Китайская война

 

Война между Китаем и Япо­нией представлялась неизбежной. Причиной тому были японские эко­номические интересы в великой ма­териковой державе и амбиции Стра­ны восходящего солнца в отношении Великой Юго-Восточной Азии. Лю­бая крупномасштабная война, а осо­бенно оккупация такой огромной страны как Китай не мыслима без использования авиации. В период первой мировой войны, пока веду­щие мировые державы решали свои проблемы, главным образом, на по­лях Франции, Япония резко усилила свои позиции в Китае. В самом же Китае власть представляла собой весьма рыхлое образование.

Первым шагом к оккупации Китая стал победный марш Квантунской армии, результатом этого мар­ша стало выделение из состава Китая якобы независимой Маньчжурии, Маньчжоу-Го. Образование Маньч­журии отнюдь не способствовало улучшению японо-китайских отно­шений. Китай обратился в Лигу на­ций с призывом объявить бойкот сво­ему восточному соседу. 18 января 1932 г. в Шанхае вспыхнуло восста­ние против захватчиков, в ответ Япо­ния направила в этот портовый го­род свой экспедиционный корпус.

Первый воздушный бой меж­ду китайскими и японскими самоле­тами произошел 5 февраля, когда два бомбардировщика и три истребите­ля с авианосца «Хошо» перехватил над Шингу истребитель-биплан Блэкбурн F.2D «Линкок» III (Китай закупил один или два самолета это­го типа). Летчик «Линкока» Цу Дах Шиен атаковал до тех пор, пока его не ранили, после того, как у китайца отказали пулеметы. Цу Дах Шиен благополучно вернулся на базу.

Эскалации конфликта способ­ствовало прибытие в Китай волонте­ров из третьих стран. Именно иност­ранец пустил первую кровь японцам. 22 февраля над железнодорожной станцией Сучоу американец Роберт Шорт на биплане Боинг Р-12 пере­хватил группу бомбардировщиков с авианосца «Kara» и сбил головной самолет. Насладиться своей победой янки не успел - сам попал под атаку тройки истребителей прикрытия. Японская морская авиация в этот день также одержала свою первую победу. Воздушные бои в окрестнос­тях Шанхая продолжались до мая 1932 г. В мае японские войска ушли из Китая.

К июлю 1937 г. Отношения между двумя странами вновь испор­тились до такой степени, что воору­женный конфликт между ними стал неминуем. Искрой, которая зажгла пламя новой войны стало столкнове­ние между китайцами и японцами в районе пекинского моста Марко Поло. На борьбу с японцами поднялся весь Китай, идеологические противоречия между отдельными властными клана­ми были на время забыты.

Состояние китайской военной авиации не выдерживало никакой критики. Местные военные «царьки» при закупках самолетов руковод­ствовались соображениями исключи­тельно личной финансовой выгоды, а вовсе не летно-техническими харак­теристиками материальной части. В результате китайские ВВС не имели ни стандартного типа истребителя, ни единой организационно-штатной структуры. Летная подготовка пило­тов также, мягко говоря, оставляла желать лучшего. Весь командный состав ВВС был коррумпирован сверху до низу. Командиры подчиня­лись не столько центральному руко­водству, сколько «царькам».

Первое серьезное противодей­ствие китайские ВВС оказали 14 ав­густа, когда капитан Клэр Чэннаулт (начальник штаба фрагментированных ВВС Китая, которыми де-юре, но не де-факто, командовал Чанг Кай Шек) сумел поднять в небо на для нанесения ударов по японскому фло­ту одновременно 60 самолетов. Ки­тайцы в ходе этого мрачного для них налета не потопили ни одного япон­ского корабля, зато ошибочно атако­вали британский крейсер «Кумберленд», но и здесь успеха не добились. В этот же день китайская авиация бомбили Шанхай - 1700 горожан было убито, а 1800 - ранено. Японс­кая морская авиация открыла 14 ав­густа счет побед в новой войне с Ки­таем: гидросамолет Накаяма сбил истребитель Кертисс «Хоук III». Штаб морской авиации Японии опа­сался, что в случае дальних рейдов на объекты, расположенные в глубине материкового Китая, неохраняемые бомбардировщики могут оказаться добычей китайских истребителей. Фактически, истребителям эскорта бомбардировщиков морской авиа­ции крайне редко приходилось всту­пать в бой с китайской авиацией.

