Старший петти-офицер Шоичи Сугита

 

Шоичи Сугита над Соломоно­выми островами стал лучшим асом 204-й авиагруппы и одним из пяти лучших асов всей морской авиации Японии в целом. Сугита родился в 1924 г. в префектуре Ниигата. В воз­расте 15 лет он бросил сельскохозяй­ственное училище и поступил добро­вольцем в военно-морской флот.

В марте 1942 г. Сугита завер­шил курс летной подготовки и был в октябре направлен на базу Буин. Первый воздушный бой он провел 1 декабря 1942 г.: на пару с петти-офицером 2-го класса Саи Канда Сугита сбил В-17 прямо над своим аэродро­мом. 28 декабря Сугита сбил над Бу­йном еще одну «Летающую Кре­пость».

2 января 1943 г. над Манда «Уайлдкэт» из эскадрильи VMF-121. До конца месяца Сугита записал на свой личный счет еще три истребите­ля F4F и один бомбардировщик В-24.

Сугита стал одним из шести летчиков, отобранных для сопровож­дения двух бомбардировщиков «Бет­ти», в одном из которых летел адми­рал Ямамото. Как уже неоднократ­но отмечалось выше, оба бомбарди­ровщика сбили американские «Лайтнинги». В последовавшим за гибе­лью Ямамото воздушном бою Суги­та повредил «Лайтнинг» 1-го лейте­нанта Раймонда Хайна, американс­кий истребитель на базу не вернулся (единственная потеря американцев в бою 18 апреля 1943 г.). Сбитый аме­риканский истребитель не доставил радости никому - пилоты не смогли защитить Ямамото.

Отныне Сугита мечтал только об одном - погибнуть с честью. В те­чение последующих трех месяцев из боевых вылетов не вернулись четыре из шести летчиков эскорта, пятый, Кенджи Янагия, получил тяжелое ранение и был эвакуирован в Япо­нию. Сугита же продолжал летать и оттачивать в воздушных боях искус­ство владения истребителем.

Первый раз Сугита встретил­ся с «Корсарами» 12 июня 1943 г. над Гуадалканалом. Американские ис­требители принадлежали эскадрилье VMF-112. В первом же бою японец сбил одни F4U и повредил второй; оба самолета принадлежали эскадри­лье VMF-122. свой последний «Кор­сар» Сугита сбил 25 августа. Летчи­ки морской пехоты США рассчита­лись с обидчиком менее чем через сут­ки. «Корсары» из эскадрильи VMF- 214 или VMF-215 подловили Сугиту юго-восточнее Шортлэндса. Летчику все-таки удалось спастись, но он по­лучил тяжелые ожоги. Сугиту отпра­вили на лечение в Японию.

В марте 1944 г. Сугита был направлен в 263-ю авиагруппу, в со­ставе которой принимал участие в ожесточенных воздушных боях над Каролинскими и Маршалловыми ос­тровами. 8 июля он в составе шес­терки «Зеро» (группу вел лейтенант Ясухиро Шигематцу, сбивший более десяти американских самолетов) в районе Палау столкнулся с «Хэллкэтами» из эскадрильи VF-31. Всех «Зеро», кроме самолета Сугиты, сби­ли американцы. Сугита смог дотя­нуть до атолла Пилилиу. Лишившу­юся командиров и с одним способ­ным подниматься в воздух самолетом группу расформировали через десять дней. Сугита и еще несколько уцелев­ших летчиков перебросили в север­ную часть Филиппин.

Следующим подразделением, в какое попал пилот, стала 201-я авиагруппа, дислоцировавшуюся на Филиппинах. Снова он принимал участие в нескончаемых воздушных боях. Сбивал самолет за самолет, те­рял боевых товарищей и оставался живым. К моменту возвращения в Японию на счету Сугиты значилось более 120 побед в воздушных боях.

Нет ничего удивительного в том, что выдающегося аса отобрал в свое элитное подразделение Минору Гэнда. Гэнда приступил к формиро­ванию «эскадрильи экспертов», воору­женной новейшими истребителями Шинден-Каи («Джордж»), в декабре 1944 г. на расположенной на острове Шикоку авиабазе Матцуяма. Первый бой летчики 301-й авиагруппы прове­ли 19 марта 1945 г. над главной воен­но-морской базой японского флота Куре. Сугита сбил три «Хэллкета».

Старший петти-офицер Шоичи Сугита нашел свою смерть 15 ап­реля 1945 г. Американская палубная авиация атаковала аэродром Киушу, откуда налеты камикадзе могли уг­рожать эскадрам ВМС США. Удар­ную группу, перед которой стояла задача вывести из строя аэродром Каноя, был лейтенант-коммендер Роберт «Док» Уизеруп из эскадрильи VF-43. Как только «Хэллкеты» по­явились в пределах видимости с зем­ли, к своим истребителям бросились Сугита и его ведомый петти-офицер 2-го класса Тоями Миязава. Все это наблюдал Сабуро Сакаи. Приказным тоном Сакаи заорал: «Немедленно в укрытие». Бесполезно - Сугита уже влезал в кабину самолета.

Лейтенант-коммендер Уизеруп отлично видел подготовку к взлету ис­требителей противника. Что может быть проще, чем сбить самолет на взле­те? Американец не упустил своего шан­са. Уизеруп выждал, пока Шинден-Каи не занял всю сетку прицела, после чего нажал на гашетку. Сугита заметил трассы и среагировал немедленно, вве­дя истребитель в вираж - слишком по­здно! Лейтенант-коммендер не прекра­щал огня до тех пор. пока японский ис­требитель не скрылся в облаке огня и дыма. Через несколько секунд Уизеруп подобным образом расправился с Миязавой.

Согласно официальным дан­ным Шоичи Сугита сбил 70 самоле­тов лично и 40 в группе. Минору Гэн­да не представил, как это было при­нято в морской авиации, Сугиту к посмертному повышению в звании. Гэнда считал, что этой чести достой­ны только офицеры, однако высшие чины поправили командира 301-й авиагруппы: посмертно Сугита полу­чил энсина.