"Томагауки" и "Киттихауки"

В годы Второй мировой войны истребители "Кертисс" Р-40 воевали практически на всем протяжении советско-германского фронта. "Томагауки" и "Киттихауки" с красными звездами принимали участие во всех решающих сражениях: битве под Москвой, у Сталинграда, обороне Ленинграда, на Кубани, на Курской дуге и далее вплоть до освобождения Восточной Пруссии. Правда, везде (кроме Севера) их количество было относительно невелико (как правило, не более одного - двух полков на воздушную армию), и поэтому решающего воздействия на ход сражений они не оказали.

Р-40 находились на вооружении трех основных родов авиации СССР: ВВС Красной Армии (ВВС РККА), ВВС Военно-морского флота (ВВС ВМФ) и авиации ПВО. Советский Союз стал фактически вторым (после Великобритании) импортером истребителей Р-40. Всего в 1941-44 гг. было получено 247 "Томагауков" и 2178 "Киттихауков" (Р-40Е, К, М и М), что выводит самолет на четвертое место после Р-39, "Харрикейна" и Р-63. Вместе с поставками "Харрикейнов" британское правительство летом 1941 года предложило поставить истребители Кертисс "Томагавк".

Первую партию "Томагауков", которая включала 20 Р-40 ранних серий, отправили из США в СССР в сентябре 1941 г. Она была куплена за золото, а не по линии "ленд-лиза", действие которого распространили на СССР лишь с 7 ноября. К тому времени в Архангельск уже прибыли английские "Томагауки". 31 августа с "пробным" конвоем PQ-0 "Дервиш" было получено 7 "Томагау-ков" ПА (номера RAF от АН965 до АН971) и 17 - модели ПВ (АК196-198, 242-247, 250, 253, 255-258, 300, 311). Эти варианты отличались лишь радиооборудованием и крыльевым вооружением: на ПА устанавливались английские КВ-станции и пулеметы "Браунинг" калибром 7,69 мм, на ПВ - американские УКВ-станции и 7,62-мм "Кольт-Браунинги".

На специальном аэродроме с деревянным покрытием, срочно построенньш заключенными ГУЛАГа и названным "10-й километр", истребители под наблюдением английских авиатехников собрали и облетали. С помощью двух американских летчиков-инструкторов лейтенантов Джона Алисона и Хуберта Земке в период с 10 по 29 сентября был подготовлен ряд советских пилотов, которые воздушным путем перегнали самолеты в 27-й запасной авиаполк (ЗАП).

Кроме того, переобучение происходило и в других ЗАПах, включая 25-й в Азербайджане и 14-й и 22~й к востоку от Москвы.

27-й ЗАП базировался на аэродроме Кад-ников, что в 140 км от Вологды по железной дороге Вологда-Архангельск. Он был сформирован в августе 1941 года специально для переучивания на "Томагауки" и "Харрикей-ны". В 1941-42 гг. он стал основными "воротами", через которые "Томагауки" поступали в авиаполки ВВС РККА. Здесь прошли подготовку 126-й, 154-й, 159-й, 964-й ИАП и десятки отдельных экипажей. 2 ноября полк переформировали на двухэскадриль-ный состав (штат 015/177), и на 27 декабря в нем числилось 15 "Томагауков" ПВ (АН974, 978, АК172, 197, 243, 247, 250, 258, 321,327, 342, 345, 363, 388, AN493), 4 двухместных учебных истребителя Як-7В и 2 УТИ-4. Несмотря на трудности, появившиеся при зимней эксплуатации (отказы мото ров, электрогенераторов и других агрегатов стали причиной ряда аварий), инструкторы 27-го ЗАП считали "Томагаук" достаточно простым в пилотировании и вполне доступным летчикам средней квалификации. Благодаря высокой прочности он выдерживал неизбежные в учебном процессе грубые посадки и даже аварийные приземления на фюзеляж, так что за 14 месяцев интенсивной эксплуатации было списано всего пять самолетов (АН974, АК316, 196, 243,321).

Динамика поступления самолетов этого типа в ВВС КА следующая:
которым командовал майор В. М. Найденко - один из наиболее опытных пилотов ВВС РККА, успевший повоевать в Испании (3 победы), на Халхин-Голе (4 победы) и в Финляндии. Этот полк воевал с 22 июня на И-16 и МиГ-3, получив хороший боевой опыт. Два летчика части, старшие лейтенанты С.Г. Ридный и В.Г. Каменщиков, Указом от 9 августа 1941 г. были удостоены звания Героя Советского Союза (далее ГСС). "Томагаук" оказался несложным в освоении, и с 1 октября полк приступил к учебным полетам, но уже через два дня ему пришлось срочно убыть на фронт. 126-й ИАП в составе двух эскадрилий (20 самолетов) перелетел на аэродром Чкаловская и начал боевую работу по обороне Москвы. С 25 октября 1941 года по 25 апреля 1942 года в составе 6-го авиакорпуса ПВО полк выполнил 666 боевых вылетов на прикрытие войск Калининского и Западного фронтов, а также 319 - для защиты Москвы. На боевой счет части были записаны 29 самолетов противника. Свои потери составили 4 машины и 2 летчика. С наибольшей интенсивностью полк воевал в течение первого месяца пребывания под Москвой, совершив 685 вылетов и добившись 17 побед.

В мае 1942 года 126-й ИАП был перевооружен на Р-40Е, на которых летчики летали до конца сентября 1942 года. После отступления немцев полк оказался в глубоком тылу и в спокойной обстановке до конца августа совмещал освоение "Киттихауков" с задачами ПВО Москвы и Подмосковья. В конце лета к ним добавилось эскортирование правительственных самолетов по маршруту Москва-Арзамас-Куйбышев.

Затем полк перебросили на наиболее "горячий" на тот момент участок фронта -под Сталинград. 28 августа 126-й ИАП, сформированный по штату 015/174 (три эскадрильи), но располагая всего 18 самолетами и 50% положенного технического состава, поступил в состав 268-й ИАД и разместился на аэродроме "Солодовка". Положение под Сталинградом было тяжелым, и в этом аду хорошо подготовленный полк сгорел, как спичка - всего за неделю. Начало складывалось неплохо: 29 августа летчики сбили Ме-109Ф, Ю-88 и ФВ-189 ценой потери одного Р-40Е, 30 августа - 5 Ме-109Ф и 5 Не 111 при потере 3 Р-40Е, на следующий день - 10 Ме-109Ф, 1 Не 111 и 1 Ю-87 за 2 сбитых и 2 подбитых Р-40Е. Но перелом наступил уже 5 сентября: за два "Мес-сершмитта" и один Ю-88 пришлось заплатить четырьмя "Киттихауками": два были уничтожены в бою и два столкнулись в воздухе. В тот день был сбит и тяжело ранен командир полка. Хотя летчик смог привести свой самолет на аэродром, но врачам спасти ногу летчику не удалось. 21 апреля 1943 года Найденко был награжден званием Героя Советского Союза. В конце войны ас вернулся в полк, совершив еще несколько вылетов, доведя свой счет побед до 10 личных и 29 групповых побед.

Оставшиеся в строю четыре самолета пришлось перевести на боевое дежурство над своим аэродромом.

Всего до 13 сентября 126-й ИАП выполнил 194 самолето-вылета, причем все сопровождались боями с противником. 163 вылета пришлось на сопровождение штурмовиков Ил-2. Летчики полка провели 29 групповых и 24 индивидуальных воздушных боя, в которых уничтожили 36 самолетов противника. Потери составили 13 самолетов, 7 летчиков не вернулись с боевых заданий и 5 получили ранения. 18 сентября полк отвели в тыл, где он был перевооружен на Ла-5 и в дальнейшем воевал только на советских типах самолетов.

