Уоррент-офицер Тошио Куроива

 

Тошио Курсива оставил свой след в истории морской авиации Японии, благодаря первой официальной воздушной победе летчиков ВМС. Курсива родился в префектуре Фукуока в 1908 г., вступил в ВМС в 1926 г., а через два года его с выбрали для прохождения летной подготовки.

Трения в отношению, между Японией и Китаем привели к первому Шанхайскому инциденту, а затем последовало Шанхайское восстание. Япония немедленно направила в Ки­тай для защиты своих интересов экс­педиционный корпус. С моря этот корпус поддерживал флот, в состав соединения ВМС входил авианосец «Kara». Курсива проходил в тот мо­мент службу как раз в составе авиа­группы этого корабля.

Первый воздушный бой меж­ду японскими и китайскими самоле­тами состоялся 22 февраля 1932 г. в районе железнодорожной станции Сучоу. Три палубных бомбардиров­щика В1М3, шедшие под эскортом тройки истребителей-бипланов A1N2 тип 3, атаковал одиночный Боинг Р-12, в кабине которого сидел американский волонтер Роберт Шорт. Не обращая внимания на ис­требители прикрытия, Шорт устре­мился к ударным машинам и сбил один бомбардировщик. Японские истребители атаковали немедленно -на Боинге скрестились трассы, выпу­щенные из пулеметов самолетов Нокиджи Икуты, Кацоу Такео и Тошио Курсивы. Пули изрешетили и Боинг, и его летчика. Первый в истории япон­ской морской авиации сбитый самолет противника записали как групповую победу сразу трем летчикам.

В 1938 г. Курсива, переведен­ный в 12-ю авиагруппу, принимал участие в многочисленных воздуш­ных боях с самолетами ВВС Китая. Пилот виртуозно владел своим анти­кварным бипланом, за что получил прозвище «хулиган». В конце 1939 г. летчика отозвали в Японию, к этому времени Тоширо Курсиве стукнул 31 год - он стал староват для службы в истребительных подразделениях пер­вой линии и его списали в транспор­тную авиацию.

Тоширо Курсива не вернулся из транспортного полета над Малай­ским полуостровом 26 августа 1944 г., обстоятельства его гибели не из­вестны. Всего летчик сбил в воздуш­ных боях 13 самолетов противника.