Мы проводим геологические изыскания, цены указаны на сайте www.geotech.ru.

Лейтенант Тетцуго Ивамато

 

Лучшим асом войны в Китае и над Тихим океаном стал Тетцуго Ивамато. Летчик широко использо­вал известную всем летчикам-истре­бителям мира тактику «ударь и беги».

Тетцуго Ивамато родился в июне 1916 г. на острове Хоккайдо, он был третьим сыном в многодетной большой семье из трех братьев и сес­тры. Отец работал в полиции пре­фектуры Хоккайдо. Ивамато посту­пил Высшее сельскохозяйственное училище в Масуде. Юный студент отличался прилежанием и внимани­ем, однако преподаватели обратили внимание на интерес юноше к воен­ной службе. В тайне от родных Ивамато вступил добровольцем в 1934 г. в императорские ВМС. Отцу он ска­зал, что поступает в аспирантуру. Родители пришли в состояние шока, узнав, что их сын не станет помощ­ником на семейной ферме.

Ивамато добился, чтобы его направили в училище летчиков-ис­требителей, он не желал становится обычным военным моряком. Упор­ный юноша прошел строгую медко­миссию и успешно сдал сложные вступительные экзамены. В декабре 1936 г. Тетцуги Ивамато стал летчи­ком-истребителем.

Будущий «ас из асов» проявил свои способности с первых дней службы. Летчик получил назначение в 12-ю авиагруппу, крещение в бою летчик получил 25 февраля 1938 г. над Нянчангом. Звено, в составе ко­торого летел Ивамато, выполняло задачу по прикрытию бомбардиров­щиков. Японские самолеты подверг­лись атаке истребителей И-15 и И-16. В завязавшемся воздушном бою 22-летний пилот сбил четыре самолета достоверно и один - вероятно. Свой успех Ивамато повторил в бою 29 апреля над Ханькоу, сбив еще четы­ре истребителя противника.

В сентябре 1938 г. Ивамато отозвали в Японию где он получил назначение в авиагруппу Сайки. Имея а своем счету 14 сбитых само­летов. «Тету» стал лучшим асом японской морской авиации в период китайской войны.

Перед началом войны на ти­хом океане Тетцуги Ивамато прихо­дил службу в составе авиагруппы авианосца «Дзуйкаку». летчик при­нял участие в налете на Перл-Харбор. 24 декабря 1941 г. Ивамато вернулся в Японию, позже он принимал учас­тие в воздушных боях над Индийс­ким океаном и Коралловым морем. Поражение японской морской авиа­ции при Мидуэе заставило командо­вание авиацией ВМС начать массо­вую подготовку морских летчиков. Ивамато назначили в августе 1942 г. на должность инструктора.

Пока ас занимался обучением молодого пополнения, американская авиация приступила к массированным налетам на основные бастионы обороны империи в Юго-Восточной Азии - Рабаулу, Новой Британии. Летчики американских 5-й и 13-й воз­душных армий быстро снизили чис­ленность боеспособных «Зеро». По­тери в личном составе японской авиа­ции также были велики. В ноябре в Рабаул направили пополнение - 15 истребителей «Зеро»; группу возгла­вил Тетцуги Ивамато. Пополнение предназначалось 253-й авиагруппе. После прибытия в Рабаул Ивамато стал практически ежедневно летать на боевые задания.

17 ноября ас перехватил аме­риканские «Корсары», наносившие удар по Торокино. «Корсары» при­надлежали к знаменитой эскадрилье VF-17 «Веселый Роджер». Ивамато сбил в воздушном бою два самолета палубной авиации ВМС США.

Новый год принес усиление атак американской авиации. 16-17 февраля остров Трук подвергся мас­сированным налетам палубных само­летов ВМС США. Японцы поспеши­ли эвакуировать из Рабаула все спо­собные подниматься в воздух само­леты. С остатками 254-й авиагруп­пы перелетел на Трук и Ивамато. Летчики немедленно приступил к от­ражению налетов на Трук американ­ских четырехмоторных бомбарди­ровщиков В-24 «Либерейтор».

В июне 1944 г. Ивамато вер­нулся в Японию, однако пребывание в метрополии не стало долгим - в ок­тябре он уже дрался над Формозой и Филиппинами.

В начале 1945 г. Ивамато пе­ревели в 203-ю авиагруппу, где он отражал налеты на Киаши бомбар­дировщиков В-29 и палубной авиа­ции ВМС США, а также принимал участие в боях за Окинаву. В тече­ние последних месяцев войны Ивамато готовил молодых пилотов-ками­кадзе на авиабазе Ивакуни.

После капитуляции Японии морской летчик не мог найти себе места в новой жизни. Он перепробо­вал множество занятий, в конце кон­цов, свои многочисленные проблем ас стал решать с помощью алкоголя. Тетцуги Ивамато скончался в 1955 г. от заражения крови в возрасте всего 38 лет. В больницу «аса асов» приве­ли последствия полученных на вой­не ранений.

Ивамато вел учет своих дос­тижений, поэтому известно каких и сколько самолетов он сбил: семь F4F, четыре Р-38, 48 F4U, два Р-39, один Р-40, 29 F6F, один Р-47, четыре «Спитфайра», 48 SBD, восемь В-25. Только над Рабаулом ас одержал 142 победу в воздушных боях, а всего на его счету 202 сбитых самолета лич­но, 26 - в группе, 22 неподтвержден­ные победы. Два поврежденных са­молета и два самолета, уничтожен­ных на земле. Тем не менее, послево­енные японские историк считают, что Ивамато сбил «всего» 80 самолетов. Видимо, истина уже никогда не бу­дет установлена.