Другим асом 126-го ИАП был капитан Александр Смирнов, который одержал шесть личных и три групповых победы, воюя в составе 22-го ИАП на Халкин-Голе. В 126-й ИАП попал в начале 1941 года, с началом войны выполнил 98 штурмовых атак, одержав 13 личных и 8 групповых побед. В начале 1942 года был сбит и попал в плен. Продолжал воевать до конца войны, совершив 426 боевых вылета, проведя 107 воздушных боя, одержав 30 воздушных побед - 16 лично и 14 в составе группы (с учетом Халгин - Гола).

В 1996 году за мужество и отвагу, проявленные в годы Великой Отечественной войны, Александру Ивановичу Смирнову присвоено звание Героя Российской Федерации.

Еще одним результативным летчиком полка был младший лейтенант Степан Ридный. Получил летную подготовку до войны, войну начал летая на МиГ-3 и И-16. За 20 дней июля он одержал 8 побед, но был сбит три раза. Был удостоен звания Героя Советского Союза 9 августа и получил звание старшего лейтенанта.

После перевооружения 126-го ИАП на Р-40В Ридный сбил по одному Не-111 5 и 14 декабря, а 3 февраля 1942 - Ме-109 и Хш-126. Через 24 часа он сбивает Ю-52 (второй такой самолет пошел на его счет как групповая победа). Блестящая карьера аса оборвалась 17 февраля 1942, когда во время взлёта на его "Томагауке" (АК325) "обрезало" мотор и самолет упал, похоронив летчика. На тот момент на его счету было 10 личных и 11 групповых побед (из них 5 личных и 1 в группе были одержаны на "Томагауке").

Еще одним асом полка был Петр Беляс-пик, который одержал семь побед на "Томагауке" во время "Битвы за Москву", еще четыре - над Сталинградом. В феврале 1943 года был повышен в звании до майора и получил должность штурмана полка. Получил звание Героя Советского Союза 28 апреля 1943 года. Белясиик до конца войны 250 боевых вылетов, одержав 9 личных и 17 групповых побед.

Двумя результативными летчиками 126-го ИАП, летавшими на Р-40В, были лейтенанты Иван Левша (к маю 1942 года 14 побед) и Семен Левин (9 побед). Большинство из своих 16 побед на "Томагауке" одержал и лейтенант Е.Е. Лозовой.

Следующими полками, перевооруженными на "Томагаук", были 154-й, 159-й и 196-й ИАПы, которые базировались преимущественно на Северном фронте около Ленинграда.

Вторым в советских ВВС в бой на "То-магауках" вступил 154-й ИАП под командованием батальонного комиссара А.А. Матвеева. Он начал свою летную карьеру в 1933 году. Получил боевой опыт на Халгин Голе, где одержал две личные и пять групповых победы. Начало войны встретил комиссаром полка 17-го ИАП. Первые свои победы одержал под Москвой. В 154-й ИАП был направлен 14 ноября.

После переучивания в 27-м ЗАП и переформирования па штат 015/284 (2 эскадрильи, 20 самолетов) он 26 ноября 1941 года убыл на Ленинградский фронт (аэродром "Подборовье"). В декабре к нему присоединился 159-й ИАП. Оба полка вошли в состав Восточной оперативной группы, прикрывавшей воздушный мост в осажденный Ленинград. Транспортные самолеты ПС-84 (Ли-2) перебрасывали в осажденный город продовольствие и другие грузы. Обратными рейсами вывозили женщин, детей, стариков, раненых.

К марту 1942 года 154-й ИАП располагал всего семью "Томагауками" и столькими же "Киттихауками", однако запчастей было очень мало. Особенно остро ощущалась нехватка двигателей. Поскольку заграничные "Аллисоны" не поступали, а истребители требовались срочно, то командира полка предложил проработать установку на Р-40Е...советских моторов М-105П! На 1-й авиаремонтной базе 13-Й Воздушной Армии (ВА) таким образом было переделано более 40 истребителей (а заодно несколько машин переоборудовали в двухместные). Одновременно устанавливались четыре направляющие для РС-82.

Естественно, установка менее мощного мотора привела к ухудшению характеристик самолета - так, максимальная скорость Р-40Е с мотором М-105П и винтом ВИШ-61П снизилась на 12 км/час (с 477 до 465 км/час). Поэтому переделанные самолеты поспешили передать в другой полк - 196 ИАП)

Весной - летом 1942 года 154-й ИАП понес тяжелые потери и 21 ноября переименованный в 29-й ГвИАП полк был отведен в тыл и перевооружен на Як-7. 6 мая 1943 года Матвеев получил звание полковника и переведен в штаб дивизии (хотя и тут он умудрился выполнить несколько боевых вылета). Общее количество его побед неизвестно, но за войну он одержал как минимум шесть личных и 9 групповых (большинство на Р-40). Еще два результативных летчика 154-го ИАП Петр Покрышев и Петр Пилютов большинство своих побед одержали именно на Р-40. Пилютов вступил в РККА в 1928 году, закончил авиационно-техническое училище в 1932 году, через два года участвовал в знаменитой эпопее по спасению экипажа "Челюскина". Потом было обучение в знаменитой Каче. Летом 1938 году он воевал на Ха-сане, потом был советско-финская война, где он одержал шесть побед. К июню 1941 года он командовал 4-й эскадрильей 154-го ИАП на Ленинградском фронте. Один из первых освоил МиГ-3. К марту 1942 году (когда он стал заместителем командира полка) он был в звании майора. Он один из первых советских командиров, которые в бою опробовали тактику пары.

Пилютов участвовал в драматических схватках над Ладогой зимой 1941 года. В одном из вылетов ему пришлось выдержать бой с желтоносым Bf 109E "Желтая 19" (вероятно из состава JG 54). Противостояние продолжалось 30 минут, однако противники были равны по силам и поэтому оно закончилось безрезультатно.

А через несколько дней (17 декабря) Пилютов сделал свой 170-й вылет. На одном из немногих оставшихся в полку И-16 он вылетел на сопровождение транспортных Ли-2, которые вывозили детей из окруженного Ленинграда. Над Ладогой группа была перехвачена шестеркой "мессеров". В ходе боя "Желтый 19" сбил Пилютова, который смог посадить поврежденный самолет на лед.

Тяжелораненый летчик был вытащен из обломков советскими солдатами (потом в теле насчитали около 20 осколков). Однако уже через четыре дня ас вырвался из гослиталя на фронт. Его главной мечтой была месть летчику "Желтой 19". Вскоре ему удалось сбить один первых на этом участке фронта Bf 109F (потом в обломках были найдены отметки о 15 победах, правда из них советской была только одна). И наконец 23 января 1942 года Пилютов сбивает злочаст-ную "Желтую 19".

Интересно, что многими годами позже в одном из берлинских пабов Пилютов разговорился с бывшим летчиком Люфтваффе, который хорошо говорил по русски. Естественно, что в разговоре двух летчиков факт противоборства с "Желтой 19" не прошел незамеченным. Каково же было удивление советского аса когда его собеседник сообщил ему что именно он сидел в кабине того истребителя. Интересен и тот факт, что немец не был асом, попал в плен, где выучил русский язык и после войны остался жить в Восточной Германии.

Пилютов же был удостоен звания Героя Советского Союза 10 февраля 1943 года, а к концу войны одержал 17 побед лично и 4 в группе (неизвестно включены ли сюда победы в финскую). Уволился в 1955 году в звании полковника.

