Уоррент-офицер Киюми Катцуки

 

За всю войну только два лет­чика гидросамолетов японской мор­ской авиации стали асами. Одним из них и являлся Киюми Катцуки. Кат­цуки родился в префектуре Фукоока в апреле 1919 г., вступил доброволь­цем в военно-морской флот, а к маю 1941 г. он уже стал летчиком гидро­самолета-разведчика.

Перед началом войны на Ти­хом океане Катцуки служил на тен­дере «Читозе». В первые месяцы войны летчик на биплане F1M «Пит» совершил большое количество разве­дывательных полетов над Филиппи­нами и голландской Вест-Индией. 11 января конвой японских кораблей с десантом морской пехоты двигался к порту Кима, Северный Целебес. Про­водке конвоя пытались мешать семь базировавшихся в Минадо голланд­ских и американских летающих ло­док PBY «Каталина». Катцуки и его однополчане атаковали на своих бипланах «Пит» неприятельские гид­росамолеты. Катцуки сбил одну «Ка­талину» - голландский PBY с борто­вым номером Y-58 из эскадрильи GVT-17.

В сентябре 1942 г. летчика пе­ревели на передовую базу гидросамо­летов, расположенную на острове Шортлэнд. Отсюда японские гидро­самолеты совершали полеты на раз­ведку прилегающих к Гуадалканалу акваторий. 4 октября в ходе патру­лирования воздушного пространства над японской эскадрой Катцуки об­наружил пять бомбардировщиков В-17, летевших под прикрытием четвер­ки истребителей. Катцуки пытался сорвать удар американских самоле­тов по транспорту гидроавиации «Ниссин». Японский летчик атаковал «Летающую крепость» - В-17Е из 72-й бомбардировочной эскадрильи ВВС США, кораблем командовал лейтенант Дэвид Иверитт. Катцуки атаковал сзади сверху, понятно, что шансов сбить огромный бомбардировщик пулеметным огнем у японца не было. Катцуки вышел из атаки, развернулся и таранил В-17 спереди снизу. Удар пришелся по правому крылу и килю «Крепости». Из экипа­жа бомбардировщика спаслись толь­ко второй пилот и наблюдатель. Обоих подобрал эсминец «Акицуки».

За бой 4 октября Катцуки по­лучил персональную благодарность в приказе от командира «Читозе» кэптена Таматцу Фурукавы:

- Киюми Катцуки обнаружил четыре американских истребителя и пять бомбардировщиков В-17. Кат­цуки атаковал головной В-17, но огонь воздушных стрелков бомбар­дировщиков был очень сильным. Летчик решил остановить врага лю­бой ценой и, не имея другой возмож­ности осуществить свой замысел, по­шел на таран. Катцуки занял пози­цию в 50 метрах ниже бомбардиров­щика, развернулся и направил свой самолет в район правой плоскости крыла В-17. Самолет Катцуки был полностью разбит, и летчик восполь­зовался парашютом. Под впечатле­нием самопожертвования японского пилота враг отказался от атаки ко­раблей... Перед лицом врага все, по­добно Катцуки, обязаны проявлять героизм и самоотверженность, при необходимость вы должны решиться на таран и осуществить его. Катцуки совершил поступок, достойный вос­хищения. Атака врага, не взирая на риск потерять собственную жизнь, соответствует лучшим традициям нашего военно-морского флота... Вы, Катцуки. награждаетесь специ­альным знаком отличия - золотым шевроном.

Летчика вскоре после совер­шения им тарана отозвали в Японию для переучивания на гидросамолет-истребитель «Руфь». Переподготовка проходила на военно-морской базе Йокосука. Освоив новый гидро­план, Катцуки в июле 1943 г. полу­чил назначение в 452-ю авиагруппу, которая дислоцировалась на Алеут­ских островах в Шумшу. Почти сра­зу после прибытия героя на Алеуты, начались налеты тяжелых бомбарди­ровщиков В-25 и В-24 из состава 11-й воздушной армии ВВС США на острова Парамушир и Атту. В одном из вылетов в промежутке между ав­густом и октябрем 1943 г. Катцуки сбил бомбардировщик В-25.

12 сентября майор Фрэнк Кэш из 404-й бомбардировочной эскадри­льи ВВС США вел группу «Либерейторов» на бомбежку острова Пара­мушир. На отражение налета подня­лись в воздух десять гидросамолетов и несколько истребителей «Оскар» из 54-го сентая японских ВВС. Катцу­ки и четыре других летчика гидроса­молетов сбили два бомбардировщика В-24, в том числе - самолет майо­ра Кэша.

Петти-офицер 3-го класса Катцуки вместе с другими уцелевши­ми летчиками гидросамолетов был эвакуирован в Японию на борту под­водной лодки 1-36 после того как за­мерзла акватория алеутской базы. В Йокосуке летчик освоил новейший гидроплан Каваниши N1K «Рекс». По завершении переучивания Катцу­ки получил назначение в 934-ю авиа­группу. Группа базировалась на ост­рове Амбон в юго-западной части Индонезии. В январе Катцуки на «Рексе» сбил В-24; это была самая первая победа, одержанная на гидро­самолете Каваниши N1K. Вскоре после этого успеха 934-ю группу рас­формировали, а пилотов направили переучиваться на нормальные истре­бители «Зеро». Большинство летчи­ков затем получило назначение в 381-ю авиагруппу. Катцуки принимал участие в обороне нефтяных место­рождений Баликпапана, над Синга­пуром он сбил два американских са­молета.

В феврале 1945 г. летчик вер­нулся в Японию, где получил назна­чение а авиабазу Омура. Последние месяцы войны он летал на истреби­теле «Рэйден». Киюми Катцуки одер­жал в воздушных боях 16 побед, семь из них - на гидросамолетах.