Оборона Японии

 

Захват Филиппин и Иводзимы открыл американцам парадную дверь в Японию. Это прекрасно по­нимали и сами японцы, поэтому по­явление 24 ноября 1944 г. над Токио взлетевших с Сайпана тяжелых бом­бардировщиков В-29 сюрпризом не стало.

Первые самолеты, взлетевшие с авианосца, появились над столицей Японии еще в 1942 г. - это были В-25 подполковника Дуллитла. Очередные налеты состоялись только 16017 февраля 1945 г., в них приняла учас­тия авиация 58-го оперативного со­единения адмирала Митчера. Для отражения налетов японцы подняли в небо все, что могло летать, вклю­чая истребители с неубираемым шас­си времен войны с Китаем. Обе стра­ны «слегка» завысили свои достиже­ния в воздушном бою: японцы заяви­ли о 275 сбитых американских самолетов при собственных потерях в 78 истребителей, янки - «сбили» более 330 японских машин, потеряв 52 «Хэллкета» и 16 «Корсаров».

После налета на Токио адми­рал Митчер повел свое соединение на юг, его главной задачей стал вывод из строя аэродрома Кушу, с которо­го могли действовать камикадзе.

Для морской авиации Японии началась черная полоса - потомки самураев терпели поражение за пора­жением. На общем безрадостном фоне блистало одно подразделение. Ветеран рейда на Перл-Харбор кэптен Минору Генда сформировал элитную часть, пилотов он отбирал лично из числа ветеранов. Генда до­бился, чтобы подразделение получи­ло новейшие морские истребители Шинден-Каи («Джордж»). Офици­ально подразделение Генды именова­лась 343-я авиагруппа, однако извес­тность в морской авиации оно полу­чило как «эскадрилья экспертов».

На рассвете 19 марта 1945 г. самолеты соединения Митчера стар­товали с палуб авианосцев, чтобы нанести удар по главной базе японс­кого флота Куре. Американцы не рассчитывали встретить над целью серьезное сопротивление со стороны авиации противника. Они просчита­лись. Кэптен Генеда поднял на пере­хват американской армады три эскадрильи «Джорджей». В воздушном бою японцы и американцы потеряли по шесть самолетов. Это было толь­ко начало воздушного сражения.

Согласно данным штаба 343-й авиагруппы, летчики подразделе­ния сбили 53 «Хэллкета» и «Корса­ра», четыре пикирующих бомбарди­ровщика SB2C «Хеллдайвер». Поте­ри «эскадрильи экспертов» состави­ли 13 летчиков. Старший петти-офи­цер Катцуи Като сбил за день девять самолетов. Успех летчиков 343-й авиагруппы поднял моральный дух их менее удачливых товарищей.

Рейды бомбардировщиков на индустриальные центры Японии про­должались. Низкую точность днев­ных ударов с больших высот амери­канское командование решило ком­пенсировать ночным бомбометанием с малых высот. Первый из ужасаю­щих рейдов состоялся в ночь с 9 на 10 марта 1945 г. В результате ночно­го налета полностью были уничтоже­ны городские кварталы Токио на площади 16 квадратных миль. Отве­том командования морской авиации Японии на ночные бомбардировки стало использование специальных истребителей «Гекко», но достиже­ния пилотов этих машин были совер­шенно не адекватны масштабам уг­розы. Самым знаменитым «киллером» бомбардировщиков В-29 стал лейте­нант Юкио Эндо, именно он был пио­нером использования ночных истреби­телей над Соломоновыми островами. На свой счет, прежде чем погибли, Эндо и его наблюдатель записали не менее восьми «Сверхкрепостей».