Петр Покрышев закончил летную школу в 1935 году, впервые "понюхал пороха" в составе 7-го ИАП в ходе советско-финской войны. Был дважды сбит зенитным огнем и одержал две победы. Начало войны встретил в звании старшего лейтенанта в 154-м ИАП. В июле одержал еще пять побед, летая на И-16. В ноябре переучился на "Тома-гаук" и под его командованием эскадрилья выполнила 950 боевых вылетов и сбила 30 вражеских самолета при потере шести Р-40 и четырех летчиков. Позже эскадрилья летала на "Киттихауках" (с марта 1942 года), Як-7 ( с января 1943 года). В феврале 1943 года Покрышев получил звание Героя Советского Союза. Вторую Звезду получил 24 августа 1943 года (на тот момент на его счету было 22 личные победы, одержанные в 50 боях и в 282 вылетах). Вскоре ас был повышен до майора и получил под командование 159-й ИАП. Всего к концу войны его счет составил 31 личная и 7 групповых побед, одержанных в 77 воздушных боях за 309 вылетов.

Еще одним асом, который летал на Р-40 в составе 154-го ИАП, был лейтенант Андрей Чирков. Летное обучение получил до войны, участвовал в советско-финской войне, был сбит, но смог избежать плена и самостоятельно вернуться в часть. На момент вторжения Германии летал на И-16 и Як-1 в составе 158-го ИАП, за короткое время одержал семь побед (но при этом сам был сбит один раз и дважды ранен). В конце 1941 года был переведен в 154-й ИАП на "Томагауки".

20 января 1942 года он впервые таранил на Р-40 самолет, названный им"Хе-113". Но и выбросился из разваливавшегося самолета с парашютом над территорией, контролированной немцами и две недели выбирался к линии фронта.

Продолжал летать на "Киттихауках" до того момента, пока полк не был перевооружен на Як-7 в 1943 году. 4 февраля 1944 года майор Чирков был удостоен звания Героя Советского Союза, стал командовать 196-й ИАП с весны !944 года. На тот момент на вооружении полка были как P-40N, так и Р-39. Уже 19 июня Чирков сбивает финский истребитель (его жертвой стал финский ас с 75-ю победами капитан Ханс Винд). Однако и сам советский ас был сбит и снова над вражеской территорией! Но в этом случае он не только сам вышел к своим, но и привел двух пленных финнов. Войну закончил с 29 личными и 9 групповыми победами, одержанными в 420 боевых вылетах. Отличился на Р-40 в составе 154-го ИАП и Федор Чубуков. Войну он начал на И-16 и МиГ-3 в районе Ленинграда. Был ранен в бою 15 марта 1942 года, но снова вернулся в строй, одержав сразу две победы 7 июля 1942 года, еще два Ю-88 сбил 3 сентября.

К январю 1943 года майор Чубуков выполнил 296 боевых вылетов. Он участвовал в 52 воздушных боях, в которых одержал 17 личных и 5 групповых победы. Был удостоен звания Героя Советского Союза 19 августа 1944 года (в том же месяце в одном вылете сбил сразу четыре ФВ-190). К маю 1945 года его счет достиг отметки в 34 личные и 5 групповых побед. К сожалению, сколько из них он одержал на Р-40 - неизвестно (как минимум четыре).

В 196-м ИАП отличился капитан Александр Битюкин, который окончил летную школу в 1941 году и был направлен в полк в звании младшего лейтенанта. Свою первую победу одержал в июле 1941 года, летая на Як-1. В начале 1942 года полк получил "Томагауки", а через несколько месяцев и "Кит-тихауки". В 1943 году летчики полка переучились на Р-39 "Аэрокобра", которые какое то время были на вооружении вместе с "Киттихаукэми". Битюкин закончил войну с 23 личными и 1 групповой победами, одержанными в 430 боевых вылетах. Получил звание Героя Советского Союза 2 ноября 1944 года.

С началом войны на Северном фронте были три истребительных пожа: 72-й САП ВВС СФ в "Ваеиге", 145-й ИАП на аэродроме "Шонгуй" (летали на И-16) и 147-й ИАП (И-15бис и И-153) в "Мурмаши". 72-й САП вскоре стал 78-й ИАП ВВС СФ и стал летать на "Харрикейнах". Первым на Севере "Томагауки"и получил 147-й ИАП. Поскольку боевые действия на Севере всю войну носили позиционный характер, переучивание проходило прямо в оперативной зоне. Полк продолжал воевать на И-153, в перерывах между боями осваивая "Томагаук"ПВ и "Харрикейн"ПВ. Первые Р-40 поступили в начале декабря 1941 года (АК295, 296 и 318). а к концу января следующего года переучивание было завершено. До середины апреля полк воевал на двух типах истребителей, причем, например, во 2-й эскадрилье в 1-м и 3-м звеньях было по два "Томагаук" и столько же "Харрикейнов".

1 апреля 1942 года полк стал 20 гвардейским ИАП, переформирован на новый штат 015/134, к 1 мая сдал "Харрикейны" и в дополнение к имевшимся "Томагаук" ИВ (АК170,180,194,202,205,263,267, 306,344, 339, 473, 483) получил Р-40Е (№№ 583, 586, 600, 664, 787, 789, 796, 810-814, 823, 824, 843,849,860, 1101, 1108).

Наиболее известным летчиком 20-го ГвИАП, летавшим на Р-40, был младший лейтенант Алексей Хлобыстов. Войну встретил, летая на И-153 в южной Карелии. Свою первую победу одержал, сбив Ю-87 27 июня 1941 года. В январе 1942 года летчика перевели в 147-й ИАП, где он освоил "Томагаук", в марте став командиром звена.

8 апреля 1942 года командир звена лейтенант Алексей Хлобыстов дважды в одном бою таранил немецкие истребители! Первому "Мессершмитту" на догонном курсе он отрубил хвостовое оперение, второму - на встречном курсе часть крыла, причем оба раза одной и той же - правой - консолью. Оба Me-109 разбились, а "Томагаук" благополучно сел на своем аэродроме и был без труда отремонтирован. Его пилот, у которого врачи не обнаружили даже царапин, был представлен к званию Героя Советского Союза и получил денежную выплату - 2000 рублей за два уничтоженных вражеских истребителя.

Вскоре Хлобыстов получил звание капитана и стал командовать эскадрильей. Третий таран, совершенный летчиком 14 мая 1942 года, завершился длительным пребыванием в госпитале: свой поврежденный в бою "Кит-тихаук" № 812 он направил на "Мессершмитт", который пытался его добить на встречном курсе. Спасла случайность - при ударе его выбросило из самолета...

"Таранщик" воевал на Р-40 до конца: 13 декабря 1943 года он на "Киттихауке" №1134 вместе с напарником лейтенантом Калегаевым (№ 1167) преследовали немецкий разведчик и были сбиты его стрелком над вражеской территорией. Оба летчика в полк не вернулись...

На тот момент у него на счету было 7 личных побед (включая три одержанные тараном) и 24 групповых. Все кроме одной победы были одержаны на "Томагауках" и "Киттихауках".

Вторым в Заполярье "Киттихаук"и получил 19 гвардейский ИАП. После получения гвардейского звания 4 апреля 1942 года он был отведен в тыл на 100 км на аэродром "Африканда", где с 25 апреля сдал свои ЛаГГ-3 и начал освоение истребителей "Аэрокобра" I и "Киттихаук" I (Р-40Е). Сборка и изучение новых самолетов проходили одновременно, причем лишь по документации на английском языке. К15 мая весь летный состав (22 человека) овладел техникой пилотирования, и после переформирования на штат 015/174 (3 эскадрильи) вошел в строй без единой аварии или поломки.

Боевые действия полк начал 17 мая 1942 года с аэродрома "Шонгуй", имея в составе 10 "Киттихауков" (2-я эскадрилья, №№ 1009, 1010, 1013, 1019, 1023, 1025, 1026, 1088,1090,1094) и 16 "Аэрокобра" (1-я и 3-я эскадрильи). Летчики полка отличались активностью и агрессивностью в боях, так как здесь еще раньше сформировалось ядро из опытных асов: капитанов П.С.Кутахова (будущий дважды ГСС, Главный маршал авиации и командующий ВВС СССР), ГСС И.В.Бочкова, И.Д.Гайдаенко и другие.