Вторая комбинированная воз­душная флотилия вернулась в Шан­хай в сентябре 1937 г., имея на воо­ружении новейшие истребители-мо­нопланы - Мицубиси А5М тип 96 «Клод». Эра истребителей-бипланов в морской авиации Японии заверши­лась. Имея скорость порядка 250 миль/ч А5М превосходил любой ис­требитель-биплан и даже был спосо­бен на равных драться с советским монопланом И-16. Через два месяца после появления в небе Китая «Кло­дов» активность китайской авиации резко уменьшилась.

Не взирая на успехи пилотов А5М, китайцы продолжали борьбу в воздухе в течении всего 1938 г. Их активность стимулировали советские добровольцы, воевавшие на истре­бителях И-16. Согласно официальным японским данным, летчики микадо за 15 месяцев сбили в воздушных боях 1227 китайских самолетов, на самом деле - эта цифра во много раз меньше.

Япония в принципе не могла покорить весь Китай - кусок просто слишком велик. Стратегия японцев заключалась в установлении контро­ля над морскими портами и крупны­ми индустриальными центрами. К 1940 г. боевые действия перешли в позиционную стадию. Двумя годами ранее Япония выражала намерение начать переговоры о мире, однако в Китае нашлись силы, заинтересован­ные в продолжении боевых действий.

В сентябре 1940 г. в Китае по­явились первые «Зеро». Самолет, ко­торому предстояло стать символом воздушной мощи страны Восходяще­го солнца периода второй мировой войны по началу императорским лет­чикам не приглянулся. Все показа­тельные воздушные бои выигрывал за счет лучшей маневренности в го­ризонтальной плоскости более лег­кий А5М. Должно было произойти нечто экстраординарное, чтобы мнение пилотов изменилось.

Первый бой между группой «Зеро» и китайскими самолетами произошел 13 сентября 1940 г. нал Чункингом. Со стороны ВВС Китая в бою приняло участие 27 истребите­лей И-15 и И-16. Японцы без потерь со своей стороны сбили все китайс­кие истребители. Первым «асом одного дня» в морской авиации Японии стал уоррент-офицер Кошнро Ямашита, сбивший в этом бою пять са­молетов. В схватке ярко проявились сильные стороны «Зеро» скорость и мощное вооружение, в то время как маневренность : второй план. Итог подвел лейтенант-коммодор Ёцу Фуджита : «Истребитель тип 96 - очень прост в управлении, в показательных боях с «Зеро» именно это его качество определило успех. В целом же, по комплексу ха­рактеристик, «Зеро» превосходит А5М, мне больше нравиться «Зеро».

Боевой опыт, полученный пи­лотами авиации японского флота в небе Китая, придется им очень кста­ти в ходе первых боев над Тихим оке­аном. Японцы уверовали - их «Зеро» является лучшим в мире истребите­лем, а подготовка морских пилотов -лучше, чем у лётчиков-истребителей любой державы мира, и уж тем бо­лее лучше, чем у извечных конкурен­тов - пилотов императорских ВВС. Впрочем, свое превосходство над «су­хопутными крысами» морские истре­бители неоднократно доказывали в показательных воздушных боях.

Можно с определенной долей иронии воспринимать самоуверен­ность пилотов истребителей морской авиации Японии, но факт остается фактом: в 1941 г. и «Зеро», и их хозя­ева представляли собой смертельно опасных оппонентов для любого про­тивника.