Энсин Минору Хонда

 

Юный пилот сделал блестя­щую карьеру, он даже «воскресал» из мертвых. Свое везение ас объяснял просто:

-  не приписывай себе чужих побед;

- всегда продумывай как и ког­да в случае необходимости можно будет спастись.

- береги нервы, бей врага пер­вым.

Минору Хонда родился в 1923 г. в префектуре Кумамото, затем по­ступил добровольцем военно-морской флот и закончил летное училище в октябре 1939 г. Оставаясь инструк­тором, сложно сбить хоть один само­лет противника. Хонда едва не погиб, когда его самолет столкнулся с бук­сировочным конусом мишени.

В апреле 1942 г. летчика на­правили в авиагруппу Каноя. Свой первый боевой вылет он совершил над Сингапуром в составе восьмер­ки на перехват девятки британских «Буффало». Необстрелянный лет­чик, увидев противника, растерялся

- что делать сначала: сбрасывать под­весной топливный бак или жать на гашетку пушки? Хонда вспоминал: «Наш строй рассыпался, мы начали вести себя подобно дикарям, а не как боевые летчики-истребители. Сбитых не было ни у нас, ни у противника». Неофит. Имеющий всего 95 часов на­лета на «Зеро», пилот потерял ориен­тировку и вернулся на базу последним.

В сентябре Хонду перевели в Рабаул. Он принимал участие в мно­гочисленных воздушных боях над Новой Гвинеи и Соломоновыми ос­тровами. В одном из боевых вылетов ему пришлось совершить вынужден­ную посадку на острове Коломбонгара. Когда Хонда увидел приближа­ющихся к нему туземцев, он выхва­тил пистолет и принял угрожающую позу. К счастью для него туземцы сочувствовали японцам - через десять дней Хонда был на своей базе.

За это время летчика успели зачислить в разряд погибших и при­своить «посмертно» очередное воин­ское звание (точнее, «мертвый» Хон­да даже «перепрыгнул» через одно звание). Хонда воскрес и его при­шлось разжаловать. Летчик был ос­корблен в лучших чувствах - он на­прашивался на самые опасные зада­ния в надежде погибнуть и наверня­ка получить вожделенный офицерс­кий чин. Петти-офицер 1-го класса другой возможности выбиться в на­стоящие офицеры не видел.

В апреле 1944 г. Хонду пере­вели в 407-ю истребительную эскад­рилью, четь позже - на Филиппины, где он занимался подготовкой ками­кадзе. Такая работа окончательно деморализовала пилота. Хонда, на­плевав на субординацию, высказы­вал своему начальству все, что он думает по поводу использования лю­дей в качестве бомб, а думал он, что это, по меньшей мере, глупость.

Вернувшись в Японию, Хон­да попал служить в элитную 343-ю эскадрилью, в составе которой пы­тался отражать налеты «Сверхкрепо­стей» на южные районы страны. Пи­лоту удалось остаться в живых толь­ко благодаря отличной летной под­готовке.

«Наша главная беда заключа­лась в том, что нас учили будто бы мы действительно можем выиграть войну»,- писал Хонда после капиту­ляции Японии: «Мы воспитывались в духе превосходства над ленивыми такими-разэтакими американцами. Как оказалось американцы - вовсе не ленивые. Их летчики отличались хо­рошей подготовкой и отменной храб­ростью. В то же время наши коман­диры не обладали такой гибкостью в использовании авиации, как коман­дный состав американцев. Янки бы­стро учитывали свои ошибки и про­счеты. Они сумели создать более со­вершенные, чем наши, самолеты... Мы совершили огромную ошибку».

Минору Хонда сбил не менее 17 самолетов противника, сам он оце­нивал свой личный боевой счет в 40-50 побед. После войны ас работал летчиком-испытателем и некоторое время даже летал в США на самоле­те Мицубиси MU-2.