Правда, они летали на "Аэрокобрах", но их пример заставлял активно действовать и летчиков "Киттихауков". Обычно при отражении налетов на Мурманск (а это до 60% всех боевых вылетов) "Аэрокобры" старались связать боем истребители сопровождения, а менее маневренные "Киттихауки" занимались бомбардировщиками. Однако к такой тактике пришли не сразу, и потому 28 мая потеряли сразу два Р-40Е (№№ 1019 и 1026). Более успешным был бой 1 июня 1942 года с "мессер-шмиттами" при сопровождении своих бомбардировщиков СБ: сбито 6 немцев, потеряно два Р-40 и одна "Аэрокобра". А 14 августа командир 2-й эскадрильи майор А.Новожилов в паре с лейтенантом Барсуковым подбили поплавковый гидросамолет и сбили два Ме-110 без потерь.

19 ГвИАП воевал на Р-40 и Р-39 до осени 1943 года, затем полностью был перевооружен на P-39N и Q. Отдельно статистика по "Киттихаукам" не велась, о боевых успехах можно судить лишь по общим показателям. Так, с 22.6.41 г. по 31.12.43 г. произвел 7541 боевых самолето-вылетов (5410 часов), сбил 56 Ме-Ю9Е, 43 Ме-109Ф, 15 Ме-109Г, 30 Ме-110, 7 Ю-88, 9 Ю-87, 1 Не-111, 2 Do-215t 5 Hs-126 и 1 Fi-156. Потери составили 86 самолетов и 46 летчиков ("Киттихаук": сбито в воздушных боях - 13, огонь зенитной артиллерии - 2, катастрофа - 1, всего 16). Получено 128 самолетов ("Киттихаук" - 30). Наибольшие потери Р-40 понесли в 1942 г.- 11 самолетов. Последний Р-40К (№ 1572), переоборудованный в двухместный, летал в качестве тренировочного до 2 сентября 1944 года.

В начале 1942 года ГвСАП ВВС СФ получил несколько "Томагауков" для замены "Харрикейнов", а в марте стали прибывать "Киттихауки". К тому времени в полк вернулся Борис Сафонов, который сразу стал летать на новых истребителях. Свою первую победу он одержал 17 мая, сбив Ю-88.

Через тринадцать дней Сафонов вылетел на прикрытие конвоя PQ-16 над Баренцевым морем вместе с Владимиром Покровским, Павлом Орловым и Дмитрием Амосовым. Вместе они атаковали шестерку Ю-88. Практически сразу Орлов и Покровский сбили по одному немецкому бомбардировщику, а Амосов - Me-109. Согласно данным радиопереговоров Сафонов сбил два Ю-88, а во время атаки на третий - атакован немецкими истребителями. Последними его словами по радио были: "Сбил третий - загорелся двигатель - упал". Это были последние слова известного североморского аса - на тот момент на его счету было 39 побед (из них 14 одержаны в группе), 239 боевых вылета и 34 воздушных боя. Посмертно он был удостоен звания Героя Советского Союза 14 июня 1942 года, став, таким образом, первым советским асом, удостоенным этого звания дважды. Именем Сафонова был назван 2 ГвШАП ВВС СФ и по сегодняшний день корабли Северного флота, проходя место гибели аса, приспускают свои флаги.

Павел Орлов был ведомым Сафонова, летчиком-истребителем с довоенной летной подготовкой (вступил в ВМФ в 1933 году, после окончания летной школы был оставлен там инструктором, в октябре 1941 года отправлен в 72-й САП ВВС СФ). Первую победу одержал в январе 1942 года, сбив Hs 126 (на тот момент летал на "Харрикейне"), позже (15 апреля) сбил Ю-88, а 8 мая - Ме-109. В том злосчастном вылете, когда погиб Сафонов, сбил Ю-88. Получил звание капитана, стал заместителем командира эскадрильи. Погиб в воздушном бою на Р-39 15 марта 1943 года. На тот момент на его счету было 11 сбитых самолетов противника, 276 боевых вылета и 24 проведенных воздушных боя. Посмертно 24 июля 1943 года был удостоен звания Героя Советского Союза.

В последнем бою Сафонова участвовал и будущий ас Владимир Покровский. Вступил в ВМФ в 1937 году, закончил обучение летному делу в 1940 году. В июне 1941 года был командиром звена в 72-м САП ВВС СФ. Свою первую победу одержал 15 сентября, сбив Ю-87 (летал на И-16).

Когда в октябре 1941 года был создан 78-й ИАП ВВС СФ на базе "Харрикейнов" Покровский был одним из самых подготовленных летчиков в новом полку. В марте 1942 года вместе с Сафоновым вернулся в старое подразделение. Сбил Ю-88 в одном вылете 30 мая. Получил звание капитана после того, как выполнил 350 боевых вылета и участвовал в 60 воздушных боях, в которых сбил 18 самолетов противника (из которых 12 - лично). Был удостоен звания Героя Советского Союза 24 июля 1944 года. Пережил войну.

Дмитрий Амосов тоже стал асом. Он окончил летную школу в декабре 1940 года и был направлен в 72-й САП ВВС СФ, а позже перешел в 78-й ИАП, а в марте 1942 года - в 2-й ГвИАП ВВС СФ. Амосов сбил Ме-109 30 мая, но в этом же бою его Р-40 был сбит Ме-110 и летчик был вынужден воспользоваться парашютом. Вскоре был вытащен из моря экипажем проходящего судна. Весной 1944 года Амосов получил звание капитана и стал командовать эскадрильей 255-го ИАП ВВС СФ (летавшего на Р-39). 11 мая во время прикрытия торпедоносцев его самолет был поражен зенитным огнем, летчик направил горящую машину в немецкий корабль и погиб. На тот момент на его счету было 231 боевой вылет и 9 побед (все одержаны на самолетах не-советского производства).

Удачно сражался на Р-40 и Александр Коваленко. Вступил в ВМС в 1932 году, закончи I .истую школу в следующем году. Войну начал в сентябре 1939 года с участия в оккупации Польши, пришлось ему поучаствовать и в советско-финской войне. Войну встретил в звании капитана, командуя 2-й эскадрильей 72-го САП ВВС СФ. Был ранен в бою в июле, вернулся в полк в августе, а уже 9-го числа одержал первую победу. Б октябре был переведен в 78- й ИАП ВВС СФ. В марте 1942 года был награжден британской наградой -British Distinguished Flying Cross (за успешные бои на "Харрикейнах").

15 апреля 1942 года вылетел во главе большой группы Р-40 на перехват Ю-87 под прикрытием Ме-!10. В этом бою сбил два бомбардировщика, в то время как его подразделение - четыре Ю-87 и дваМе-110 без потерь со своей стороны. В одном из вылетов в том месяце сбил Me-110 с нарисованной красной собакой (эмблемой JG 5).

К началу мая 1942 года совершил 146 боевых вылета, сбил 8 самолётов в 22 боях. В следующем месяце получил звание Героя Советского Союза. Войну закончил с 207 боевыми вылетами и 19 победами (из них 6 - в группе). Как и другие лидерные полки 2-й ГвИ-АП ВВС СФ с получением новых истребителей "Аэрокобра" передал свои "Харрикейны", "Томагауки" и "Киттихауки" другим подразделениям - 767, 768 и 769-м ИАП, входившим в состав 122-й ИАД ПВО. Летчики этих полков редко встречались с немецкими самолетами, однако были и исключения. Как, например, Борис Николаев. Вступил в армию в декабре 1939 года, закончил летное училище в следующем году. В ноябре 1941 года был направлен в 158-й ИАП, был одним из лучших летчиков только сформированного 768-го ИАП. Николаев быстро стал заместителем командира эскадрильи, а вскоре и командиром эскадрильи. 28 марта 1943 года в бою над Мурманском таранил Ме-Ю9Ф. Сумел воспользоваться парашютом и к концу войны на его счету было пять побед.

