Энсин Сабуро Сакаи

 

Самый результативный пилот «Зеро» Сабуро Сакаи сбил не менее 60 самолетов и провел более 200 воз­душных боев. Сакаи родился в пре­фектуре Сага в 1916 г. Его род вел свою родословную от самураев, од­нако к XX веку все богатство семьи состояло из одного самурайского духа. Отец Сакаи был бедным крес­тьянином. В школе Сакаи учился, мягко говоря неважно, чтобы избе­жать неизбежного провала на выпус­кных экзаменах он в мае 1933 г. за­вербовался в военно-морской флот.

Деревенский парень служил простым матросом на линкоре «Киришима». Здесь он впервые увидел самолет и твердо решил стать летчи­ком. Сакаи дважды неудачно посту­пал в летное училище. Успешной ста­ла только третья попытка. В 1937 г. Сакаи завершил обучение с наилучшим для своего курса результатом, за что и получил свою первую награду - серебряные часы.

В составе 12-й авиагруппы летчик принимал участие в китайс­кой войне. Первую победу Сакаи одержал в первом же бою - 5 октяб­ря 1938 г. сбил истребитель И-16 над Ханькоу. За первый сбитый новичок получил на аэродроме хороший наго­няй от своего командира - Сакаи вер­нулся домой на разбитой машине и с полностью, до последнего патрона, израсходованным боекомплектом.

Через год Сакаи считался уже опытным боевым летчиком-истреби­телем. 3 октября 1939 г. принял учас­тие в отражении налета 12 бомбар­дировщиков ДБ-3 на аэродром Хань­коу. Сакаи поднял свой «Клод» в небо в момент, когда на летное поле уже сыпались китайские бомбы. Япон­ский пилот преследовал добычу на протяжении 150 миль и все-таки сбил один ДБ-3. Боевой эпизод желтая прес­са Японских островов раздула до мас­штабов героической эпопеи. Сакаи вернулся на родину знаменитым.

В июне 1941 г. Сакаи переве­ли в авиагруппу на Тайнань. 7 декаб­ря 1941 г. в составе группы летчик принял участие в рейде на филиппин­скую базу Кларк-Филд. Сакаи унич­тожил на аэродроме два четырехмо­торных бомбардировщика В-17 «Летающая Крепость» и сбил в воздуш­ном бою один истребитель Р-40. На самом деле, Сакаи не сбил, а только повредил Р-40. Летчик Сэм Грэшио посадил свой истребитель на аэро­дром, в одной из плоскостей Р-40 сна­ряды пушки самолета Сакаи проде­лали огромную дыру.

10 декабря 1941 г. Сакаи, взле­тев на перехват американских бом­бардировщиков, впервые увидел «Ле­тающую Крепость» (В-17С из 14-й бомбардировочной эскадрильи ВВС США) вблизи. Японец был шокиро­ван размерами самолета.

После захвата Филиппин авиагруппа Тайнань стала действо­вать против голландской Вест-Ин­дии. Над Вест-Индией Сакаи вновь встретился с «Крепостями».

- Район вполне подходил для действий В-17. Мы часто встречались с ними в воздухе. Типичный эпизод имел место в феврале 1942 г. над Баликпапаном, остров Борнео. В воз­душном бою приняли участие два «Зеро» и семь В-17. Я сделал все воз­можное, чтобы сбить бомбардиров­щик - безуспешно! Это - не работа.

28 февраля 1942 г. в обычном патрульном полете восточнее Сурабайи, остров Ява, Сакаи перехватил транспортный DC-3. Летчик сблизился с самолетом на минимальную дистанцию и неожиданно увидел в иллюминаторе прекрасную блондинку и ребенка. Глаза женщины были пол­ны ужаса. Верный традициям предков самурай Сабуру Сакаи не стал сбивать самолет с мирными гражданами. DC-3 беспрепятственно продолжил полет по своему маршруту.

В апреле 1942 г. авиагруппа Тайнань перебазировалась в Рабаул. Пилоты «Зеро» мотались между Рабаулом и Лай, постоянно ведя воз­душные бои с американскими и ав­стралийскими самолетами, которые базировались в Порт-Морсби.

Сакаи в это время вел еще и свою собственную персональную войну за получение офицерского чина. Офицерское звание давало бо­лее разнообразный продуктовый паек, что для летчика-истребителя немаловажно даже с чисто профес­сиональной точки зрения. Офицеру по­лагались сигареты. Порой поведение летчика становилось просто вызываю­щим. Из-за проблем с дисциплиной и несоответствием поступков Сакаи мо­ральному облику строителя образцо­вого самурайского общества (пилот не стеснялся воровать в офицерской сто­ловой), командир группы заверил аса, что служить последнему в звании эн­сина предстоит еще очень долго.

