Уоррент-офицер Такео Танимицу

 

«Я верю в судьбу. Только бог определяет где и когда суждено чело­веку родиться, где и когда ему суж­дено умереть», - писал знаменитый японский ас Такео Танимицу. Тани­мицу летал на броском «Зеро», его легко было выделить среди других самолетов по отметкам об одержан­ных победах.

Такео Танимицу родился в апреле 1919 г. в префектуре Мии. Его мать была знаменитой ныряльщицей за жемчугом. Юноша вступил добро­вольцем в военно-морской флот, где стал акустиком, с началом войны на Тихом океане его отобрали для обучения на летчика-истребителя. Курс летной подготовки Танимицу завер­шил в марте 1942 г. Молодой летчик сменил несколько подразделения, прежде чем в феврале 1943 г. получил назначение на авианосец «Сёкаку». За почти год службы Такео ни разу не понюхал пороха. Его боевое кре­щение состоялось 2 ноября 1943 г. над Рабаулом. В первом же бою летчик сбил два «Лайтнинга».

В ежедневных схватках в небе Рабаула пилоты «Зеро» платили до­рогую цену. Наиболее опасным про­тивником, по мнению Танимицу, яв­лялись «Хэллкеты»:

- Я считаю, что самым гроз­ным противником, с которым мы столкнулись был истребитель F6F. Это был маневренный и верткий са­молет, в то время как летчики «Лайтнингов» и «Корсаров» использова­ли тактику «ударь и беги», на своих маломаневренных истребителях они старались не ввязываться в «собачьи схватки». Американские самолеты было сложно зажечь: они дымили, но не горели. Даже издали легко разли­чались горящий «Зеро» и горящий американец.

«Корсар» пользовался огром­ной популярностью среди американ­ских летчиков, которые прозвали его «Свистящая смерть». Японские пило­ты также уважали «Корсар», но не считали его самым опасным против­ником. Танимицу вспоминал:

- «Корсар» можно было легко сбить на преследовании. Я неоднок­ратно наблюдал как «Корсары» на пикировании врезались в воду - аэро­план был перетяжелен. Мы иногда со­знательно загоняли их в море. Для на­ших легких «Зеро» не существовало проблем с выходом из пикирования.

Японец исповедовал простую философию: «Убиваешь ты или убивают тебя». Тем не менее, Танимицу не были чужды сантименты. 4 янва­ря 1944 г., возвращаясь из боевого вылета, Такео заметил купол пара­шюта. Под куполом болтался амери­канец (это был пилот «Корсара» кэптен Харви Картер из эскадрильи VMF-321). Японский летчик снизил­ся и сбросил в море, где по его расче­там должен был приводниться янки, свой спасательный жилет. Танимицу проследил как американец освобо­дился от подвесной системы парашю­та и устроился в спасательном снаря­жении. Янки благодарно помахал рукой. Увы, Харви все равно спас­тись не удалось.

В марте 1944 г. Танимицу пе­ревели инструктором в авиагруппу Тайнань, которая тогда находилась в Японии. Инструктором он служил недолго, в результате очередного пе­ревода пилот оказался на Формозе, где принял участие в отражении на­летов американской авиации на ост­ров. Танимицу даже совершил не­сколько ночных боевых вылетов. В ночь на 31 августа 1944 г. он перехва­тил группу из 11 бомбардировщиков В-24 из 425-й бомбардировочной эс­кадрильи ВВС США. Самолеты ле­тели бомбить порт Такао. Танимицу сбил самолет лейтенанта Нормана Клиндина, из всего экипажа удалось спастись одному человеку. В другой раз ас повредил «Либерейтор» лейте­нанта Джорджа Пирпонта, бомбар­дировщик не дотянул до своей базы, разбился в горах материкового Ки­тая. Останки экипажа самолета были обнаружены только в октябре 1996 г., в январе 1997 г. их передали амери­канскому посольству в КНР.

3 ноября 1944 г. Танимицу и его ведомый Манабу Ито прикрыва­ли с воздуха конвой судов, шедший в порт Амой (Кита I. Японских пилотов атаковали два «Мустанга» из 74-й истребительной эскадрильи ВВС США (пилоты - кэптен Пол Рейс и 1-й лейтенант Джон Болярд). Рейс про­стрелил законцовку плоскости кры­ла на самолете Танимицу. Таними­цу почему-то решил, что это его нео­пытный ведомый по ошибке выпус­тил пулеметную очередь. В своей ошибке он убедился очень быстро: Болярд добил сначала самолет Тани­мицу, а потом зажег истребитель Ито. Ас вспоминал:

- Мой «Зеро» потерял управ­ление, загорелся и стал падать, я по­думал - вот и пришла смерть.

Летчику удалось выбраться из горящей кабины и воспользоваться парашютом, который раскрылся на высоте всего 250 футов. Танимицу через два часа спасли два местных китайских рыбака.

Более месяца летчик провел на Формозе в госпитале, а затем отпра­вили в Японию. Летчик обратился к командованию с просьбой разрешить ему стать камикадзе. Опытным лет­чикам в подобных просьбах отказы­вали почти всегда. Танимицу напра­вили для дальнейшего прохождения службы в 203-ю авиагруппу на авиа­базу Куйшу.

18 марта 1945 г. Танимицу всту­пил в бой с «Корсарами», штурмовав­шими аэродром Касанабара. Один американским истребитель он «снял» с хвоста «Зеро» своего товарища, еще один «Корсар» (пилот - лейтенант Джеймс Стивене из эскадрильи VBF-83) Танимицу серьезно повредил. Во­лоча за собой шлейф черного дыма «Корсар» на предельно малой высоте вышел из боя. Стивенсу не удалось вер­нуться на базу, он покинул свой «Кор­сар» с парашютом.

Танимицу стремился быть примером для молодых летчиков, поэтому нанес на свой истребитель отметки о победах.

10 июня 1945 г. Танимицу при­нял над Куйшу бой с «Тандерболтами». Он тяжело повредил один аме­риканский истребитель, но и на его «Зеро» была пробита маслосистема. Летчику пришлось выполнить вы­нужденную посадку.

Танимицу отвергнул переми­рие с врагом, новость о котором рас­пространилась 15 августа 1945 г. В течении пяти дней он искал врага в воздухе и разбрасывал листовки с призывом к населению Японии про­должать борьбу.

К концу войны на боевом сче­ту Такео Танимицу значилось 32 по­беды в воздушных боях, он налетал 1425 часов. Конец жизни ветеран вой­ны на Тихом океане провел в Осаке.