Другой будущий ас - Виктор Иванов -тоже какое то время воевал в составе 768-го ИАП (куда был направлен из 147-го ИАП). Летая на И-153, сбил один из первых Ме-109 на Севере. С февраля 1942 года - в составе 768-го ИАП. В августе 1942 года был переведен в 910-й ИАП, который изначально летал на "Харрикейнах" и "Киттихау-ках", а позже получил Яки. Стал командиром 2-й эскадрильи. Так как 910-й ИАП был полком ПВО, то основной задачей летчиков было воздушное прикрытие городов и концентрации войск. Так Иванов сражался над Сталинградом, Курском, Украиной, Польшей и Германией.

Самую известную победу ас одержал 3 января 1943 года, когда он вместе с ведомым перехватили довольно редкую "птицу" - Fw 200 "Кондор". Иванов после нескольких эволюции вскоре зашел в хвост вражескому самолету и сбил его. В обломках самолета советские солдаты нашли ценные сведения в виде связных кодов для окруженной 6-й армии. Однако из-за плохих отношений с командиром полка эта победа летчику не была засчитана. В марте 1944 года Иванов повел свою эскадрилью на перехват 27 Ю-88, которые шли на цель тремя девятками. Сбив 10 бомбардировщиков, советские летчики внезапно обнаружили вторую группу, но боекомплект уже был полностью израсходован. К тому заканчивалось и топливо. В этих условиях Иванов принял решение - таранить, но к тому моменту немецкие самолеты ушли.

К июню .1944 года Иванов выполнил 556 боевых вылета и провел 33 воздушных боя, в ходе которых сбил 18 самолетов противника (из них четыре - в группе). Был удостоен звания Героя Советского Союза 22 августа 1944 года, свою последнюю в войне победу одержал над Кюстрином в апреле 1945 года, сбив ФВ-190. Всего в ходе войны Иванов совершил 750 боевых вылетов, одержав 24 победы (из них 4 - в группе). В октябре 1942 года 436-й ИАП был перевооружен на Р-40К, причем какое то время на вооружении оставались старые И-16 и "Харрикейны". В полку было немало отличных летчиков как, например, командир 1-й эскадрильи старший лейтенант Николай Кузнецов. В ноябре полк был отправлен в состав 239-й ИАД на Северо-западный фронт. Это был достаточно стабильный участок фронта, причем здесь воевали несколько лучших немецких летчиков всего сектора.

Через 24 часа после прибытия летчики полка осуществили облет будущего района боевых действий. Их наставниками были "ветераны" из 485-го ИАП (базировавшегося на этом же аэродроме) - Георгий Зимин и Иван Лихохабин. Во время возвращения группа была перехвачена десяткой Ме-109. В разгоревшемся бою было сбито два германских самолета без собственных потерь. Позже к вечеру "26 декабря Кузнецов принял участие в вылете по прикрытию Ил-2.Во время подхода к линии фронта советские самолеты были атакованы группой Me-109, но если от этих удалось отбиться без потерь, то на подходе к линии фронта подошла еще одна большая группа истребителей. В этом бою Кузнецов сбил германский истребитель, который стал его 26-й победой (14 личных и 12 в группе). Доклад советского аса об этом событии выглядел следующим образом:
"Восемь штурмовиков шли на высоте около одного километра, за ними на расстоянии примерно полкилометра шли три пары истребителей. За ним шло звено Павла Шевелева. Как только мы прошли линию фронта, то получили сообщение с командного поста, что в нашем направлении движутся две группы вражеских истребителей.

Примерно в шести километрах с западного направления я заметил две пары "Мессершмитов". Вражеский план внезапной атака провалился, я и Василий Добровольский стали в оборонительную позицию. Вскоре мы были над полем боя, где рвались снаряды и мины, отмеченные черными столбами дыма и земли.

На расстоянии около километра мы обнаружили небольшой лесок, где наша разведка обнаружила вражеские резервы. Вскоре штурмовики сделали "круг", сбросили свои бомбы и стали пикирован-, на против- ника. Они пикировали практически до земли под углом 30-40 градусов, выравнивали свои самолеты и заново продолжали свои заходы. Огромный огонь обуял лесок. Внезапно оттуда открыли огонь зенитки крупного калибра. Один из Ил-2 отошел немного правее и практически сразу получил снаряд - "летающий танк" упал на землю. Солнце уже садилось за го

ризонт и уже скоро стало сложно различать что-либо от многочисленных дымов, но мы держали Ил-2 в поле своего зрения. Но в какой то момент мы сами стали нуждаться в помощи. По радио я услышал голос- "Мессеры"!

Штурмовики сделали "последний круг" и стали уходить. Это был удобный для противника момент атаковать наши штурмовики - дело в том, что во время атаки самолеты становились в оборонительный круг, таким образом, прикрывая хвост друг друга, а при отходе этот порядок терялся.

Как только "Ильюшины" стали формировать колонну, два истребителя атаковали в лоб, а четверка сзади. Я заметил, что крайний самолет несколько отстал, видимо поврежденный зенитным огнем. Периодически его двигатель изрыгал черные дымы, что было явно ненормально. По радио связаться с ним не было никакой возможности.

Я вместе со своим ведомым решил прикрыть штурмовик, и вовремя - его как раз атаковали два "мессера". Наш оборонительный огонь заставил их отвернуть. В наушниках мы услышали как ведущий штурмовиков отдал команду "Стать в круг" и они стали левым разворотом уходить на нашу территорию. Однако в районе появились четыре "коротконосых" (ФВ-190). С тревогой я подумал: "Где звено Павла?".

Пара "коротконосых" выбрали свою цель и стали пикировать с высоты. Я видел что штурмовики уже вне опасности, а пара советских истребителей атакует ФВ-190. Вскоре один из них загорелся и упал - молодец Павел! Тем временем "Мессершмитты" продолжали атаковать штурмовики, по не смогли разбить оборонительный круг. Я дал своему двигателю полный газ и развил мак-. симальную скорость, но все равно сближался с противником слишком медленно. Немцы открыли огонь по отходящим Ильюшиным. Поняв опасность летчик Ил-2 сделал резкий левый разворот, еще более плотно усиливая круг. "Мессер" оказался за ним и попал в мой прицел. Я дал долгую очередь, которая прошла по кабине.

Круг штурмовиков закрылся на высоте 300 метров, но немецкие летчики, разгоряченные потерями, стали атаковать их с разных сторон. Вскоре поняв бесполезность своих атак немецкие истребители прекратили атаки. Один поврежденный Ил-2 совершил вынужденную посадку на нашей территории. Оставшиеся вернулись на свой аэродром на малой высоте, прикрываемые своими истребителями".

Вечером Кузнецов с размахом отпраздновал свой 26-летний юбилей. Получилось символично - 26-я победа в 26-й день рождения, да еще в 26-й день месяца.