Темны глубины загадочной души восточного человека. Всеобщее осуждение морального облика Сакаи не мешало его товарищам призна­вать его летное мастерство и учиться у энсина искусству летчика-истреби­теля настоящим образом. В числе учеников был даже сам командир эс­кадрильи, в которой служил ас. Юничи Сасаи. Уроки не прошли даром -многие ученики Сакаи стали асами. 22 июля 1942 г. над заливом Буна восемь «Зеро» перехватили одиночный «Гудзон» ВВС Австралии (бортовой номер А16-201, самолет принадлежал 32-й эскадрильи). Са­каи рассчитывал на легкую победу, однако двухмоторный бомбардиров­щик оказался крепким орешком. Ко­мандир «Гудзона» пайлот-офисер Уоррен Коуэн развернул машину и сам пошел в атаку на истребитель Сакаи. Сакаи все-таки сбил нахала, но прежде бомбардировщик полностью расстроил боевой порядок япон­цев. Из экипажа «Гудзона» в живых остался один человек.

7 августа 1942 г. в ходе перво­го рейда на Гуадалканал Сакаи сбил американский «Уайлдкэт» из эскад­рильи VF-5; на «Уайлдкэте» летал будущий ас лейтенант Дж. Дж. Сьюзерленд. Американец успешно вос­пользовался парашютом. На обрат­ном пути истребитель Сакаи обстре­лял одиночный SBD из эскадрильи VS-71. Выпущенная воздушным стрелком Гарри Эллиотом очередь пришлась точно на кабину «Зеро», пули просвистели в нескольких дюй­мах от головы потомственного саму­рая. Рассерженный Сакаи в первой атаке поразил стрелка, а во второй - сбил самолет. Эллиот погиб, в то вре­мя как летчик, лейтенант Дадли Адаме, воспользовался парашютом. За этот бой Адаме был удостоен Во­енно-морского креста.

Уже одержав две победы в од­ном вылете, Сакаи заметил на значи­тельном расстоянии группу «Уайлдкэтов». Летчик ошибся, на самом деле - это были пикирующие бомбар­дировщики SBD из эскадрильи VB-6, группу американских самолетов возглавлял лейтенант Карл Хоринбюргер. Будучи уверенным, что ата­кует одноместные истребители, Са­каи уверенно зашел в хвост амери­канцу и получил в упор очередь из спаренного пулемета. Самурай полу­чил тяжелое ранение. Эпический че­тырехчасовой боевой вылет завер­шил человек, которые стоял на гра­ни жизни и смерти. Сакаи ослеп на один глаз, его отправили на лечение в Японию.

После выздоровления ас на­шел свое призвание в качестве инст­руктора, он передавал свой богатый опыт молодым пилотам, параллель­но оттачивая свое летное мастерство.

В июне 1944 г. Сакаи вернул­ся к боевой работе, он получил на­значение в авиагруппу Йокосука, которая тогда базировалась на Иводзиме. 24 июня в жесткой собачьей схватке с «Хэллкэтами» из VF-1, VF-2 и VF-50 Сакаи сбил три американ­ских истребителя, японцы потеряли 23 «Зеро».

Летом 1944 г. началась исто­рия летчиков-камикадзе. Пилоты авиагруппы Йокосука получили за­дание сопровождать смертников в их последнем полете. 5 июля Сакаи и двое его ведомых вылетели на сопро­вождение восьми бомбардировщи­ков-камикадзе. На подступах к объекту удара японские самолеты перехватили «Хэллкэты». Американ­цы в короткий срок сбили все бомбар­дировщики, слабым утешением для японцев послужил один сбитый «Хэллкэт». Тройка «Зеро» вернулась на базу, не взирая на ухудшившиеся ме­теоусловия и малый остаток топлива.

Через сутки после полета на сопровождения камикадзе уцелевшие «Зеро» авиагруппы Йокосука были эвакуированы в Японию. Сакаи вновь вернулся к работе летчика-ин­структора. В декабре 1944 г. аса на­правили в 343-ю авиагруппу, воору­женную новейшими истребителями Шинден-Каи «Джордж».

Последний боевой вылет ве­личайший японский ас совершил 17 августа, через два дня после капиту­ляции страны. Сакаи перехватил над Токио разведчик В-32 «Доминатор». По своим собственным подсчетам Сабуро Сакаи сбил в воздушных боях более 60 самолетов.

В 1982 г. Сакаи имел случай пожать руку Гарольду Джонсу - воз­душному стрелку одного из SBD, в бою с которыми японец лишился гла­за. Остаток жизни Сакаи провел в Токио, читая лекции и играя в гольф. Лишенный глаза ветеран император­ской авиации с легкостью обыгрывал в гольф своих друзей, демонстрируя потрясающие результаты.