В апреле бомбардировщики В-29 стали сопровождать истребите­ли Р-51 «Мустанг» и Р-47 «Тандерболт», «Мустанги» и «Тандерболты» действовали с аэродромов на Иводзиме. Японские летчики столкнулись с новой угрозой. Главным «укроти­телем» истребителей ВВС США стал лейтенант Садааки Акаматцу из ба­зировавшейся в Атцуги 302-й авиа­группы. На своем Рэйдене («Джек») лейтенант в воздушным бою 19 ап­реля сбил не менее двух «Мустангов». Это было непросто:

- Никогда ранее я не видел та­кого количества вражеских самоле­тов. Мы перехватили противника ад южной частью Токийского залива. Пять Рэйденов наперегонки устремились на врага. Я зашел в хвост «Мус­тангу» - он загорелся. Я стрелял в упор и поразил топливный бак аме­риканского истребителя. Другой аме­риканский самолет заложил вираж и атаковал мой истребитель. Мне не оставалось ничего другого, как само­му пойти в лобовую атаку. Я пре­красно видел как к моему Рэйдену от «Мустанга» тянулись трассы, но я сумел увернуться. Противник долго не отставал. Это был очень трудный бой, я снимаю шляпу перед мастер­ством американских летчиков.

Немногие летчики морской авиации Японии в конце войны име­ли возможность подниматься в небо: сказывалась нехватка топлива и са­молетов. Командование готовило последнюю массированную само­убийственную атаку по силам втор­жения на Японские острова.

Характеристики японских ис­требителей также оставляли желать лучшего. Лейтенант-коммендер Ёцу Фуджита так отзывался о материаль­ной части истребительной авиации японского флота:

- На начальной стадии войны вооружение «Зеро» (два пулемета ка­либра 7,7 мм и 20-мм пушка) вполне соответствовало нашим потребнос­тям, однако впоследствии положение изменилось. Наши летчики пришли к выводу, что вооружение американ­ских истребителей (несколько круп­нокалиберных пулеметов) более эф­фективно, я не знаю почему, но у нас так и не появилось самолетов с таким вооружением. Только ветераны были полностью удовлетворены прицела­ми «Зеро», я полагаю, что у нас име­лись прицелы лучше, чем у амери­канцев, но мы их тоже не получили. Я знал, что у немцев есть реактивные истребители Мё-262 и ракетные ис­требители Me-163. Мы хотели иметь подобные самолеты, но опять же - не получили их.

Последний крупный воздуш­ный бой второй мировой войны про­изошел 15 августа 1945 г. в районе Атцуги. С американской стороны в нем принимали участие «Хэллкеты» из эскадрильи VF-88, японская авиа­ция была представлена «Зеро» и «Джеками» из 302-й авиагруппы. В бою были сбиты четыре «Хэллкета», а через два часа после схватки микадо приказал прекратить военные действия против союзников. Приказ не остано­вил летчиков морской авиации.

17 августа над Токио без эс­корта истребителей появился развед­чик В-32 «Доминатор». Американца перехватили истребители авиагруп­пы Йокосука. В кабинах японских самолетов сидели энсин Сабуро Сакаи и уоррент-офицер Садами Комачи. Сакаи и Комачи преследовали «Доминатор» до острова Ошима, где его и сбили. Подобный случай повто­рился на следующий день. Сбитый самолет принадлежал 312-й бомбар­дировочной авиагруппе ВВС США

Сабуро Сакаи вспоминал об этих схватках:

- Часто приходится слышать, что сбив американские самолеты мы совершили иллегальный акт. Я счи­таю, что такое мнение в корне непра­вильно. Согласно всем международ­ным нормам, пока не подписан акт о капитуляции или перемирии, сторо­ны находятся в состоянии войны. Япония оставалась суверенным госу­дарством, а всякое суверенное госу­дарство имеет право себя защищать. Когда в небе появился В-32, мы не испытывали сомнений относительно того, что делать дальше... Вторгаясь в воздушной пространство Японии американцы сознательно шли на про­вокацию, без сомнения с их стороны это был акт агрессии. Горячие парни не могли подождать несколько дней, мы охладили их пыл!

В преддверии оккупации стра­ны большинство пилотов уничтожи­ли свои летные книжки, воинские документы, сведения об одержанных победах...Огромное количество цен­нейшей информации оказалось для историков безвозвратно утерянным.