6 января 1943 года вылетел во главе пары Р-40К на прикрытие штурмовиков на подступах к Ленинграду. В районе цели штурмовиков попыталась атаковать группа истребителей противника Ме-109. Пара Кузнецова сковала их боем. Вскоре самолёт ведомого Кузнецова лётчика Голдобина был сбит. Кузнецов остался один против пятерых немцев. Он продолжал сковывать врага, не допуская его к штурмовикам. Противник разбился на две группы: пару и тройку, которые начали атаковать самолёт Кузнецова поочерёдно. Затем две пары взяли его в клещи, а пятый "мессершмитг" зашёл со стороны солнца. Выпущенная им пулемётная очередь поразила мотор и кабину. Самолёт загорелся, а сам Кузнецов был ранен в левое плечо. В это время штурмовики уже закончили свою работу и повернули на свой аэродром. Кузнецов тогда тоже направил свой самолёт в сторону линии фронта. Немцы не отставали, пытаясь добить советский истребитель. Кузнецов как мог уворачивался от их атак. Возле линии фронта 3 "мессершмитта" повернули назад, но пара продолжила преследование. Один из них зашёл спереди, чтобы ударить по кабине. Кузнецов задрал нос своего Р-40 и открыл огонь из всех пулемётов, а затем нанёс удар винтом по хвосту "мессершмитта". Тот камнем рухнул на землю и взорвался. Между тем пожар на самолёте Кузнецова разгорался всё сильнее. Как только линия фронта оказалась позади, он выбрал подходящую площадку и совершил вынужденную посадку. Таран с земли наблюдал командующий 6 ВА генерал Ф.П.Полынин, который выслал группу на поиски лётчика. Кузнецову была оказана первая помощь и он был доставлен в госпиталь.

После лечения в госпитале вернулся в свой полк. К февралю 1943 года совершил 213 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 17 самолётов противника и 12 в группе. 1 мая 1943 года капитану Кузнецову присвоено звание Героя Советского Союза.

Войну заместитель командира 67-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии майор Кузнецов закончил в Берлине. Всего совершил 252 боевых вылета, в 150 воздушных боях сбил лично 25 и в группе 12 самолётов противника.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1949 году окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе. Участник войны в Корее - в звании полковника командовал 16-м ИАП. Сам совершил 27 боевых вылетов на МиГ-15, побед нет.

После окончания в 1956 году Военной академии Генерального штаба служил на командных должностях в ВВС. При его активном участии в конце 50-х - начале 60-х годов создавался отряд советских космонавтов и строился Центр подготовки космонавтов. В 1963-1972 годах был начальником Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина. Заслуженный военный лётчик СССР (1967), доктор военных наук. С 1978 года генерал-майор авиации Кузнецов -. в отставке. Жил в Звёздном городке.

Однополчанин Кузнецова старший лейтенант Василий Добровольский, начал летать с ним в 191-м ИАП, в июне 1942 года они оба перешли в 436-й ИАП. Летал на "Харрикейнах", а потом пересел на "Киттихауки". Через три дня после переименования 191-го ИАП в 67-й ГвИАП Добровольский погиб в бою. Всего на тот момент на его счету было 18 побед (из них 3 - в группе) в 250 вылетах (половина на И-16, вторая - на "Харрикейвдх" и "Киттихауках").

Лучший ас на Р-40

Лучшим советским асом, летавшим на Р-40 в ВВС КА, был Степан Матвеевич Новичков. После окончания летной школы в начале 1942 года он в мае был направлен в 436-й ИАП, где летал на "Харрикейнах" до октября, после чего полк был перевооружен на Р-40К. Во время первого же боевого вылета на новом истребителе Новичков был сбит и ранен в ногу. Первую победу на Р-40 он одержал в 4 июля 1942 года, сбив Не-111. Еще шесть побед он одержал в ходе сражения под Сталинградом.

В начале 1943 года полк Новичкова был перевооружен на Р-39, а 4 февраля ас был удостоен звания Героя Советского Союза. К концу войны на его счету было 315 боевых вылета и 29 побед (хотя известный исследователь МБыков насчитал у него 32 победы, из них 1 - в группе). Из них 19 были одержаны на истребителях фирмы "Кертисс".

После того, как количество "Томагауков" и "Киттихауков", поставляемых в СССР, значительно увеличилось, в начале 1942 года эти истребители стали отправляться на южные участки фронта. Поставки пошли по новому пути - именно "Киттихаук" и открыл движение по трассе, названной президентом США Рузвельтом АЛСИБ (Аляска-Сибирь). Первая группа из семи Р-40К стартовала из Фербенкса 7 октября 1942 года, и 16 ноября приземлилась в Красноярске. Два самолета во время перелета были потеряны - "Киттихаук" и лидировавший группу "Бостон". К сожалению, Р-40К также оказались абсолютно непригодны к полетам в сложных климатических условиях: замерзала мас-лосистема и "раздувались" радиаторы. Поэтому от перегонки Р-40 АЛСИБом пришлось отказаться - на тот момент их перегнали всего 48 штук.

В связи с сокращением к 1943 году поставок Р-40 с севера и прекращения по АЛ-СИБу, центр переучивания на "Киттихауки" переместился на юг, где была проложена новая трасса через территорию Ирана.

Так называемая "южная трасса ленд-лиза" начала действовать с июня 1942 года, но Р-40 стали поступать по ней лишь с ноября. Истребители в ящиках выгружались в порту Абадан (Иран), там же (либо в соседней Басре) собирались и облетывались. Затем специально сформированный 6-й перегоночный истребительный авиаполк (ПИАЛ) под командованием майора Мищенко перегонял их в СССР с одной промежуточной посадкой. Полк был сформирован 10 февраля 1943 года по штату 015/174 (три эскадрильи, в каждой по три звена по три. экипажа плюс звено управления полка, всего 31 экипаж) и вошёл в состав ВВС Закавказского фронта. Каждая эскадрилья специализировалась по определенному типу самолёта (1-я - "Аэрокобра", 2-я - "Киттихаук", 3-я - прочие), что, однако, представляется весьма условным. Штаб размещался вначале в г. Кировабад, куда первоначально перегонялись самолёты. После утверждения в июне 1943 года конечным пунктом перегонки г. Аджи-Кабул штаб передислоцировался на расположенную рядом железнодорожную станцию Кази-Магомед.

Несмотря на достаточно сложный маршрут (расстояние 1450 км, полет через два горных перевала) потери в 1943 году были минимальны - всего одна "Аэрокобра" из 2386 перегнанных Р-39 и Р-40. На территории СССР все самолеты сдавались в 25-й ЗАЛ (г. Аджи-Кабул, Азербайджан). Этот полк был сформирован 30 октября 1941 года для обучения на ЛаГГ-3, а с открытием южной трассы перепрофилирован на "Харрикейны", Р-39 и Р-40.

Освоение "Киттихауков" на юге начали с 45-го ИАП: первые машины полк получил 19 ноября 1942 года с прибытием трехР-40Е-1 (№№ 1533,1547,1548 28). Из-за отсутствия достаточного числа самолетов одного типа полк готовили сразу на два типа: "Аэрокобра" и "Киттихаук". Инструктора и обучаемые осваивали самолет почти одновременно, но весьма серьезно: общий налет на 32 пилота составил 671 час (1682 посадки), 155 учебных воздушных боев, 112 стрельб по наземным и 98 по воздушным целям, 134 маршрутных и 113 "слепых" (по приборам) полетов.

С 16 февраля полк приступил к боевой работе с аэродрома Краснодар, одержав за последующие два месяца 118 немецких самолетов при относительно небольших потерях (7 Р-39 были сбиты в боях, 8 повреждены; 1 Р-40Е сбит и 1 разбит в аварии).

27 апреля 1943 года все оставшиеся Р-40 ( а это 4 исправных самолета) вместе с пилотами передали в 16 ГвИАП. Этот полк воевал на "Аэрокобрах", поэтому пилотов Р-40Е постепенно переучили на них. "Кит-тихауки" и активно использовали лишь в апреле и марте, а в августе передали в ПВО. На этом применение "Киттихауов" в ВВС на южном участке фронта завершилось.

