"Хэмпдены" в России

Осенью 1942 года две эскадрильи "Хэмпденов", 144-я и 455-я, вошли в состав авиасоединения, которое должно было обеспечить прикрытие конвоев, идущих в советский порт Мурманск. Для отправки в Россию каждое подразделение должно было подготовить по 11 самолетов.

Перелет оказался опасным - один "Хэмпден" был сбит советскими истребителями пилоты которых приняли его за Мессершмитт Me 110. Самолет сел на воду в районе устья реки Колы и его экипаж, за исключением убитого ещё в воздухе стрелка, перебрался в спасательную лодку. При подходе к берегу англичане были встречены ружейным огнем, правда, вскоре инцидент удалось уладить. Ещё два "Хэмпдена" совершили вынужденную посадку на советской территории из-за нехватки горючего, один из них был разбит настолько сильно, что отремонтировать его не представлялось возможным. По пути было потеряно ещё шесть торпедоносцев: три были сбиты немецкими истребителями над Финляндией, два разбились в Швеции, а ещё один, заблудившись, совершил вынужденную посадку в Финляндии.

Базируясь на аэродроме Ваенга под Мурманском, английские экипажи действовали в очень тяжелых условиях, при скверной погоде, в отсутствии средств радионавигации и не очень дружелюбно настроенном местном населении. Англичане очень быстро научились выпускать шасси - признак сдачи - при приближении советских истребителей.

Единственной боевой операцией оставшихся 23 "Хэмпденов" было прикрытие конвоя PQ-18 - 14 сентября в течение 7 часов они патрулировали подходы к Альтен-фьорду, где тогда базировался немецкий линкор "Тирпиц". После завершения проводки конвоя было принято решение вернуть экипажи на родину, оставив самолеты русским, о чем последние сделали формальный запрос 1 октября. 12 октября "Хэмпдены" были официально переданы советской стороне, а 22 октября личный состав английских эскадрилий отправился домой на борту транспорта "Аргонавт".

Русские оснастили один из самолетов сдвоенным управлением, решив задачу, которая оказалась не по плечу англичанам. В конечном итоге 17 "Хэмпденов" оказались в состава 24 МТАП. Эти машины участвовали в борьбе с немецкими конвоями у побережья Норвегии и сумели потопить ряд судов. Но нехватка запчастей и боевые потери вели к уменьшению числа боеспособных торпедоносцев - к июню 1943 года они оставались только в 3-й эскадрилье 24 МТАП. Последний боевой вылет "Хэмпденов" на советско-германском фронте состоялся 4 июля Борьбу с немецкими конвоями и патрулирование британские эскадрильи "Хэмпденов" вели до конца 1943 года, когда им на смену пришли "Бьюфайтеры". Первой сдала свои "Хэмпдены" 144-я эскадрилья, это произошло 19 января 1943 года. За ней последовали 415-я эскадрилья - 23 сентября, 489-я - 26 октября и 455-я - 10 декабря.