом с малых высот, в кормовой части грузо-пассажирской кабины имелась рампа; самолет был оснащен РЛС, способной работать в режиме картографирования местности.

Гондурас

Ну что тут сказать: в Гондурасе - президент ... В 1969 г. этот президент купил один В-26В в Коста-Рике у частного лица. Самолет вооружили и полностью перекрасили в темно-зеленый цвет, а еще нарисовали акулью пасть в носовой части фюзеляжа. Борт получил регистрацию "FAH-510". Самолет эксплуатировался Гондурасом в течение очень короткого периода.

Мексика

Мексика закупила десять "Инвейдеров", большинство из них в начале 60-х годов прошли конверсию в пассажирские самолеты, предназначенные для VIP-перевозок. Два самолета были проданы Франции. Мексиканские "Инвендсры" прекратили летать в середине 70-х годов.

Никарагуа

ВВС Никарагуа получили в 1958 г. один В-26, еще четыре В-26В достались никарагуанцам после провала десанта кубинцев в заливе Свиней в 1961 г. В середине 60-х Никарагуа в различных источниках закупила еще девять В-26. Самолеты эксплуатировались в ВВС до падения режима Сомо-сыв 1979 г.

Перу

Перу закупила восемь В-26С в середине 50-х годов, а в конце SO-х годов - еще восемь В-26В/С. "Инвейдерами" заменили бомбардировщики B-2S, состоявшие на вооружении 21-й бомбардировочной эскадрильи. В свою очередь, в конце 60-х годов на смену "Инвейдерам" пришли "Канберры".

Португалия

В 1966 г. Португалия купила 20 самолетов В-26 для использования их в Анголе для борьбы с местными повстанцами, но поставлено было только семь самолетов - остальные были конфискованы по решению Конгресса США. В боевых действиях португальские "Инвейдеры" участия не принимали, хотя в отношении данного утверждения есть определенные сомнения: два самолета точно попали в Анголу, но вот летали они или нет на боевое применение?

Великобритания

В 1944 - 1945 г.г. Великобритания купила в США три "Инвейдера" для проведения оценочных испытаний. По результатам испытаний была заказана партия из 140 самолетов "Инвейдер I". Из этой партий в Британию попало только два самолета. Все пять "британских" В-26 после войны были возвращены США.

Саудовская Аравия

В 1955 г. Саудовская Аравия получила пять В-26В, которые поступили на вооружение базировавшейся в Джидде 3-й эскадрильи. Из-за низкой квалификации лстно-технического состава и нехватки запасных частей самолеты практически не поднимались в воздух.

Турция

В 1948 г. на вооружение турецких ВВС поступило 28 самолетов В-26В/С, часть из них заменила в 1 батальоне 2-го полка бомбардировщики "Балтимор", остальные поступили на вооружение 10-о полка и в бомбардировочное училище в Эскисечире. В конце 50-х годов "Инвейдеры" сияли с вооружения частей первой линии, а в 1959 г. окончательно списали из ВВС.

Вьетнам

"Ивейдеры" с опознавательными знаками ВВС республики Вьетнам летали в начале 60-х годов - то были самолеты ВВС США из "Фэрм Гэйт". В 1970 г. американцы передали южновьетнамцам несколько А-26А. Самолеты базировались в Ня Транге, детали их эксплуатации остаются неизвестными. Под эгидой ЦРУ США "Инвейдеры" летали над Карибским морем (Гаити), в Азии (минимум один В-26 "носил" опознавательные знаки ВВС Камбоджи). Эта страница истории самолета В-26 еще ждет своего компетентного в делах плаща и кинжала историка.