После того как ВВС признали Р-40 малопригодным для использования на фронте, то большинство машин в апреле 1943 года передали истребительным полкам Черноморского флота - 7-му ИАП и 62-му ИАП. Поскольку ВВС ЧФ считались как бы второстепенными, то пополнение авиаполков осуществлялось здесь в последнюю очередь, и парк самолетов был разнотипным, устаревшим и изношенным. Например, к весне 1943 г. в этих двух полках находились истребители сразу семи (!) типов: МиГ-3, Як-1, Як-7, ЛаГГ-3, И-16, И-153, И-15. Одновременно в эти части, а также 30-й разведывательный авиаполк (РАП), с апреля 1943 г. стали распределять поступавшие по южной трассе из Ирана новейшие модели "Аэрокобр" - Р-39К-10 и Р-39М-10.

65-й ИАП, перевооружение которого началось с сентября 1943 года, в ноябре уже пополнялся P-40N-1, а с декабря и P-40N-5. До лета 1943 г. поставки осуществлялись через 25-й ЗАП, позднее - через 11-й ЗАП. Основной задачей черноморских "Киттихауков" было прикрытие конвоев, хотя показали они себя и как штурмовики и как истребители ПВО. Наиболее известные операции, в которых они принимали участие -налеты на румынский порт Констанца, срыв эвакуации немцев из Крыма в 1944 года, охрана Ялтинской конференции глав союзных держав (Сталина, Рузвельта, Черчилля) в феврале 1945 г. Количество Р-40 на ЧФ постоянно увеличивалось - с 19 (в мае) до 42 (на 1 декабря 1943 г.). Боевые потери в том же 1943 году были минимальны - три самолета. Максимальное же число самолетов Р-40 было на 1 января 1945 года - 103 штуки, после чего уменьшилось до 89 (на 10 мая того же года).

Самым именитым асом на Черном море был Константин Денисов, который вступил в ВМС в 1934 году, закончил обучение в Ейской летной школе через два года. Первоначально летал на Дальнем Востоке на ТБ-3, позже переучился на истребители. В 1940 году был переведен на Черное море. Денисов не участвовал в серьезных боях до ночи 30 августа 1941 года, когда одержал свою первую победу. Позже участвовал в боях за Крым и Севастополь. За первый год войны Денисов получил звание капитана и одержал шесть побед. После падения Севастополя стал командиром 7-го ИАП ВВС ЧФ, который базировался с Анапе. На тот момент на вооружении полка были Як-I, ЛаГГ-3 и МиГ-3. Осенью 1942 года после тяжелых боев полк был отведен в тыл на переформирование. К тому времени Денисов одержал 13 побед (из них 6- в группе) и 23 октября был удостоен звания Героя Советского Союза. В следующем месяце стал майором. В начале 1943 года 7-й ИАП ЧФ получил некоторое количество "Киттихауков" на замену своим ЛаГГ-3.

В ночь на 22 апреля 1944 года он вместе с другим летчиком вылетел на перехват группы Ю-88, которые шли бомбить Поти. В итоге боя ему удалось сбить один самолет противника. Это была единственная победа летчика на "Киттихауке", потом как в октябре он был переведен на штабную работу, а оттуда был направлен командиром 11-го ГвИ-АП ВВС ЧФ. Другими известными летчиками ВВС ЧФ, летавших на "Киттихауках", были Александр Карпов и Марченко. Биография Александра Дмитриевича Карпова во многом типична для того поколения. Родился в рабочей семье 10 января 1921 году в Пятигорске Ставропольского края. Школа, ФЗУ, аэроклуб... Поступил в Ейское авиационное военно-морское училище, которое закончил в конце 1942 г. Новоиспеченного младшего лейтенанта распределили в 30-й отдельный разведывательный авиаполк (ОРАП) ВВС Черноморского флота. 1-я и 2-я эскадрильи этой части были вооружены самолетами Пе-2 и А-20 "Бостон", а Карпов попал в 3-ю истребительную эскадрилью ближней разведки (ИЭБР), оснащенную Р-40 "Киттихаук". Мало того, что молодому летчику пришлось переучиваться на импортный самолет (в училище он летал на ЛаГГ-3 и Як-1), так еще потребовалось овладеть навыками авиаразведчика. Поэтому допуск к боевым вылетам Карпов получил только к лету 1943 года.

Поначалу молодых летчиков использовали для воздушного прикрытия кавказских портов, аэродромов и транспортных перевозок над морем. Уже в ходе своего четвертого боевого вылета, во время прикрытия конвоя, идущего в Туапсе, Карпову удалось добиться первого успеха в воздушном бою. В вечерних сумерках несколько групп немецких бомбардировщиков попытались прорваться к конвою. Один "Юнкере" Карпов отогнал заградительным огнем, а по второму прицельно ударил из всех шести крупнокалиберных пулеметов. Тот сбросил бомбы в море, задымил и потянул черный шлейф к берегу. Необходимо отметить выдержку и дисциплинированность молодого летчика: он не погнался за подбитым, как бы на его месте сделали многие, ведь тогда конвой остался бы без прикрытия. Ю- 88А-4 с заводским номером w/n 5531 из KG 51 дотянул до своего побережья и совершил вынужденную посадку. В его экипаже был убит воздушный стрелок унтер-офицер Вальтер Вегнер.

В то время немецкие торпедные катера, базировавшиеся в Анапе и Феодосии, по ночам атаковали советские транспортные коммуникации у побережья Кавказа, стави- ли донные и магнитные мины. Для борьбы с этими быстроходными, небольшими кораблями пытались использовать Пе-2, Ил-2 и МБР-2, но их экипажам добиться успеха не удавалось. Однако ночью 29 августа по тревоге была поднята в воздух четверка "Кит-тихауков", и немцы не смогли уйти безнаказанными. Уже на рассвете советские летчики обнаружили по бурунам катера противника, которые сомкнутым пеленгом шли в Феодосию. Карпов выполнил две атаки, и обе были результативными - два катера загорелись. Журнал боевых действий 1-й флотилии торпедных катеров ВМС Германии подтверждает, что в ту ночь три катера получили тяжелые повреждения, два моряка погибли, пятеро оказались ранеными. После этого у кавказских берегов стало заметно поспокойнее. Через две недели, 16 сентября, летчики эскадрильи были задействованы для прикрытия набеговой операции советских катеров на Анапу. После атаки их следовало сопроводить до Геленджикской бухты. Уже на рассвете, на фоне посветлевших облаков Александр заметил две черные точки. В ходе сближения долгое время не удавалось определить тип самолетов. Наконец различил: двухмоторные и двухкилевые. Выходит, "мессеры-110"? А может, наши Пе-2? Минуты колебания едва не позволили немцам исчезнуть. Заметив советские истребители, они враз скользнули в крутое пике и попытались уйти в сторону открытого моря. Одному это удалось. Второго, получив разрешение командира группы, Карпов долго преследовал и смог выйти на дистанцию открытия огня. В первой атаке он поджег левый мотор и, уклонившись от трасс воздушного стрелка противника, выполнил второй заход. На этот раз серый "сто десятый" с хорошо различимыми черно-белыми крестами на крыльях чиркнул фюзеляжем по воде, проглиссировал несколько метров и медленно стал тонуть. Через минуту на волнах покачивались оба члена экипажа в спасательных жилетах.

По немецким данным, это был Bf 110G-2 w/n 5015 из отдельной авиагруппы "Крым" (FI. F. "Krim"). При эвакуации его экипажа над морем завязалось целое сражение. Несмотря на сильное истребительное прикрытие, вылетевший спасательный гидросамолет "Дорнье" Do 24 "GM+IQ" из состава SNGr 8 был подбит "Аэрокобрами" из 11 -го ГвИАП, а его пилот фельдфебель Карл-Хайнц Шульце погиб. В конце концов, летчика "мессера" унтер-офицера Йогана Хай" мана все же удалось спасти другому Do 24. А вот воздушный стрелок попал в плен, чему поспособствовал Карпов, который в повторном вылете точно навел на место падения Bf 110 наш сторожевой катер.

