Лейтенант-коммендэр Ёцо Фуджита

 

Ёцо Фуджита - один из двух летчиков морской авиации Японии, сбивших в течение одного дня десять самолетов противника. Сын докто­ра и акушерки, он родился в китайс­кой провинции Шантунг в 1917 г. В период обучения в колледже юноша «заболел» военно-морским флотом, схоластическим дебатам универси­тетских кафедр он предпочел чисто конкретные науки военно-морской академии Итояма, в которую посту­пил в 1938 г. В июне 1940 г. Фуджита стал летчиком-истребителем авиации ВМС Японии.

Лейтенант Фуджита командо­вал группой истребителей с авианос­ца «Сорю», входившей в состав вто­рой волны, атаковавшей 7 декабря 1941 г. Перл-Харбор. При атаке аэро­дрома на острове Оаху его «Зеро» получил повреждения от огня зенит­ной артиллерии, в ходе последующе­го воздушного боя с американскими истребителями самолет получил еще несколько попаданий. Фуджита все-таки смог дотянуть на поврежденном «Зеро» до спасительной палубы авиа­носца «Сорю», двигатель его истре­бителя отказал уже на посадке.

В 1942 г. моральный дух лич­ного состава морской авиации оста­вался исключительно высоким, пилоты считали свои «Зеро» лучшими са­молетами-истребителями в мире. В то время для получения квалификации летчика палубной авиации японского флота считался нормальным налет в 50-100 часов и требовалось совершить не менее 45 посадок на борт корабля, однако даже самые молодые летчики имели налет не менее 500 часов.

Фуджита стал одним из лет­чиков, чьи успешные действия в сра­жении при Мидуэе, превзошли все их прежние достижения и выделили из общей массы пилотов. Фуджита пат­рулировал 4 июня нал авианосным соединением, когда корабли атакова­ли американские торпедоносцы. Лет­чик применил новый тактический прием, он не стал стараться зайти в хвост самолету противника, а нано­сил удар с пикирования. Используя значительную огневую мощь «Зеро», Фуджита одной очередью обстрели­вал сразу несколько самолетов. Уже после первой такой атаки задымило два или три самолета противника.

«Вот это метод!» Фуджита продолжил атаковать с пикирования. В том бою он сбил четыре торпедо­носца (три в одном заходе) и три ис­требителя (два в одном заходе). К несчастью его «Зеро» пострадал от очереди коллеги из палубной авиа­группы японского авианосца. Летчи­ку пришлось воспользоваться пара­шютом. Покачиваясь на волнах Фуд­жита уже мысленно простился с жиз­нью, но судьба ему улыбнулась: че­рез четыре часа «купания» пилота подобрал японский эсминец.

«После Мидуэя большое чис­ло опытных пилотов отозвали из бо­евых подразделений на инструктор­скую работу», - вспоминал Фуджита: «Я думаю, что над Мидуэем мы по­теряли не менее 10% опытнейших лет­чиков».

Спустя некоторое время Фуд­жита получил назначение на авиано­сец «Хирю». Ас принимал участие в боях над Соломоновыми островами и Гуадалканалом, а в ноябре 1943 г. стал командиром подразделения в 301-й авиагруппе коммандера Катцутоши Яги.

Опытный боевой летчик лей­тенант Фуджита неоднократно писал рапорты с предложениями по совер­шенствованию прицелов и вооруже­ния. Хотя промышленность прислушивалась к мнению летчика, очень немногие из его рекомендаций были учтены.

До окончания войны пилот поучаствовал в боях над Иводзимой, Формозой и Японскими островами. Капитуляцию Фуджита встретил на аэродроме Фукучияма в ожидании поступления приказа на последнюю самоубийственную атаку американ­ских сил вторжения. Приказ так и не поступил, так же как не было и втор­жения как такого.

Окончательный счет побед лейтенант-коммендера Фуджиты ос­тался не известным, цифры в различ­ных источниках «гуляют» от 11 сби­тых им самолетов до 42. Официаль­но же подтверждено всего семь сби­тых самолетов.

В послевоенные годы летчик-истребитель военно-морской авиа­ции переквалифицировался в пилота авиакомпании Джапан Эйр Лайнз.

Как президент ассоциации пилотов, летавших на истребителях «Зеро», он принимал участие в проходившем в Пенсаколе в 1988 г. симпозиуме, посвя­щенном битве за Мидуэй. В последние годы ветеран проживал в Токио.