6 октября, во время прикрытия неудачной набеговой операции кораблей ЧФ на крымское побережье, боевой счет Александра вырос. Его пополнила весьма редкая для наших морских летчиков добыча - трехмоторный двухбалочный гидросамолет "Blohm & Voss" BV 138. После первой же атаки Карпова морская "рама" неуклюже накренилась на крыло и рухнула в воду. Судя по всему, очередь попала в пилота. По немецким данным, это был BV I38G-1 w/n 310110 с бортовым кодом "7R+HH" из морской разведывательной авиагруппы l./SAGr 125. Все пять членов экипажа лейтенанта Гарри Кремера погибли. Символично, что только накануне командир 30-го ОРАП подполковник Х.А.-Рождествеиский вручил младшему лейтенанту Карпову его первую боевую награду -орден Красного Знамени.

Уже в ходе боев за Крым 3-я ИЭБР была включена в состав отдельной Скадовской авиагруппы ВВС ЧФ и переброшена на аэродром в районе Очакова. Оттуда Карпову довелось выполнить немало достаточно рутинных вылетов на авиаразведку. Многочасовой полет над морем, обнаружил цель, передал в штаб координаты, направление и скорость движения конвоя. Удар наносят уже другие летчики - пусть и свои боевые товарищи, но все равно несколько обидно. Увеличить счет воздушных побед Александру удалось лишь 13 марта 1944 года. В очередной разведвы-лет он отправился в паре с самым опытным летчиком эскадрильи капитаном И.Т.Мар- ченко. Маршрут был самым обычным: от Очакова к крымскому побережью и назад. По пути летчики засекли "дору" - летающую лодку Do 24, репутация которой немногим отличалась от BV138. Немец летел на бреющем, прижимаясь к воде. Стараясь не попасть под огонь бортстрелков, черноморцы атаковали противника сверху. Марченко поджег у "Дорнъс" правый мотор, Карпов - левый. Вражеский пилот попытался приводниться, но в момент касания воды самолет взорвался.

Вечером того же дня Карпов вылетел на разведку с капитаном Борисом Крыловым. Почти там же, где и утром, они обнаружили еще один Do 24. На этот раз Александр записал воздушную победу себе целиком. В пологом пикировании через легкую дымку и облачность он открыл огонь с 200 метров. Очевидно, как и 6 октября, немецкий пилот был убит сразу, так как, не успев даже открыть ответный огонь, "Дорнье" задрал нос вверх, встал на хвост и с переворотом упал в море.

А вот как отражены эти два эпизода в документах противника: "13.03.44 в 07.43 Do 24 w/n 3266 "KO+SP" из состава SNGr 8 сбит истребителями противника над морем севернее Севастополя. На поиски его экипажа вылетел другой Do 24 (заводской w/n 81 "DJ+ZG") из состава той же авиагруппы, на этот раз в охранении двух истребителей Bf 110 из состава 5/NJG 200. В ходе поисков самолет был сбит над морем. Все 12 человек экипажей обоих самолетов, очевидно, погибли, так как через два дня 15 марта 1944 года в резиновой лодке был найден труп ефрейтора Шрерара с Do 24 "KO+SP".

13 апреля Карпову удалось не только пополнить свой боевой счет, но и вторично спасти лучшего друга. В тот день Р-40 командира звена Крайнего был подбит зенитным огнем над конвоем противника. Мотор самолета работал с перебоями, а потом его и вовсе заклинило. Но Николаю удалось удачно приводниться в 15 километрах западнее мыса Тарханкут. Для его спасения выслали катер, а обеспечивать его действия поручили Карпову. В свою очередь, немцы направили для захвата советского летчика летающую лодку BV 138G-1 (заводской w/n 1043 "7R+EL") из состава 3/SAG 125. Карпов перехватил и сбил эту машину, а катер поднял из воды не только Крайнего, но и пятерых немецких авиаторов.

Подходила к концу операция по освобождению Крыма. 1 мая, вылетев в паре с Крыловым, Карпов смог уничтожить над морем на траверзе Евпатории транспортный Ju 52/3m, удачно уклонившись от воздушного боя с охранявшими его "Фоккерами". Документы противника подтверждают потерю в то время и в том районе "Юнкерса" из транспортной авиагруппы I/TG 2.

11 мая Александр после вылета в район Севастополя доложил о потоплении пулеметным огнем вражеского торпедного катера. В немецких документах есть сведения о том, что в тот день советские истребители потопили большой 12-метровый катер SW.2, который был послан для спасения экипажа горящего минного заградителя "Романия".

В конце августа 1944 года боевые действия на Черном море закончились. 13 октября командование флота представило А.Д.Карпова к званию Героя Советского Союза, которого он и был удостоен 6 марта 1945 года. Причем высокую награду морской летчик получил за успешные действия в качестве воздушного разведчика: "за 251 успешный боевой вылет на прикрытие кораблей, военно-морских баз и аэродромов, на разведку сил и средств противника".

Карпов стал единственным советским морским летчиком, сбившим более одного немецкого гидросамолета. А всего на его счету четыре летающих лодки! После войны А.Д.Карпов продолжал служить в морской авиации. В 1955 году закончил монинскую Военно-Воздушную академию, после чего еще без малого 20 лет отдал ВВС ВМФ. В запас он вышел в 1972 году и проживал в Ленинграде. Уже упоминавшийся коллега Карпова Иван Марченко закончил летную школу в началу 1941 года и стал воевать уже в июне. В декабре был сбит над Черным морем во время сопровождения конвоя в Севастополь. Летчик был вытянут из воды, и вернулся на фронт после шести недель проведенных в госпитале. Во время летних боев 1942 года был снова сбит, но на этот раз смог совершить аварийную посадку на нашей территории и в полк вернулся своим ходом.

К июню 1944 года капитан Марченко был заместителем командира 3-й эскадрильи 30-го РАП ВВС ЧФ. Всего к концу войны на его счету было семь сбитых самолетов противника (все одержаны на Р-40). Получил звание Героя Советского Союза 5 ноября 1944 года.

Подводя итог, скажем, что в советских ВВС "Киттихаук" считался "средней" машиной: лучшей, чем И-15, И-16 и "Харри-кейн", но худшей, чем Р-39, Яки или Ла. Поэтому история типичного полка на Р-40 выглядела так: начинал войну на И-15, И-16 или МиГ-3; после потери их в боях к началу- середине 1942 года получал Р-40С, постепенно (вследствие потерь) заменял их на Р-40Е, К. Затем следовало два варианта: если полк особенно не проявил себя в боях (большие потери и малые успехи), то он переводился в ПВО и получал Р-40М и N; если же он достигал успехов, становился гвардейским - перевооружался на Р-39, Як-7, -9, или Ла-5. Данное распределение фактически завершилось к концу 1943 года, когда "Китти-хауки" практически исчезли из ВВС КА, почти полностью перейдя в ПВО и авиацию ВМФ (только на Северном и Черноморском флотах). Это подтверждается, например, полным отсутствием истребителей Р-40 в боевом составе воздушных армий фронтов на 1 января 1945 года. В мае 1945 года лишь один полк (24 истребителя) на весь советско-германский фронт числился в 1 ВА 3-го Белорусского фронта. Зато в ПВО на 1 мая 1945 года находилось 409 "Киттихауков" и "Томагауков", 96 штук - в ВВС Черноморского флота и около полусотни - в ВВС Северного флота. .